Социально исторические условия возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Описание работы

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

Работа содержит 1 файл

социально исторические условия возникновения философии.docx

— 51.20 Кб (Скачать)

     В вопросе о том, кто является действительным субъектом исторических изменений, можно выделить три подхода:

  • Концепцию "героического" детерминизма.
  • Концепцию социального детерминизма.
  • Концепцию, сочетающая наиболее ценное из указанных выше теорий.

     Сторонники  концепции "героического" детерминизма считают, что история полностью  поддается влиянию индивидуальных действий, и большая часть исторических изменений является заслугой великих  личностей. Классическая формулировка такого подхода изложена в книге  английского историка Томаса Карлейля "Герои, культ героев и героическое  в истории" (1841). Он, в частности, пишет: "В каждой эпохе мировой  истории мы обнаруживаем Великого Человека, которого можно назвать её спасителем, той искрой, из которой разгорается  пламя. История мира была биографией великих людей". Это лидеры, создатели новых моделей, Творцы в самом широком смысле этого слова.

     Признак величия заключается в способности  понимать реальность и действовать  в соответствии с таким пониманием. Исключительные личности обладают интуитивным  видением смысла истории и способны проникать в самую суть исторического  процесса, которая скрыта за повседневным существованием.

     Социальный  детерминизм основан на противоположной  идее и исходит из того, что ход  истории заблокирован от сколько-нибудь серьезного влияния людей и повинуется внутренним объективным законам. Индивиды - это частицы, которых влекут за собой волны истории. Самое большее, что им доступно - это угадывать  направление исторического процесса и следовать в его фарватере. Так называемые "великие" личности, согласно доктрине социального детерминизма, выделяются лишь за счет правильной оценки реальных, объективных тенденций  и закономерностей и из-за того, что лучше других адаптируются к  изменившимся условиям. Гегель, в "Философии  истории" утверждал, что "мировая  история есть развитие Идеи Свободы", а Великие люди способны лучше других воплощать дух, идти в ногу с историческими событиями. Они - мыслящие люди, проникшиеся требованиями времени". Материалистическая интерпретация истории также опровергает "героический" детерминизм, но по другим соображениям. Маркс, Каутский, Плеханов, Сталин считали, что "железные" закономерности исторического развития коренятся в экономике и классовой борьбе. Великие личности наиболее адекватно воспринимают и выражают классовые интересы. Они могут стать "слугами" истории, беря на себя роль лидеров в массовых движениях, воплощающих эти классовые интересы.  
Сторонники социального детерминизма признают, что некоторые люди действительно оказали влияние на ход истории, но не из-за своих сверхъестественных способностей, а потому, что их личностные качества оказались соразмерными требованиям эпохи. Дело не в какой-то конкретной персоне, - на её месте мог оказаться любой другой человек. Этот довод достаточно едко высмеял Томас Карлейль, сказавший, что время часто зовет "великих" людей, но очень редко кто-либо откликается. Писатель Стефан Цвейг замечательно изобразил этот аспект "призвания" великих личностей в цикле "Звездные часы человечества".[4. c. 118]

     Крайности "героического" и "социального" детерминизма снимает так называемая "адаптивно-эволюционная" теория, лучше всего представленная в  работах Роберта Мертона и  Альфреда Кребера. Суть этой теории состоит  в том, что она признает значение и великих людей и социального  контекста. В её основе лежат два  принципа: принцип вариации и принцип отбора.

     Принцип вариации утверждает случайный характер выдвижения великой личности. В каждом обществе существует определенный процент гениальных, решительных, смелых личностей, но не всегда их качества оказываются востребованными. Затем начинает действовать принцип отбора. Выдающиеся личности должны найти благодатную почву для своих идей и замыслов. Если им это удается, то они становятся способными влиять на ход истории, но если же их идеи не соответствуют требованиям времени, не отвечают нуждам и чаяниям народных масс. Никто не сможет сыграть исторической роли, если социальные обстоятельства этому не благоприятствуют. Чтобы стать лидером, нужно иметь последователей, чтобы прослыть знаменитым писателем, необходимо, чтобы были читатели. Одним словом, именно в обществе действуют социальные механизмы отбора, поднимающие отдельных индивидов до статуса героев и отказывающие в таком статусе большинству других.

