Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

В представленной статье используются данные всероссийской статистики и результаты опросов в России и Европе в рамках Европейского социального исследования (ESS) 2006-2007 гг.. Кроме того, используются материалы Всероссийского мониторинга (ВРМ ЦИСИ), проводимого Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН. Проведенный анализ данных позволил отработать методики изучения социальной стратификации.

Содержание

Россия и Европа: сходства и различия в статусной структуре населения 3
Материальная дифференциация населения 12
Профессиональная структура занятого населения 22
Уровень образования населения России в сравнении с Европой 27
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

ОНС.docx

— 119.35 Кб (Скачать)

Среди принявших участие  в исследовании европейских стран  самый высокий уровень образования  населения (по среднему числу лет  обучения) зафиксирован в Великобритании - 13,5 лет. Самый низкий уровень показала Португалия - 7,4 г. В двух бывших социалистических странах - Словакии и Эстонии - уровень  образования близок к развитым странам  Запада и превышает уровень России.

Основываясь на сравнении  данных по России и другим европейским  странам, можно сказать, что население  России неплохо образовано, если говорить о длительности обучения. Другое дело - качество образования, его профессиональная направленность и то, насколько обучение соответствует задачам ускоренного развития современных технологий и инноваций в экономике и социальной сфере. В нашей стране очень большая часть населения (36,5%) не имеет никакой профессиональной подготовки. В основном это старшие возрастные группы, но в последние годы тут растет и процент молодежи. Отмечу, что по сравнению с Украиной доля не имеющих профессионального образования в России на 15% выше.

Сегодня техническое и  инженерное образование наиболее распространено среди населения России. Почти каждый четвертый житель страны имеет именно такую подготовку. Ни в одной стране мира, кроме Германии, в этой категории нет стольких людей. В группе восточноевропейских стран низкой долей технических специалистов отличается Латвия (13%), а в Германии и Норвегии одни из самых значительных групп в населении инженеры и техники - 26,8% и 21,2%, соответственно. Распространенность технического образования в России - прямое следствие упора на индустриализацию страны в первые десятилетия советского государства и военно-технического соревнования с Западом после Второй мировой войны. В последние два десятилетия упал спрос на таких специалистов и выросла их профессиональная мобильность в другие отрасли хозяйства.

В то же время Россия слишком  сильно отстает от Европы по доле специалистов, получивших образование в области естественных и точных наук - по математике, вычислительной технике, физике, биологии и т.д. Их доля в населении России в 3,4 раза ниже, чем в странах Запада; особенно сильно отставание от Франции и Великобритании. Здесь, очевидно, сказывается недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук в последние годы, плохое финансирование науки и слабый приток молодежи в эту отрасль, а также влияние процессов эмиграции научной интеллигенции в последние два десятилетия. Неудивительно, что процесс развития высокотехнологичных производств идет в стране очень медленно.

Другая составляющая модернизации - развитие рыночных механизмов и структур - обеспечивается специалистами в  области экономики и управления. Россия пока отстает от развитых стран Европы по доле специалистов с такой подготовкой в населении в 1,45 раза, но, учитывая бурное развитие этого направления в образовании, отставание здесь постепенно преодолевается. По данным статистики, в 2004 г. среди выпускников государственных и муниципальных высших и средних учебных заведений специальность по экономике и управлению получили 30%, а среди выпускников негосударственных учебных заведений - 50%. Впрочем, сегодня уже говорят о перепроизводстве таких специалистов, но этот вопрос не такой уж и простой. Эти специалисты потребны в больших количествах при развитии рыночной инфраструктуры и новых частных предприятий, если же эта сфера экономики не расширяется, то и необходимость в росте числа соответствующих специалистов невелика. Обращает на себя внимание низкая доля в занятом населении России лиц с медицинской подготовкой по сравнению с развитыми странами Запада. Это еще одно свидетельство отставания России от других стран в развитии сектора услуг.

Подводя итог, можно отметить, что по структуре занятого населения  и по уровню образования положение  России в ряду других европейских  стран определяется потребностями  экономического развития страны, сложившимися в предыдущий социалистический период, когда господствовала ориентация на приоритет промышленности и недооценивалась сфера социальных услуг населению. Профессиональная подготовка занятого населения соответствует индустриальному этапу развития, и потребуются неординарные усилия для того, чтобы изменить структуру экономики страны. Население России имеет значительный культурный капитал для превращения страны в современное, постиндустриальное общество. Но это может осуществиться при условии, во-первых, модернизации экономики, и, во-вторых, если система образования будет более успешно решать задачи подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей и сектора услуг и обеспечивать восходящую социальную мобильность для лиц из нижних социальных слоев.

Основываясь на проведенном  сравнительном анализе статусной, профессиональной, образовательной структуры населения европейских стран, материальной и социальной стратификации российского общества, можно сделать следующие выводы. Население России показывает в последние годы довольно заметную динамику в материальной дифференциации. Но даже при росте материального достатка и перемещении в более высокие материальные слои социальный статус большинства населения (60-70%) остается на прежнем уровне, что говорит о слабой социальной мобильности и консервации социального расслоения. Ресурсы большинства населения не позволяют перемещаться в более высокие слои общества. Нельзя не учитывать близкие и отдаленные последствия такого состояния социальной стратификации для общества в целом и для судеб людей из этих слоев. Перспективы России связаны с модернизацией экономики и развитием рыночных отношений при соответствующих изменениях профессиональной и образовательной структуры населения. Решению этих задач будет способствовать наращивание культурного капитала, создающее предпосылки для восходящей социальной мобильности населения. Один из наиболее эффективных каналов социальной мобильности, который должен быть доступен для молодежи в современном обществе, - система образования. Именно она является тем каналом, который дает возможности для вертикальной социальной мобильности молодым людям из нижних социальных слоев. Но сейчас эта система функционирует в России в таком режиме, что при поступлении в вузы и обучении в них обостряется конкурентная борьба за ресурсы. В этой борьбе проявляются эффекты социального неравенства: получение качественного образования зависит не столько от способностей молодого человека, сколько от социального статуса, доходов, неформальных связей, места проживания и других ресурсов семьи. При усилении социального неравенства шансы молодежи на получение хорошего образования отнюдь не будут выравниваться, и требуются специальные усилия государства для сближения стартовых возможностей при поступлении и обучения в системе профессионального образования молодежи из семей, относящихся к слоям, находящимся внизу общественной пирамиды.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Л.А. Беляева. Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ.  Журнал "Общественные науки и современность", 2010, №3, с. 23-36.

 


Информация о работе Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