Социально исторические условия возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Описание работы

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

Работа содержит 1 файл

социально исторические условия возникновения философии.docx

— 51.20 Кб (Скачать)

Введение 

     В системе чрезвычайно разнообразных  знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись  в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские  школы и течения. 
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

     Борьба  между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии  являются законом всего многовекового  развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VII-VI вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

     Путь  философского осмысления мира очень  сложен. Познание всегда включает в  себя частицы фантазии. Философия  существует около трех тысячелетий, и все это время в ней  идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исторические  условия возникновения  философии
 

     Философия возникает в период становления  раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства  первобытности к производящему  хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в  структуре и масштабности общественного  производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу. [2]

     Но  для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации  требовалось преодоление религиозно-мифологического  воззрения на мир, унаследованного  цивилизацией от первобытно-варварских племен.

     Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы (от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: «земля спит, небо хмурится, ива плачет...». Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.

     Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется  в так называемом основном вопросе  философии (ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.

     Другой  причиной возникновения философии  является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой  демократии, когда каждый свободный  гражданин мог принять участие  в формировании государственной  власти, быть избранным на государственную  должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить  избирателей, доказать свою правоту  и способность вести государственные  дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство  красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически  безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству. Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. В чем особенность, специфичность философии, как формы культуры? [1, с.56]

     Философия как форма культуры и система  знания возникла в 7 в. д.н.э. и за весь период своего существования до наших  дней сменилось множество форм и  направлений. Существуют различные  типы классификации философских  учений:

     - по способу решения ОВФ(материализм и идеализм);

     - методологической направленности(диалектические и метафизические учения);

     - по отношению к науке(сциентистские  и коммунистические учения);

     - по стилю мышления(рационалистические  и иррационалистические мышления);

     - по отношению к религии(атеистические  и религиозные учения).

     Причем  каждая конкретная философия иногда может характеризоваться по целому ряду аргументов, например философское учение П. Гольбаха(французского материалиста 18 века) - это материализм, метафизичность, сенсуализм, сциентистское направление, атеистическое учение. Но существует деление философии по временному признаку, что дает на следующие направления:

     1. Античная философия (7 в д.н.э - 3 в. н.э.) Внутри этой школы: милетская школа (Гераклит Эфесский), Элиаты (Парменит, Зенон, Ксиопомат), пифагорейская школа, атемистическая школа (Эвдип, Демокрит), софисты (Платон, Аристотель), эпикуристы(Эпикур);

     2. Средневековая философия (9-11вв. н.э.) (представитель - Фома Аквиний (1225-1274гг);

     3. Философия эпохи Возрождения (Джордано Бруно);

     4. Философия нового времени (17-18 вв. н.э.) Школы: механицизм (Гоббс, Декарт, Спиноза), философия французского материализма (Дж. Локк, Дж. Голанд, Поль Гольбах, Клод Анри), антропологический материализм (Людовик Фейербах), вульгарный материализм (Молемотт), английский идеализм (Дж. Беркли);

     5. Немецкая классическая философия (Эммануил Кант, Г. Ф. Гегель);

     6. Современная философия (начало 19 в. и до нашего времени):

     а) Диалектический современный материализм;

     б) Идеализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально – исторические условия  возникновения философии
 
    1. Социальные  изменения

     Общество  не является чем-то застывшим, имеющим  одну и ту же форму и состав. В  течение времени изменяется как  внутренняя его структура, так и  внешние формы. Общественные изменения  происходят под давлением объективных  факторов, прежде всего связанных  с логикой материального производства. К примеру, рост народонаселения  делает необходимым увеличение производства жизненно важных благ, однако сложившиеся  производственные отношения не дают возможности осуществить это  увеличение. Из сложившейся ситуации есть два выхода: или формируются  новые социально-экономические отношения, более совершенные, чем прежние, или общество деградирует и, в  конце концов, гибнет. Чаще всего  инстинкт самосохранения, помноженный  на волю людей, одерживает верх над  катастрофическими тенденциями. Другой пример: общество оказывается перед  угрозой завоевания со стороны агрессивных  соседей, претендующих на его территорию, природные и людские ресурсы. Если оно не преодолеет внутренние противоречия, не станет более справедливым и солидарным, его шансы на сохранение - минимальны.[5, c.134]

     Можно, таким образом, утверждать, что в  основе общественных изменений лежат  объективные причины, а движущими  силами этих изменений выступают  люди. Общество является способом человеческого  бытия, той средой, где только и  возможно возникновение и развития человека. С одной стороны, как  и любая среда, общество оказывает  формирующее воздействие на людей, но с другой стороны, люди сами активно  и осознанно участвуют в социальном строительстве и создают общественные формы с учетом своих интересов  и ценностных установок.  
Типы изменений разнообразны и зависят от того, какие элементы общества в них вовлечены. В частности, изменениям могут подвергаться:

    • Состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами).
    • Структура (между социальными группами возникает неравенство; появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные или конкурентные связи).
    • Функции (государство "уходит" из управления экономикой; происходит децентрализация управления высшими учебными заведениями; снижается роль церкви).
    • Отношения между подсистемами (повышается роль духовной сферы, политика начинает определять экономику).
    • Окружение (ухудшение экологии, различные природные катаклизмы, эпидемия СПИДа).

     Когда социальные изменения не затрагивают  целостности общества, а влекут за собой частные, ограниченные метаморфозы, то такие изменения называют количественными  или эволюционными. К примеру, улучшение  условий труда, повышение образовательного уровня населения, преодоление кризиса  в какой-либо из отраслей хозяйства  и другие подобные изменения возможны в рамках существующей общественной системы и, более того, они происходят постоянно. Абсолютно статичных  обществ не существует.  
Когда изменений очень много, они, постепенно накапливаясь, приводят к радикальному преобразованию общества. Такие изменения называют качественными или революционными. Они являются наиболее ярким проявлением социальных трансформаций, знаменуют фундаментальные переломы в истории, преобразуют человеческое общество изнутри и кардинальным образом сказываются на жизни людей. От других форм социальных изменений революции отличаются следующими чертами:

    • Они затрагивают все уровни и сферы общественной жизни: хозяйство, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
    • Во всех этих областях изменения имеют фундаментальный характер;
    • Революционные изменения очень быстры, подобны взрывам. Гегель называл их "скачками";
    • Революции вызывают небывалую активность у участников или свидетелей, демонстрируют оптимизм, надежду на лучшее будущее.

Информация о работе Социально исторические условия возникновения философии