     Существует  четыре доказательства важности социального  аспекта феномена великой личности:

  1. Многие выдающиеся люди получили признание лишь после смерти. Такие люди явно предвосхищали будущую эпоху и потому современники были не в состоянии понять и оценить их по достоинству. Достаточно вспомнить Галилея, Гаусса, Мусоргского, Ван-Гога, Циолковского и других людей, которые умерли в безвестности и нищете и получили всемирное признание лишь годы спустя.
  2. Известно, что благоприятный социальный контекст не только способствует признанию достижений, но и подталкивает к ним. Особенно это часто имеет место в науке и технике.
  3. Существуют целые эпохи, которые иногда называют "золотым веком": Греция в V веке до н.э., итальянский Ренессанс в XV веке, русская художественная литература в XIX веке. Почему так много гениальных людей рождалось именно в это время и в этих странах? - Единственным объяснением является социальный контекст, оказавшийся благоприятным для расцвета творческих возможностей человека.
  4. Последнее доказательство важности социального аспекта следует искать в неравном распределении великих личностей среди мужчин и женщин, различных рас и этнических сообществ. Подавляющее большинство политических лидеров, монархов, президентов, военных героев - мужчины. Та же картина среди достигших славы в науке и искусстве. Причина не в генетическом превосходстве мужчин, а в укоренившихся социальных предрассудках и дискриминации женщин. То же самое можно сказать и относительно рас и этносов.

     Статус  героя получают либо из-за харизматических  качеств, либо ввиду каких-либо исключительных способностей. Но независимо от способов получения статуса героя и  критерия, по которому определяется этот статус, для реализации возможностей потенциального великого человека необходимы следующие условия:

  • Должна сложиться такая социальная и политическая ситуация, в которой отдельные решения и действия приобретают вес. Предварительным условием "героических" действий является наличие в исторической ситуации нескольких альтернативных действий. История начинает зависеть от незначительных деталей, в том числе и от решений, принятых одним человеком. Это особенно характерно для периодов социальных революций, дестабилизации, беспорядков. Можно обобщить сказанное следующим образом: "Героев рождает героическое время".
  • Выдающаяся личность должна обладать прерогативами власти или влияния. Чтобы сыграть историческую роль, великая личность должна не только жить в нужное время, но и оказаться в нужном месте.
  • Чтобы великая личность была в состоянии сделать действительно великое дело, в её распоряжении должны находиться большие массы людей, поддающихся мобилизации.

     На  пути к историческому величию  расставлено немало ловушек. Иногда даже действительно неординарные личности терпят неудачу из-за многочисленных барьеров, стоящих у них на пути. Только люди, которым удалось преодолеть все преграды, заслуживают названия "великих личностей".

Заключение 

     Философия порой понимается как некое абстрактное  знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится  главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных  понятий и категорий, до самых  хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем  средства для уразумения жизненных  реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что  с точки зрения научной философии  уразуметь действительность вовсе  не значит просто примирится и во всем согласиться с нею.

     Философия предполагает критическое отношение  к действительности, к тому, что  устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и  направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские  проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. История философии: Учебник для высших учебных заведений. Васильева В.В., Кротова А.А. – М. 2005.
  2. Основы философии: краткие лекции – URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/osnovy-filosofii/
  3. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
  4. Стрельник О.Н. «Философия: конспект лекций». – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 187 с.
  5. Философия, учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с
  6. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. Смирнов И. Н., Титов В. Ф.– М.: 1998.
  7. Философия: Ответы на экзаменационные вопросы /А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – 2-е изд. – Минск: Терра-Системс, 2009. – 160 с.
  8. Философия: Учебное пособие для высших учебных завед., 4-е изд. – РнД: «Феникс», 2002 – под ред. Кохановского.
  9. http://averyanova-ekaterina.narod.ru/istoriia-filosofii.html
  10. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/01.php

Информация о работе Социально исторические условия возникновения философии