Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:19, реферат
Проблема взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую актуальность. Она привлекает к себе всеобщее внимание, оживленно обсуждается на страницах книг и журналов, на научных конференциях и в студенческих аудиториях, ей посвящаются пьесы и кинофильмы.
Повышенный интерес общественности к нравственным аспектам научного творчества во многом связан с его переориентацией на новый, постнеклассический тип рациональности, при котором движение знаний соотносится с господствующими ценностями, в том числе с моральными нормами. Дискуссии ведутся по многим направлениям, в том числе: об этическом содержании научного знания, о нравственной ответственности ученого за социальные последствия использования научных открытий, об этосе науки, т.е. совокупности этических норм, обеспечивающих «здоровье» научного сообщества.
Проблема
взаимоотношения науки и
Повышенный интерес общественности к нравственным аспектам научного творчества во многом связан с его переориентацией на новый, постнеклассический тип рациональности, при котором движение знаний соотносится с господствующими ценностями, в том числе с моральными нормами. Дискуссии ведутся по многим направлениям, в том числе: об этическом содержании научного знания, о нравственной ответственности ученого за социальные последствия использования научных открытий, об этосе науки, т.е. совокупности этических норм, обеспечивающих «здоровье» научного сообщества.
Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм. Нравственность и научная установка неразделимы, наука — средоточие нравственности.
Но нужно обратить внимание на то, что получаемые научные знания оказывают существенное обратное влияние на моральные принципы и цели человека и, следовательно, несут в себе основательный нравственный заряд. С расширением и углублением научных знаний это влияние неуклонно возрастает. Всё чаще слышны разговоры о том, что наука несёт многочисленные отрицательные последствия.
Сегодня существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и её технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения элементарными жизненными благами.
Значит, наука в современном мире не только решает научные задачи, но и ставит перед нами новые проблемы, которые нам предстоит решить. Уже сейчас ясны некоторые вопросы, с которыми человек столкнется в очень близком будущем, на некоторые есть предварительные ответы, а у некоторых вопросов может их и не быть.
На научные исследования возлагаются многие надежды в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством, таких как, экология, отсутствие долговременных энергетических сырьевых запасов, перенаселенность и голод, да и само выживание человека, как биологического вида.
В связи с этим, цель данной работы – изучить связь науки и нравственности и выявить основные социальные последствия научных исследований.
Для достижения цели я ставлю следующие задачи:
- объяснить понятие «этика науки»;
-
исследовать нравственную
-
выявить основные социальные
последствия современных
-
изучить пути их решения.
Во все времена наука была тесно связана с соблюдением норм морали. До сих пор научные исследования не могут не ограничиваться нравственными взглядами общества. Хотя нравственность и наука противоположны. В противоположность науке, которая изучает объективные законы природы, общества и мышления, нравственность имеет дело с нормами человеческого поведения, с оценкой человеческих поступков. Законы, открытые наукой и составляющие ее основное содержание, не зависят от желаний и воли людей. В нормах же морали всегда выражается воля, требования общества или определенных его слоев. По этой причине научное знание является «вечным» и переходит от поколения к поколению, лишь пополняясь, конкретизируясь и уточняясь. Моральные же нормы возникают, исторически меняются и исчезают с развитием социальных отношений.
Различия между наукой и нравственностью отчетливо проявляются и в их общественных функциях. Первая призвана указывать пути наиболее рациональной деятельности людей, согласовывая эту деятельность с объективными закономерностями; вторая должна регулировать поведение людей в соответствии с общественными, классовыми или коллективными интересами. В отличие от нравственности наука констатирует и объясняет, но ничего не оправдывает и не осуждает. В своей прикладной роли наука говорит о том, как надо делать, а нравственность — почему и ради чего надо или не надо что-то делать.
Но так ли уж резко разграничены сферы науки и нравственности?
Историки отмечают, что наука могла существовать и развиваться только в определенном ценностном пространстве, то есть в той культуре, где знание было признано благом, где культивировались определенные занятия, образ жизни (познание), манифестировались ориентации на поиски Истины и были созданы условия для реализации этих ориентации, а научная деятельность была объектом положительной оценки со стороны общества и государства. Там же, где все это отсутствовало, развитие науки было связано с большими сложностями.
