Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:56, реферат
В представленной статье используются данные всероссийской статистики и результаты опросов в России и Европе в рамках Европейского социального исследования (ESS) 2006-2007 гг.. Кроме того, используются материалы Всероссийского мониторинга (ВРМ ЦИСИ), проводимого Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН. Проведенный анализ данных позволил отработать методики изучения социальной стратификации.
Россия и Европа: сходства и различия в статусной структуре населения 3
Материальная дифференциация населения 12
Профессиональная структура занятого населения 22
Уровень образования населения России в сравнении с Европой 27
Список литературы 34
Среди принявших участие
в исследовании европейских стран
самый высокий уровень
Основываясь на сравнении данных по России и другим европейским странам, можно сказать, что население России неплохо образовано, если говорить о длительности обучения. Другое дело - качество образования, его профессиональная направленность и то, насколько обучение соответствует задачам ускоренного развития современных технологий и инноваций в экономике и социальной сфере. В нашей стране очень большая часть населения (36,5%) не имеет никакой профессиональной подготовки. В основном это старшие возрастные группы, но в последние годы тут растет и процент молодежи. Отмечу, что по сравнению с Украиной доля не имеющих профессионального образования в России на 15% выше.
Сегодня техническое и инженерное образование наиболее распространено среди населения России. Почти каждый четвертый житель страны имеет именно такую подготовку. Ни в одной стране мира, кроме Германии, в этой категории нет стольких людей. В группе восточноевропейских стран низкой долей технических специалистов отличается Латвия (13%), а в Германии и Норвегии одни из самых значительных групп в населении инженеры и техники - 26,8% и 21,2%, соответственно. Распространенность технического образования в России - прямое следствие упора на индустриализацию страны в первые десятилетия советского государства и военно-технического соревнования с Западом после Второй мировой войны. В последние два десятилетия упал спрос на таких специалистов и выросла их профессиональная мобильность в другие отрасли хозяйства.
В то же время Россия слишком сильно отстает от Европы по доле специалистов, получивших образование в области естественных и точных наук - по математике, вычислительной технике, физике, биологии и т.д. Их доля в населении России в 3,4 раза ниже, чем в странах Запада; особенно сильно отставание от Франции и Великобритании. Здесь, очевидно, сказывается недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук в последние годы, плохое финансирование науки и слабый приток молодежи в эту отрасль, а также влияние процессов эмиграции научной интеллигенции в последние два десятилетия. Неудивительно, что процесс развития высокотехнологичных производств идет в стране очень медленно.
Другая составляющая модернизации
- развитие рыночных механизмов и структур
- обеспечивается специалистами в
области экономики и
Подводя итог, можно отметить, что по структуре занятого населения и по уровню образования положение России в ряду других европейских стран определяется потребностями экономического развития страны, сложившимися в предыдущий социалистический период, когда господствовала ориентация на приоритет промышленности и недооценивалась сфера социальных услуг населению. Профессиональная подготовка занятого населения соответствует индустриальному этапу развития, и потребуются неординарные усилия для того, чтобы изменить структуру экономики страны. Население России имеет значительный культурный капитал для превращения страны в современное, постиндустриальное общество. Но это может осуществиться при условии, во-первых, модернизации экономики, и, во-вторых, если система образования будет более успешно решать задачи подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей и сектора услуг и обеспечивать восходящую социальную мобильность для лиц из нижних социальных слоев.
Основываясь на проведенном
сравнительном анализе
Л.А. Беляева. Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ. Журнал "Общественные науки и современность", 2010, №3, с. 23-36.
Информация о работе Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