Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:18, реферат
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?
В вопросе о том, кто является действительным субъектом исторических изменений, можно выделить три подхода:
Сторонники
концепции "героического" детерминизма
считают, что история полностью
поддается влиянию
Признак
величия заключается в
Социальный
детерминизм основан на противоположной
идее и исходит из того, что ход
истории заблокирован от сколько-нибудь
серьезного влияния людей и повинуется
внутренним объективным законам. Индивиды
- это частицы, которых влекут за
собой волны истории. Самое большее,
что им доступно - это угадывать
направление исторического
Сторонники социального детерминизма
признают, что некоторые люди действительно
оказали влияние на ход истории, но не
из-за своих сверхъестественных способностей,
а потому, что их личностные качества оказались
соразмерными требованиям эпохи. Дело
не в какой-то конкретной персоне, - на
её месте мог оказаться любой другой человек.
Этот довод достаточно едко высмеял Томас
Карлейль, сказавший, что время часто зовет
"великих" людей, но очень редко кто-либо
откликается. Писатель Стефан Цвейг замечательно
изобразил этот аспект "призвания"
великих личностей в цикле "Звездные
часы человечества".[4. c. 118]
Крайности "героического" и "социального" детерминизма снимает так называемая "адаптивно-эволюционная" теория, лучше всего представленная в работах Роберта Мертона и Альфреда Кребера. Суть этой теории состоит в том, что она признает значение и великих людей и социального контекста. В её основе лежат два принципа: принцип вариации и принцип отбора.
Принцип вариации утверждает случайный характер выдвижения великой личности. В каждом обществе существует определенный процент гениальных, решительных, смелых личностей, но не всегда их качества оказываются востребованными. Затем начинает действовать принцип отбора. Выдающиеся личности должны найти благодатную почву для своих идей и замыслов. Если им это удается, то они становятся способными влиять на ход истории, но если же их идеи не соответствуют требованиям времени, не отвечают нуждам и чаяниям народных масс. Никто не сможет сыграть исторической роли, если социальные обстоятельства этому не благоприятствуют. Чтобы стать лидером, нужно иметь последователей, чтобы прослыть знаменитым писателем, необходимо, чтобы были читатели. Одним словом, именно в обществе действуют социальные механизмы отбора, поднимающие отдельных индивидов до статуса героев и отказывающие в таком статусе большинству других.
Существует четыре доказательства важности социального аспекта феномена великой личности:
Статус героя получают либо из-за харизматических качеств, либо ввиду каких-либо исключительных способностей. Но независимо от способов получения статуса героя и критерия, по которому определяется этот статус, для реализации возможностей потенциального великого человека необходимы следующие условия:
На пути к историческому величию расставлено немало ловушек. Иногда даже действительно неординарные личности терпят неудачу из-за многочисленных барьеров, стоящих у них на пути. Только люди, которым удалось преодолеть все преграды, заслуживают названия "великих личностей".
Заключение
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею.
Философия
предполагает критическое отношение
к действительности, к тому, что
устаревает и отживает, и одновременно
- поиск в самой реальной действительности,
в ее противоречиях, а не в мышлении
о ней, возможностей, средств и
направлений ее изменения и развития.
Преобразование реальности, практика,
и являются той сферой, где только
и могут получить разрешение философские
проблемы, где выявляется действительность
и мощь человеческого мышления.
Список
используемой литературы
Информация о работе Социально исторические условия возникновения философии