Социокультурные характеристики человеческого бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Одна из отличительных черт современной эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………...……………………………...6-11
1.1 Виды деятельности……….…………………………………….....11-15
1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………………………………………..15-
Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека
2.1 Социализация студенческой молодежи
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социокультурные характеристики человеческого бытия.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Образование человека можно понимать не только как процесс оформления отдельной личности, но и как исторический процесс становления человечества. При этом, сущность человека может пониматься по-разному. Образование, как человеческая деятельность, отличается от природного, естественного процесса тем, что оно представляет собой культурно обусловленный и социально значимый способ изменения природных задатков и возможностей человека. Того, что дано человеку от природы, недостаточно для достойной его нормальной и продуктивной жизни в обществе. Природные задатки нужно развить, придать им новую направленность и новое употребление, путем гуманизации и культурно-социального самоопределения придать им сверхприродную форму, сообщить человеческий образ становящейся личности.

Понятие «образования» означает «обучение», «просвещение», «совокупность знаний, полученных социальным обучением». Значение слова «образование» означает и процесс возникновения некого идеального образа. В настоящее время обращается внимание на такие ценности системы образования, как становление единого образовательного пространства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ и стратегий в контексте универсальных общечеловеческих ценностей, удовлетворения образовательных потребностей личности.

Непосредственной целью образования  является воспроизводство личностей, отвечающих характеру и задачам данного общества, освоивших его культуру и способных развивать ее дальше. Но при определении целей образования невозможно ограничиваться учетом одних лишь ситуативных моментов. Поднимаясь мысленно по ступеням иерархической лестницы целей, мы обязательно приходим к постановке предельно общих заданий, выражающих базовые требования к человеческому бытию. Цели культурного развития неисчерпаемы, ибо каждый этап движения по их осуществлению открывает все новые, непредвиденные и сложные задачи.

Образование, по мысли Шелера, с  которой согласятся все персоналистически ориентированные философы, не является лишь учебной подготовкой к какому-либо виду деятельности, к достижению некоторых внешних для личности целей. Наоборот, оно обладает достоинством самоценности, вытекающей из особой значимости человеческого бытия в системе мироздания. Человек своей свободной творческой деятельностью приносит в мир существенное приращение совокупного бытия. При этом подлинная образовательность несовместима с самолюбованием и заносчивостью. Высокий смысл стремления к образованию состоит не в овладении намеченным уровнем учености и освоении достижений культуры, а в конструктивной, социально благотворной самореализации личности.5

Исторический процесс образования  человечества не был преднамеренно и целесообразно организован неким высшим субъектом , и тем не менее все мы являемся своеобразными результатами этого процесса.

Современная стратегия в области  образования – достижение качества, отвечающего требованиям XXI века. Для этого проводятся гуманизация, гуманитаризация и интернациолизация образования. В целом три вышесказанных термина означают, что больше внимания стало уделяться человеку, как к личности; увеличилась роль общественных дисциплин в совокупности единой системы образования для разных стран. В наше время образование стало непрерывным в связи с постоянными изменениями вокруг.

 

2.1 Социализация  студенческой молодежи

 

Факторами социализации молодежи является следующие: образование (в том числе дополнительное); культура общества; экономическая и политическая диффиринцированная развитость общества; наличие в обществе устойчивых положительных ценностных ориентаций, мировоззрения; наличие традиций и новообразований социализации; наличие институтов социализации и т. д. Являясь образованием не обязательным, оно создает пространство свободы необходимое для протекания успешных социальных процессов. Молодежь нуждается в социуме, который бы отражал их мысли, чувства идеи, где они могли бы себя идентифицировать. Социальное пространство неоднородно, оно включает разнообразные ниши, которые занимает та или иная группы молодежи. Идентификация, нахождение своей социальной идентичности. Помогает молодому человеку избавить от чувства одиночества, решить внутриличностные проблемы, раскрываясь обществу, творчески преобразовывать окружающую реальность.

Социализация молодежи процесс  непростой в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях страны. Постоянное внимание к этой проблеме институтов государства и общества может обеспечить наиболее оптимальное их протекание, с наименьшим количеством нежелательных, негативных последствий.

Социализация молодежи осуществляется не только через государственные, но и через общественные структуры (неправительственные организации, средства массовой информации), благодаря которым у молодых людей формируются необходимые ценностные ориентации и мировоззрение. Молодежь как социальная группа в результате процесса структурируется, становиться более упорядоченным явлением, способным двигать систему вперед, одновременно являясь фактором нестабильности в настоящем и новой стабильности в будущем. Важным направлениям социализации молодежи посвящены исследования, в которых затронуты социально-психологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи.

