Социокультурные характеристики человеческого бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Одна из отличительных черт современной эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………...……………………………...6-11
1.1 Виды деятельности……….…………………………………….....11-15
1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………………………………………..15-
Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека
2.1 Социализация студенческой молодежи
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социокультурные характеристики человеческого бытия.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….…3-5

 

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………...……………………………...6-11

1.1 Виды деятельности……….…………………………………….....11-15

1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………………………………………..15-

 

Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека……………………………………………….………...….

2.1 Социализация студенческой молодежи…………………

          

Заключение………………………………………………………...…

 

Список использованных источников………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из отличительных черт современной  эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение. В этот момент и появляется понятие человеческого бытия.

Человеческое бытие – это  существование конкретных живых  индивидов, объединений людей, предметного человеческого мира. Это деятельность как способ бытия, общественные отношения, порождение новых потребностей, способностей, развитие всего богатства субъективной человеческой чувственности. Это непосредственное и социально-рациональное взаимодействия, существенные отношения и формы их проявления в повседневных отношениях. Это деятельность, побуждаемая социальными чувствами, настроениями, и деятельность, направляемая сознанием, различными его уровнями. Наконец, это практическая деятельность, практические отношения, в том числе духовно-практические.

Здесь уместным будет само понятие общество. Общество является одной из важнейших сфер реальности. Оно неразрывной цепью связано с человеческим бытием, которое в свою очередь есть процесс существования человека. Нельзя также оставить без внимания такое понятие, как общественное бытие, ведь оно определяет общественное сознание, т.е. понимание людьми их сосуществования в системе, в общей системе жизнедеятельности. Человек напрямую связан с социумом.

Люди вступают в отношения друг с другом, и между объединениями  возникают отношения, независимые  от воли отдельных индивидов, появляются общие групповые и классовые интересы. В этом взаимодействии из «бесконечного количества прекращающихся сил» (Ф. Энгельс) формируются необходимые существенные повторяющиеся связи.

Можно выделить ряд характеристик, по которым можно четко и понятно выделить это самое человеческое бытие. Но самые важные факторы в сфере человеческого бытия представляют социокультурные характеристики.

«Социум» и «культурный»… Казалось бы, два абсолютно разных слова, а объединены в одно, имеющее колоссальное значение, но в то же время есть общее понятие в этих словах. Разберем два понятия по отдельности.

Культура – сложное и многообразное  понятие, его трудно определить какой-либо однозначной чертой. Некоторые мыслители, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, считают, что понятие культуры просто-напросто совпадает с понятием общества. По мнению американского социолога П. Сорокина, общество составляет только часть культуры. Культура же в целом включает в себя три компонента: идеологию, материальную культуру и «социальный момент», под которым как раз и мыслится общество.

Социум. Если сказать в общем, социум – это есть общество, которое  в свою очередь является одной  из важнейших сфер реальности. Общество строит все вокруг нас существующее в то числе и саму человеческую сущность.

В итоге, социокультурные характеристики – это те, которые тесно касаются общества, существуют неразделимо с ним  и по своей сути относятся к человеку.

Можно выделить такие социокультурные характеристики человеческого бытия, как деятельность, которая тоже делится на разные виды, например, управленческая, материальная духовная, социальная, коммуникативная. Также характеристикой является социализация – процесс усвоения человеком знаний. И сюда необходимо отнести образование – процесс возникновение некого идеального образа.

Человеческое бытие – это «вечный» философский вопрос. Он привлекает внимание философов с древних времен. Но в то же время вопрос этот и вечно новый, потому как все течет – все изменяется. Этот вопрос концентрирует на себе внимание всех остальных проблем. В процессе социогенеза, становления человека в обществе, человек постепенно формирует свое мировоззрение, мышление и приобретает характеристики, которые направляют в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека

 

Один из основных функциональных модусов человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Деятельность немыслима без коммуникативных процессов, так как общение основополагающая человека. Коммуникация в свою очередь может быть рассмотрена как особый вид деятельности. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов. Одна из основных социальных функций человека – деятельная. Причем деятельность выступает как форма человеческой активности, связанная с преобразованием природы, культуры, самого человека. В ее основу закладываются цели человека или социальной группы.

Деятельность в обществе предстает  как целостная система, имеющая  сложноорганизованную структуру с  различными компонентами и такими характеристиками, как сложность, открытость, саморегулируемость, развитие. В качестве важнейших элементов всякой деятельности человека выступают следующие:

  • объект;
  • субъект;
  • цель;
  • средство;
  • результат (продукт) деятельности.

Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности. Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности. Существует устойчивая зависимость между доминирующими орудиями труда и содержательно-ценностными характеристиками самого человека. Труд может быть определен как основной аспект человеческого бытия – это существенное свойство человека состоит в том, что он преобразует мир природы в свой мир – мир культуры 1.

Функции деятельности связаны непосредственно  с удовлетворением таких человеческих потребностей, как производственные, познавательные, биологические, социальные, прогностические.

