Софисты: от космоса до человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в проведении комплексного исследования познавательных установок и методологических приемов софистики. Реализация поставленной цели конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ трансформации образа софистики в истории культуры;
- выявить когнитивные и социокультурные предпосылки возникновения софистики;
- исследовать особенности релятивизма софистики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
2. Софистика как выражение самосознания культуры Древней Греции…………5
3. Жизнь и деятельность известных софистов:
3.1. Протагор и его идея гносеологического релятивизма………………………..8
3.2. Горгий, проповедник абсолютного скептицизма……………………………..10
3.3. Гиппий, приверженец репрессий ……………………………………………...12
3.4. Продик и его теория эвфемеризма …………………………………………….14
3.5. Антифонт и его идеология рабовладельческой формации …………………..16
3.6. Алкидам – последователь Антифонта…………………………………………18
3.7. Трасимах – соотношение права и морали……………………………………..18
3.8. Критий – глава антидемократической комиссии …………………………….19
4. Философская проблематика софистики………………………………………..20
5. Заключение……………………………………………………………………….23
6. Список использованной литературы ……………………………………….….25

Работа содержит 1 файл

Философия - софисты.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   Закончив  свою речь этими словами, великий  софист покинул портик, оставив учеников в полной растерянности.

   Платон  полагал, что синонимика Продика  была подготовительным этапом к учению Сократа о дефинициях. Единственным произведением Продика, о котором известно достоверно, являются Времена года (Horai), в которых автор доказывал, что возникновение земледелия привело к развитию человеческой культуры; он представил также теорию происхождения религии. Продик был создателем теории, провозглашавшей, что люди стали воздавать божественные почести полезным для них вещам (род фетишизма), а затем их изобретателям (теория, позднее названная эвфемеризмом;) Он первый объяснил происхождение религии психологическими причинами (чувство благодарности) и обозначил два этапа ее развития. Название произведения он связывал с богинями времен года, почитаемыми на Кеосе. Из этого произведения взят рассказ о Геракле на распутье, который в конце концов выбирает тяжкий путь добродетели; он свидетельствует, что Продик не был гедонистом и не признавал этического релятивизма. (Этот рассказ известен нам только в обработке Ксенофонта в Воспоминаниях о Сократе). Продик выступает в Протагоре Платона.

   Продик  придал софистическим положениям этически-религиозный  оттенок; занимался проблемами языкознания и заложил основы синонимики, т. е. распознавания и различения родственных по смыслу слов.

   Продик  занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Поэтому, разрабатывая синонимику, он уточнял значение слов, различал оттенки в синонимах (например, «мужество» и «отважность»). В диалоге «Протагор» Продик при обсуждении смысла некоторых строк из стихотворения Симонида говорит, что в них Продик, как и Протагор, занимался проблемой происхождения и сущности религии, за что получил прозвище «безбожник». В самом деле, «Продик ... всякое священнодействие у человека и мистерии, и таинства ставит в связь с благами земледелия, считая, что отсюда появились у людей и (самое) представление о богах, и всяческое благочестие»9. Таким образом, Продик, пытаясь научно объяснить происхождение веры в богов, думал, что религия возникает вследствие того, что люди поклонялись полезным им явлениям природы. 

    3.5. Антифонт и его идеология рабовладельческой формации  

   Об этом софисте известно немного. Его упоминает, в частности, Плутарх в «Жизнеописании десяти ораторов». Как и Гиппий, Антифонт занимался науками (астрономией, метеорологией, математикой). В области математики Антифонт пытался решить задачу на квадратуру круга Антифонт вписывал в отрезки круга всё уменьшающиеся треугольники, стороны которых образовывали - соответственно уменьшающиеся сегменты, этим методом софист стремился получить многоугольник, равный кругу.

         Антифонт думал, что  всё возникло из вихря, что всё  едино, что в действительности нет ни вещей, ни времени, что «время - (наша) мысль или мера, а не сущность».

   Сочинения Антифонта – «Истина», «О согласии».