В частности, Древний Рим оказался неспособным продолжить и развить научные и культурные традиции эллинизма. Как в области философии, в науке и культуре римляне, по выражению И. Канта, «всегда оставались лишь учениками». Застойная экономика Древнего Рима, основанная на труде рабов, в которых, в отличие от греческих полисов, Римская империя не знала недостатка, имела своим следствием деградацию духовной жизни и вместе с тем вызвала угасание интереса к научным и техническим знаниям. Многие научные достижения древних греков были забыты на века…
Но нужно обратить внимание на то, что получаемые научные знания оказывают существенное обратное влияние на моральные принципы и цели человека и, следовательно, несут в себе основательный нравственный заряд. С расширением и углублением научных знаний это влияние неуклонно возрастает. Веками осуждаемый научный подход, означающий стремление разобраться, узнать, понять окружающую действительность, наполнялся нравственно-этическим содержанием. Надежным фундаментом признания нравственной ценности науки было то, что ее результаты приносили добро людям, а не зло. По мере осознания этого факта вырабатывались новые моральные принципы. Стремление к истине с целью принести людям благо, определяя нравственные основы научного поиска, обусловливает нравственный авторитет науки.
Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы дозволенного и недозволенного, одобряемого и неодобряемого. Увеличение объема знаний, углубление их содержания расширяет область того, к чему можно и нужно стремиться. Тем самым осознается область реальных возможностей, устраняются мнимые возможности и, в конечном счете, совершенствуются критерии нравственного выбора.
Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм. Нравственность и научная установка неразделимы, наука — средоточие нравственности. Для обозначения максимально широкого круга философско-методологических и социологических проблем, отражающих разносторонние аспекты взаимодействия науки и нравственности, употребляют термин “этика науки”.
Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.
Этика науки имеет разные уровни исследования: общеэтический анализ взаимоотношений науки и морали (с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка), средний уровень для которого общеэтические положения выступают в качестве методологических предпосылок, и конкретно - эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук.
В
нормах научной этики находят
свое воплощение, во-первых, общечеловеческие
моральные требования и запреты, приспособленные,
разумеется, к особенностям научной деятельности.
Во-вторых, этические нормы служат для
утверждения и защиты специфических, характерных
именно для науки ценностей. Первый из
них является бескорыстный поиск и отстаивание
истины. В повседневной научной деятельности
обычно бывает непросто сразу же оценить
полученное знание, как истину либо, как
заблуждение. И это обстоятельство находит
отражение в нормах научной этики, которые
не требуют, чтобы результаты были новыми
знаниями, и, так или иначе, логически,
экспериментально и пр. - обоснованными.
Ответственность за соблюдение такого
рода требований лежит на самом ученом.
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов науки.
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.
«Этика ученого» - более узкое по своему объему понятие, чем этика науки, поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке, обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки. Деятельность ученого безнравственна, если он претендует на новации, пренебрегая объективными тенденциями, игнорируя научные знания и самоуверенно считаясь лишь со своими предвзятыми мнениями. Такие вещи в науке несовместимы с нравственными принципами.
Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом, вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности. Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого.
Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.
В наше время научные знания производятся, как правило, не отдельными исследователями, а их совокупностями, которые называются научными сообществами. Научное сообщество может рассматриваться на разных уровнях: как сообщество всех ученых, национальное научное сообщество, сообщество специалистов какой-либо научной дисциплины, группа ученых, изучающих одну проблему, и т.д. В научном сообществе исследователи едины в понимании целей науки и ее социальных ориентиров, руководствуются относительно одинаковыми критериями оценки знаний, едиными идеалами и нормами познавательной деятельности, имеют сходную профессиональную и научную подготовку.
Научное сообщество отличается единым этосом науки, под которым понимается совокупность устойчивых этических установок и санкционирующих и поддерживающих их ценностных ориентиров. Этос науки детерминируется, прежде всего, основной задачей научного познания — задачей получения объективно истинного и обоснованного знания.
Ряд императивов этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью ученых. Это требования, предъявляемые к профессиональным качествам любой личности: требования честности, правдивости, добросовестности, скромности и т.д. На Западе в свое время широкую известность получили представления о профессиональных этических обязательствах, сформулированные американским социологом Р. Мертоном. Их четыре: универсализм — истинность утверждения не зависит от утверждающего, поскольку явления природы везде одинаковы; всеобщность — знание как всеобщее достояние должно находиться в открытом доступе; бескорыстие — результаты работы не должны зависеть от вознаграждения ученого; организованный скептицизм— ответственность ученого за качество работы и гласность оценок работы коллег. Безусловно, эта модель имеет право на существование, тем более, что на ее основе получен ряд интересных и ценных результатов. Вместе с тем она многого не учитывает. Например, за ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его актуальность, получение нового знания с ориентацией на его возможные практические приложения и пр…
Информация о работе Социальные последствия научных исследований