Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:59, курсовая работа
Одна из отличительных черт современной эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение.
Введение……………………………………………………………….…3-5
Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………...……………………………...6-11
1.1 Виды деятельности……….…………………………………….....11-15
1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………………………………………..15-
Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека
2.1 Социализация студенческой молодежи
Заключение
Список использованных источников
Реальной целью развития человеческой деятельности, коммуникации, культуры должен стать только человек. Попытки подчинения его каким-либо высшим идеалам и ценностям всякий раз чреваты вынесением за скобки собственно человеческого счастья и достоинства.
Существуют многообразные
Существуют и другие виды деятельности:
Каждая из них по-своему важна для человека. Виды деятельности как существуют отдельно, так и могут переплетаться.
Материальная деятельность, иногда ее называют практической, связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей материальных ценностей. Этот вид деятельности наиболее важен для каждого из нас. Так как все, без исключения, должны совершать такие элементарные вещи, как есть, пить, спать и многое другое. Естественно для этого необходимы материальные блага, которые каждый человек стремиться приобрести. В материальную деятельность непосредственно вплетено сознание, которое отражает общественное бытие со всеми его сторонами.
Материальная культура не развивалась единым потоком, внутри ее формировались отдельные, самостоятельные формы. Материальная деятельность как основание культуры во всех ее моментах характеризуется обобщенностью и абстрактностью. Носителями общих или абстрактных определенностей выступают не воображаемые, идеальные сущности, а материальные вещи, предметы, орудия. А по сему и общение предстает как реальный процесс, позволяющий его субъектам подняться над природой и создать культуру.
Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Духовная деятельность – это внутренне-психологическое состояния человека, касающееся всех сторон жизнедеятельности. Она является человекообразующим фактором, оформляющим человеческое бытие и определяющим его специфику. Каждый человек должен вести такой образ жизни и заниматься такой деятельностью, которая соответствует природе его души. Именно тогда земная жизнь людей в обществе будет приближаться к порядку, отражающему мир идей, идеальному миру. Русский философ С. Франк считал, что мир сам по себе бессмыслен и слеп, как и бессмысленна и внешняя жизнь человека. Но человеческий разум – уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, истинное бытие, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность3.
Духовная деятельность включае
Целью социально-преобразовательной деятельности является преобразование общества. Здесь тесно прилегают и играют важную роль политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей. От состояния государства напрямую зависит жизнь всего общества в целом, так как именно оно должно организовать состояние общественного строя людей. И в этом случае свое место имеют и материальные вопросы. Преобразовательная деятельность также образует действительную онтологию всех идеальных процессов, выступает как всеобщее базовое основание формирования и развития человеческой культуры.
Не мола важную роль играет коммуникативная деятельность – это деятельность, которая происходит в процессе общения людей. Человек не может прожить без общения, даже если у человека имеются какие-либо отклонения, он находить все различные способы общения. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В феномене общения акцент делается не столько на информационных, сколько на экзистенциально-личностный аспект. Собеседник здесь представляет интерес не в плане «средства» получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить жизненную позицию.
Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции.
Важнейшим видом деятельности является и игровая деятельность человека. Ведь «вся наша жизнь – игра». Человек буквально каждую минуту в своей жизни играет какие-либо роли. Взять в пример даже самое элементарное: один человек может играть не одну роль, это может быть родитель, водитель, сотрудник компании, учитель и др., этот список можно продолжать буквально до бесконечности. Человек в обществе может занимать разное положение в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, уровнем доходов, образованием и другое.
Осознанная смысловая
Один из необходимых видов общественной деятельности – это социальная деятельность, в узком смысле слова, или деятельность на обслуживание людей. Она в силу своего общественного характера и всем практическим ходом вырывает человека из круга повседневных отношений и вовлекает его в жизнь общественного целого и даже в развитие вселенной. Преобразуя вещество природы, используя все новые и новые естественные силы в своей практике, люди все в большей степени превращают природу в неорганическое «тело» человека. Люди постоянно взаимодействуют между собой, где одна из сторон помогает или направляет другую.
Предметно-практическая деятельность является результирующим модусом развития всех составляющих духовного опыта человека. «Сознание результатов познания предполагает не только овладение и владение заложенной в них информацией, но и проекцию результатов познания на мир человеческих действий, решений, целей»4. В этом плане духовные виды деятельности обуславливают материальные.