   Более известно об этических взглядах Антифонта. Они оригинальны. Для Антифонта, как и для Гиппия, веления природы и требования закона антогонистичны. Источник всех бед в том, что законы заставляют людей поступать вопреки своей природе. А это всё оттого, что «многие (предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)». Здесь под справедливостью Антифонт понимает стремление не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Из антагонизма закона и природы и из бедственности следования закону Антифонт выводит, что человек должен быть двуличным и, делая вид, что он следует законам общества и государства, следовать природе, которую в отличие от людей обмануть нельзя: «Человек будет извлекать для себя наибольше пользы, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей (будет следовать) законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природы необходимы». Антифонт объясняет и то, почему нельзя не следовать природе и почему можно обмануть государство: «предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой (порождения природы), веления же природы суть самовозникшие врождённые начала, а не продукт соглашения людей между собой». Таким образом, Антифонт - родоначальник договорной теории происхождения государства. Этику Антифонт определял как искусство быть беспечальным.

   Противопоставление  того, что существует по природе, тому, что установлено людьми, позволило Антифонту поставить вопрос о происхождении рабства. Для Антифонта рабство - общественное установление, противоречащее природе. До нас дошли слова Антифонта о том, что «по природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары и эллины».

   Антифонт  обосновывает эту мысль, указывая, что  «у всех людей нужды от природы одинаковы», что мы все (одинаково) дышим воздухом через рот и едим мы все (одинаково) при помощи рук».

   Учение  Антифонта о природном равенстве  людей шло вразрез с господствующей в Древней Греции идеологией - идеологией рабовладельческой формации. Рассказывают, что Антифонт отпустил своих рабов, а сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, то он был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав. 

    3.6. Алкидам – последователь Антифонта  

   Один  из учеников Горгия младший софист Алкидам развил дальше учение Антифонта о равенстве людей и противоестественности рабства. Если Антифонт говорил о равенстве эллинов и варваров от природы, то Алкидам - о том, что рабов вообще нет. При этом Алкидам ссылается не только на природу, но и на авторитет бога: «Бог создал всех свободными, природа никого не создала рабом»10. 

    3.7. Трасимах – соотношение права и морали  

   Трасимах  происходил из Вифинии, из города Халкидона. По словам Цицерона, Трасимах первым изобрел  правильный склад прозаической речи. Он обладал удивительным даром слова и вошел в историю античной риторики как оратор, «ясный, тонкий, находчивый, умеющий говорить то, что он хочет, и кратко, и очень пространно».

   В своём «Государстве» Платон изображает Трасимаха сатирически. Однако, участвуя в беседе о том, что такое справедливость, Трасимах (Фрасимах) высказывает и обосновывает глубокую мысль о политической справедливости как выгоде сильнейшего. Если полемизирующий с ним Сократ исходит из абстрактной справедливости, то Трасимах вплотную подходит к догадке о классовом характере права и морали в классовом обществе. В остром споре с Сократом  Трасимах заявляет: «Так вот я и говорю, почтеннейший Сократ: во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она - сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость - везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего». Трасимах, правда, говорит не о классах - ведь классовый характер общества античная политическая мысль не открыла, да и не могла открыть. Он говорит лишь о народе, который сравнивается со стадом, и о власть имущих (их Трасимах сравнивает с пастухами). Однако под власть имущими можно понять у Трасимаха не только государственный аппарат, но и целый класс людей, эксплуатирующий народ, трудящихся. Все издаваемые в государствах законы, говорит Трасимах, направлены к пользе и выгоде этого господствующего класса власть имущих. Трасимах смотрит на социальную справедливость пессимистически: общество таково, что справедливый там всегда проигрывает, а несправедливый всегда выигрывает. И это особенно верно при тирании. Тираническая форма правления делает человека в высшей степени несправедливого, то есть тирана, самым счастливым, а народ – самым несчастным. Боги же не обращают никакого внимания на человеческие дела. В противном случае они не пренебрегали бы справедливостью, нечего после этого удивляться тому, что люди ею пренебрегают. 

    3.8. Критий – глава антидемократической комиссии  

    Критий  жил примерно в 460-403 года до н. э. Он был  главным из тридцати тиранов.

