Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:18, реферат
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?
Введение
В
системе чрезвычайно
Слово «философия» – греческого происхождения
и буквально означает «любовь к мудрости».
Философия представляет собой систему
взглядов на окружающую нас действительность,
систему наиболее общих понятий о мире
и месте в нем человека. С момента своего
возникновения она стремилась выяснить,
что представляет собой мир как единое
целое, понять природу самого человека,
определить, какое место занимает он в
обществе, может ли его разум проникнуть
в тайны мироздания, познать и обратить
на благо людей могущественные силы природы.
Философия таким образом, ставит самые
общие и вместе с тем очень важные, коренные
вопросы, определяющие подход человека
к самым разнообразным областям жизни
и знания. На все эти вопросы философы
давали самые различные, и даже взаимоисключающие
ответы.
Борьба
между материализмом и
Путь
философского осмысления мира очень
сложен. Познание всегда включает в
себя частицы фантазии. Философия
существует около трех тысячелетий,
и все это время в ней
идет борьба противоположных взглядов,
которая не прекращается и сейчас.
Почему же идет эта борьба, каковы ее
причины?
Философия
возникает в период становления
раннеклассового общества, в период
перехода от присваивающего хозяйства
первобытности к производящему
хозяйству раннеклассового
Но
для производства знаний на ранних
этапах развития человеческой цивилизации
требовалось преодоление
Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы (от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: «земля спит, небо хмурится, ива плачет...». Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.
Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии (ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.
Другой
причиной возникновения философии
является возникновение древнегреческого
рабовладельческого общества, рабовладельческой
демократии, когда каждый свободный
гражданин мог принять участие
в формировании государственной
власти, быть избранным на государственную
должность. Но чтобы добиться власти,
мало личных симпатий, нужно победить
в конкурентной борьбе за эту должность.
А для этого необходимо убедить
избирателей, доказать свою правоту
и способность вести
Философия как форма культуры и система знания возникла в 7 в. д.н.э. и за весь период своего существования до наших дней сменилось множество форм и направлений. Существуют различные типы классификации философских учений:
- по способу решения ОВФ(материализм и идеализм);
-
методологической
-
по отношению к науке(
-
по стилю мышления(
-
по отношению к религии(
Причем каждая конкретная философия иногда может характеризоваться по целому ряду аргументов, например философское учение П. Гольбаха(французского материалиста 18 века) - это материализм, метафизичность, сенсуализм, сциентистское направление, атеистическое учение. Но существует деление философии по временному признаку, что дает на следующие направления:
1. Античная философия (7 в д.н.э - 3 в. н.э.) Внутри этой школы: милетская школа (Гераклит Эфесский), Элиаты (Парменит, Зенон, Ксиопомат), пифагорейская школа, атемистическая школа (Эвдип, Демокрит), софисты (Платон, Аристотель), эпикуристы(Эпикур);
2. Средневековая философия (9-11вв. н.э.) (представитель - Фома Аквиний (1225-1274гг);
3. Философия эпохи Возрождения (Джордано Бруно);
4. Философия нового времени (17-18 вв. н.э.) Школы: механицизм (Гоббс, Декарт, Спиноза), философия французского материализма (Дж. Локк, Дж. Голанд, Поль Гольбах, Клод Анри), антропологический материализм (Людовик Фейербах), вульгарный материализм (Молемотт), английский идеализм (Дж. Беркли);
5.
Немецкая классическая
6. Современная философия (начало 19 в. и до нашего времени):
а) Диалектический современный материализм;
б)
Идеализм.
Общество
не является чем-то застывшим, имеющим
одну и ту же форму и состав. В
течение времени изменяется как
внутренняя его структура, так и
внешние формы. Общественные изменения
происходят под давлением объективных
факторов, прежде всего связанных
с логикой материального
Можно,
таким образом, утверждать, что в
основе общественных изменений лежат
объективные причины, а движущими
силами этих изменений выступают
люди. Общество является способом человеческого
бытия, той средой, где только и
возможно возникновение и развития
человека. С одной стороны, как
и любая среда, общество оказывает
формирующее воздействие на людей,
но с другой стороны, люди сами активно
и осознанно участвуют в
Типы изменений разнообразны и зависят
от того, какие элементы общества в них
вовлечены. В частности, изменениям могут
подвергаться:
Когда
социальные изменения не затрагивают
целостности общества, а влекут за
собой частные, ограниченные метаморфозы,
то такие изменения называют количественными
или эволюционными. К примеру, улучшение
условий труда, повышение образовательного
уровня населения, преодоление кризиса
в какой-либо из отраслей хозяйства
и другие подобные изменения возможны
в рамках существующей общественной
системы и, более того, они происходят
постоянно. Абсолютно статичных
обществ не существует.
Когда изменений очень много, они, постепенно
накапливаясь, приводят к радикальному
преобразованию общества. Такие изменения
называют качественными или революционными.
Они являются наиболее ярким проявлением
социальных трансформаций, знаменуют
фундаментальные переломы в истории, преобразуют
человеческое общество изнутри и кардинальным
образом сказываются на жизни людей. От
других форм социальных изменений революции
отличаются следующими чертами:
Информация о работе Социально исторические условия возникновения философии