Управленческая деятельность осуществляется на различных уровнях от государственного до семьи. Она является самым ответственным самостоятельным видом деятельности. Человек, который осуществляет такую деятельность всегда образованный, целеустремленный, очень ответственный, ведь он отвечает иногда ни только за свои поступки.
Если взять, например, самый элементарный случай – взаимоотношения в семье. В семье, состоящей даже из двух человек, кто-то играет главенствующую роль, то есть выполняет своего рода управленческую деятельность. На этого человека возлагается ответственность не только за свою жизнь, иногда не только за свои поступки, теперь он должен думать о многих вещах, связанных не только с ним, но и с его близкими, потому что так требуют его внутренний мир. Внутреннее состояние человека при управленческой деятельности должно быть сосредоточено на происходящем вокруг. И чтобы все было благополучно нужно ни на минуту не расслабляться, уметь контролировать свое эмоциональное состояние.
Глава 2. Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека
В современной литературе актуальными являются комплексные исследования проблем общества, образования и социализации. Одно из направлений такого исследования заключается в поиске новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира. Во второй половине 80-х годов число работ данного направления увеличивается. В них исследуются проблемы социальной активности, социального формирования, формирования личности, социального облика. В последнее время предметная область исследований этого направления все более расширяется и понятийно дифференцируется. Социологов начинают привлекать в качестве особого предмета изучения проблемы усвоения социального опыта, социального развития, социального статуса наряду с исследованием тех проблем, которые наметились ранее (социальная зрелость, социальная активность и др.). Более того, термин "социальный" начинает использоваться в качестве обобщающего для различных направлений социализации -политической и др. Можно назвать ряд авторов активно работавших и работающих в области социологии образования и социализации. В частности, Г.М.. Андреева, Н.А. Аитов, Т.М. Дридзе, Д.И. Зюзин, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов.
Выполняя функцию социализации личности, образование подчинено ценностным и инструментально-техническим требованиям эпохи. Например, современная общеобразовательная школа возникла не только благодаря тенденциям демократизации общества, но и как механизм обеспечения массового промышленного производства. Организация учебного процесса здесь во многом воспроизводит фабричный конвейер с его регламентированным временем, стандартом требований, усредненной массой лиц.
В сложных современных условиях происходят значительные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни. Наблюдается смена ориентиров и направленности общественного развития. Это ведет к непониманию сути перемен, кардинальному слому привычной системы ценностей, что рождает у людей чувство страха и неуверенности, ощущение неполноты и бессмысленности жизни, потери стабильности и привычных социальных ориентиров. Как следствие, это ведет к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, все больше возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений. Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и, тем самым, обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования. Она является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
В последние десятилетия
Социализация – процесс, в котором человек усваивает знания о мире, о добре, о зле, о том, как следует и как нельзя себя вести. Каждое общество передает представителям нового поколения стандартную систему ценностей и знание о приемлемых средствах их обретения, образцы поведения, предназначенные для мужчин и женщин, молодых и старых, крестьян и воинов.
Во многом социализация происходит бессознательно – через сам процесс обучения языку. Язык выявляет основные ориентиры культуры. Так, к примеру, повторяющиеся фразеологические обороты и словесные стереотипы несут в себе основные культурные интересы, характерные определения ситуаций и первичные мотивации. Еще одним важнейшим элементом бессознательной социализации является система экспрессивных символов, то есть непрямых значений, которые придаются тем или иным знакам и вещам в конкретной культуре.
Социализация человека осуществляется также через особые социализирующие институты, основными из которых является институт семьи и система образования. На социализацию возлагается огромная ответственность в сфере формирования человека. Человек может существовать только в обществе, больше нигде, вне общества человек перестает быть таковым. Но в жизни иногда бывают случаи, когда люди выбиваются из колеи общества и существуют в своем мире. Социальная жизнь – это деятельность людей, возникшая только в процессе их взаимодействий. Индивид, оторванный от общества, остается животным. Отсюда сущность человека, по К. Марксу, предстает как совокупность общественных отношений. И процесс общественной жизни не сводится ни к природным, ни к духовным процессам. Социализация человека происходит с самого его рождения. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общении с другими людьми.
Информация о работе Социокультурные характеристики человеческого бытия