    После поражения Афин в Пелопоннесской войне спартанцы потребовали отмены демократии в Афинах. Была создана комиссия из тридцати человек для составления новой антидемократической конституции. Во главе её оказался Критий - ученик старших софистов Протагора и Горгия, а также в какой-то мере и Сократа. Эта комиссия узурпировала власть и стала правлением «тридцати тиранов». Недолгое правление этой олигархии стоило жизни нескольким тысячам афинских граждан. Но народ восстал и тираны были разбиты в битве при Мунихии.

   В отличие от других софистов, над которыми Платон обычно иронизировал, Критий изображён им с уважением. Критий был автором ряда произведений, не дошедших до нас.

    4. Философская проблематика софистики 

   Натурфилософия  софистов двигалась в рамках основных материалистических достижений «физиологов». Она являлась их популяризацией или дальнейшем развитием. Интерес софистов к «физике» едва ли можно оспаривать.

   Если  окинуть взором дошедшие до нас свидетельства  о деятельности софистов в области изучения природы, можно сказать, что их «натурфилософия» не представляет значительного интереса.

   По  мнению Гегеля, софисты вместе с  Сократом представляют поворотный пункт  в развитии греческого миросозерцания. Впервые «Абсолют» полагает себя, как субъект. Мысль, погружённая доселе в космос, возвращается к самой себе и утверждается в качестве самостоятельной мощи.

   Отец  софистики Протагор провозглашает  принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

   Утверждение единства бытия и сознания - обычная точка зрения древних философов. Они истолковывают его материалистически: каков объект, таков и субъект.

   Вопрос  о субъективистском или объективистическом истолковании теснейшим образом связан с его релятивистической позицией. Материя включает основания (логосы) для появления тех или иных вещей. Пусть материя в высшей степени импрессионистична; поскольку она существует, вещи не распыляются в вихре мгновений. Тот факт, что они могут вступать между собой в отношения, что они подвержены изменчивости, то возникают, то исчезают на гребне времени, - всё это имеет реальную подпочву-материю, текущую в пространстве.

   И Платон и Аристотель учат, что ложь существует не только субъективно, но и объективно.

   Одним из исходных пунктов софистики, как  мы уже видели, является отрицание  роли мысли в опыте. Опыт расценивается в качестве совокупности восприятии, получаемых от вещей. Тем не менее, софисты, поскольку они были философами, должны были оперировать понятиями. Но именно потому, что софисты не доверяли мысли, они не могли относиться к ней диалектически. В силу преклонения перед фактами, перед эмпирикой, отрицается всякое значение теоретического мышления. Так приходила софистика к следствиям, снимающим науку.

   Все факты, как факты, обладают одинаковой ценностью. Лишь мысль может провести разграничение между данными опыта и разместить их по иерархической лестнице под углом зрения их относительной важности для познания и практики. Отбрасывая в сторону мерило понятия, мы неизбежно впадаем софистику.

   Впрочем, неправильно было бы обвинять в этом грехе одну античность: «Пренебрегают теоретическим мышлением», пишет Энгельс по адресу эмпирического естествознания, «а без последнего невозможно связать между собою любых двух естественных фактов или же уразуметь существующую между ними связь»11. Софисты типа Протагора даже стояли в этом отношении выше крупных физиков XIX века. Возведя в «кредо» факты и одни только факты, учёные попадались в сети «самого дикого из всех суеверий» - спиритизма.

   Если  софист сам строит силлогизм, его  интересует не столько предметное доказательство своего утверждения, сколько желание поставить своих слушателей перед неразрешимой проблемой.

   Глубокие  гипотезы натурфилософов - плод их размышлений  над миром вещей – слишком тесно соприкасались с предметом мысли.

   Софисты в силу требований своей профессии  обратили внимание и на другие проблемы. В качестве воспитателей, они поставили своей задачей культуру слова и мысли, как таковых. Отсюда вытекал формализм их приёмов мышления, хотя они и не сознавали эту их сторону. Они были логиками не столько в теории, сколько в практике.

   Им  было важно научить своих последователей ориентироваться в любом конкретном случае жизни. Но так как таких случаев бесконечное множество, софисты заставляли своих слушателей заучивать, наизусть отдельные топы (общие места, образцовые примеры риторических и эристических упражнений).

   Мы  уже сказали, что формализм софистики порождал из себя многочисленные софизмы, вовлекая мысль в антиномии.

Информация о работе Софисты: от космоса до человека