Социализация молодежи является важнейшим фактором успешности общества и залогом существования государства. Создание новых рабочих мест, условий для получения качественного массового высшего образования, доступа к мировым информационным базам данным, привлечение молодых людей в сферу науки, позволяет не утерять традиции накопленные десятилетиями и позволит поднять на новый уровень состояния экономику и социальную сферу. Процессы социализации молодежи встречают и ряд препятствий при их реализации:

1) недостаточное обращение  государства на нужды молодежи;

2) не обеспечение гарантий на качественное образование;

3) малопривлекательность работы связанной с прикладными и фундаментальными исследованиями для талантливой молодежи;

4) недостаточно дифференцированный рынок труда и т. д.

Для успешной социализации молодого человека важен высокий уровень экономического развития территории, определяющий его успешное трудоустройство, решение других проблем. Социальная реализация молодого человека на собственном рабочем месте, профессиональное самоутверждение, нахождение своего места в коллективе свидетельствуют о качестве его общежизненной социализации. В этом смысле важна работа в предприятиях, организация, направленная на достойный прием молодых специалистов, создание первичных условий для профессиональной деятельности, набора опыта.

Проблемы социализации молодежи в  современных условиях, состояние  духовно-культурной сферы молодежного  досуга анализируются в ряде работ. В них рассматривается комплекс социально-культурных проблем молодежи на рубеже XX и XXI веков. Используя методы теоретического и социологического анализа, авторы представляют молодежь как социальный ресурс общества, анализирует сложный мир ценностных ориентации молодежи на рубеже веков. Отдельные аспекты социализации и факторов, влияющих на включение молодежи в общественную жизнь страны в исследованиях многих авторов.

Социализация учащейся молодежи в  современных условиях и на перспективу может быть достигнута наиболее эффективно, если будут:

  • рассмотрены и сопоставлены основные направления и результаты социализации молодежи в разных странах;
  • стимулироваться расширение и углубление взаимосвязей образовательных учреждений с социально-экономическим окружением, обеспечено повышение статуса самой системы образования, как приоритетной сферы общественных отношений;
  • организована учебная и внеучебная деятельность учащихся в формах и средствах, реализующих личностный подход;
  • созданы условия и механизмы для творческого 
    самовыражения личности, развития общих компетенций, соответствующего эмоционально-чувственного фона, взаимообмена информацией, расширения влияния межвозрастного взаимодействия, средств массовой информации, организации досуга в целях формирования и коррекции ценностных ориентации.

Неопределенность положения, ощущение социального одиночества, отсутствие государственных воспитательных организующих институтов становятся побудительными или способствующими факторами для различного рода негативных мыслей в молодежной среде, в частности, к пьянству, наркомании, проституции, преступности. Для большинства молодежи утрачены смысл жизни, высокие духовные идеалы, цели. Прогностическая модель поведения в жизненных планах молодежи уступает место сиюминутной прагматике, молодые все более утрачивают жажду романтики, способность к самоограничению во имя достижения высших духовных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе был рассмотрен один из важнейших вопросов человеческого бытия – социокультурные характеристики.

 

 

Постижение человека в философии всегда связывалось с реконструкцией его сущностных характеристик через осмысление человеческого бытия. В центре осмысления философов были проблемы соотношения тела человека, его души и духа.

В современной философской мысли  различают три основных подхода к анализу человека. Во-первых, в основу ставиться ориентация на его историко-философское исследование. Во-вторых, отстаивается позиция социологизации философского знания о человеке, анализа различных социальных структур, а также присущих человеку функций. В-третьих, в своих размышлениях о целостности феномена человека философы ищут пути синтеза различных традиций, чтобы проникнуть в сущностные основы человеческого бытия.

 

 В современном мире существует  такая проблема, что, концентрируя  в себе все связи бытия, человек, утративший собственную человечность, легко пожертвует природой, культурой, социумом. Это может быть связано с сегодняшней обстановкой в обществе – все течет, все изменяется. Очень важно в данный момент очень важно для каждого человека серьезно задуматься над вечными вопросами…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Вишневский М.И., Костенич В.А., Трещенок Я.И. Философия образования и проблема человека. – Могилев, 1997.
  2. Алпеева Т.М. Таинство человеческого бытия. – Минск, 1997.
  3. Козел А.П., Лойко Л.Е., Рябков И.А., Татарников А.И. Филосовия. – Минск, 2006.
  4. Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. – Свердловск, 1988.
  5. Яскевич Я.С. Человек. Общество. Государство. – Минск, 2007.
  6. Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. – Киев, 1974.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – Москва, 1999.
  8. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – Москва, 1984.
  9. Философский энциклопедический словарь. – Москва, 2000.
  10. Деятельность: теории, методологии, проблемы. – Москва, 1990.

 

1 К. Ясперс. Общая теория права и государства. – Москва, 1999, с.122-125.

 

 

2 В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т.1, с.79.

 

3 С.Л. Франк. Духовные основы общества. – Москва, 1992, с. 187, 198.

 

4 С. Б. Крымский. Научное знание и принципы его трансформации. – Киев, 1974, с.33

.

5 М.И. Вишневский, В.А. Костенич, Я.И. Трещенок. Философия образования и проблема человека. - Могилев,1997, с.9


Информация о работе Социокультурные характеристики человеческого бытия