Деятельность человека – это  его жизнь, его «движение» в обществе. Ведь человек рожден для того, чтобы  что-то делать. И, наверное, не столь  важно какая она – деятельность. Просто невозможно себе представить себе человека, который в своей мере абсолютно ничего не совершил, и не имеет значения, какой была деятельность, положительной или отрицательной по своему содержанию. Если взять, например, самое элементарное: когда нас просят описать человека, не внешне, а с его внутренней стороны, то мы обязательно обращаем внимание на род его деятельности. Человек с самого рождения познает мир, непосредственно используя разностороннюю деятельность. В процессе своего существования человек приобретает и накапливает навыки, которые остаются у него в сознании и в последствии напрямую соприкасаются с деятельностью, как основной необходимостью. Человек совершает практику в период всей своей жизни, взаимодействуя с себе подобными.¾

«… С этим универсальным развитием производительных сил, – писал   К. Маркс, – устанавливается универсальное общение людей, благодаря чему… местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами всемирно-историческими, эмпирически-универсальными». Таким образом, именно благодаря практике человек приобщается к жизни народов всего мира, и совершается это приобщение не где-то в сверхъестественном мире, а в повседневной человеческой деятельности.   

А бездеятельного человека просто не существует, и, я думаю, не существует даже того с кем можно сравнить предположительно такого человека. Почему каждого из нас называют «человеком»? Здесь самая суть сосредоточена именно в деятельности. Ведь еще в первобытном обществе человека отличало от животного умение изготавливать и преобразовывать орудия труда… По большому счету, смысл человеческой жизни заключается непосредственно в деятельности человека.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. В процессе своей деятельности он преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Важным фактом в процессе деятельности является психологическая культура – процесс усвоения человеком программ деятельности при его воспитании и обучении, благодаря которым осуществляется саморегуляция и жизнедеятельность в различных ситуациях социальной жизни. От этого зависит общее состояние человека в обществе.

Человеческая деятельность – целеполагающий процесс, который представляет собой социально-рациональное взаимодействие, осуществляющееся как стихийно, так и сознательно. И в ходе него вырабатываются законы, нормы, предписания, образцы поведения, долженствования, ценности, идеалы. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Каждый индивид в повседневной жизни действует, стремясь удовлетворить свои насущные потребности. И в повседневной деятельности каждый отдельный производитель сознательно вступает в производство и обмен, но не осознает тех существенных отношений, которые при этом возникают. Существенные отношения невидимы, воспринимаются лишь опосредованно, через чувственные формы их появления. Говоря о феномене деятельности, следует различать сферу труда как устойчиво-типологическое основание жизнедеятельности общества, определяющее структуры повседневного опыта и доминирующий тип рациональности, и формы творчества.

В марксизме деятельность изучается  как материальный процесс, который опосредуется сознанием. Марксистский подход к природе и сущности человека постоянно развивается. Современные философы-марксисты саму деятельность человека связывают с проблемами его самореализации как личности в трудовой деятельности, сложнейших общественных отношениях, в которые он включен и в которых проявляются индивидуальные особенности его сознания, характера, менталитета. Здесь человек проявляет себя не только в качестве продукта общественного бытия, но и своей активной деятельностью вносит в него новые разноплановые качественные характеристики.

 В современном познании понятие  деятельности играет ключевую, методологически центральную роль. Поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческому миру. Однако определяющее понятие деятельности связано с выявлением определенного типа отношения к миру, определенного типа бытия в мире, который составляет средство деятельности и не может не быть философским.

Таким образом, деятельность – это  фундаментальное философское понятие, сопоставимое по своей общности с категориями общественного бытия и сознания. Она является родовым по отношению к конкретным видам деятельности.

Непосредственной причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей, которые, будучи осознанными  и скорректированными относительно имеющихся социокультурных возможностей, составляют реальные цели деятельности. Постановка цели предполагает определение соответствующих путей ее достижения, что отражается в понятии средств деятельности. В обязательной корреляции с целью находятся также продукты и предметы деятельности, где продукт – это «опредмеченная цель», а предмет обязательно вносит существенные коррективы не только в окончательный продукт, но и в средства деятельности и сам механизм целеполагания. Деятельность не следует сводить только к субъективно-объективным отношениям, только к преобразованию объективной реальности.

Деятельность пронизывает все человеческое бытие, но не является ни единственным основанием, ни его самым глубинным уровнем. Деятельностный подход имеет и свои возможности и пределы. Деятельность может ограничиваться извне, иметь вынужденные, глубинные ограничения. Основой развития и понимания общественной жизни является единство действий и общественных отношений,  а не только деятельность как таковая.

Деятельность и общественные отношения  можно рассматривать как две  стороны процесса взаимодействия человека с миром: деятельность – это преобразование сущего, а отношения – «суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется… материальная и индивидуальная деятельность», это «форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования»2. Отношения складываются как общие и необходимые тенденции совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение как личных устремлений, так и коренных интересов социальных групп, классов, общностей. Они формируются под воздействием господствующего способа общественного производства  в результате столкновения интересов больших групп людей, классов и сами, в свою очередь, определяют систему потребностей, их устойчивую направленность.

Рассматривая процесс деятельности, следует особо остановиться на одной из важнейших ее сторон – целеполагании. Достаточно распространенным является представление о том, что исходным пунктом и порождающим ее началом является цель. Исходный момент деятельности составляют не цели, а потребности людей. Ради удовлетворения потребностей они и действуют. Можно сказать, что в процессе деятельности сам человек воздействует на окружающий мир и приводит его в соответствии со своими потребностями.

Информация о работе Социокультурные характеристики человеческого бытия