Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:18, реферат
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?
Революции
связывают с новой и новейшей
историей: первая революция (английская)
произошла в 1640 году. Французская
революция 1789 года получила название "Великой"
из-за того, что в буквальном смысле
слова изменила историю мира. Двадцатый
век историки окрестили "веком
революций" главным образом из-за
Великой Октябрьской
Термин
"революция" появился в XIV веке, но
в то время он означал лишь вращательное
движение по кругу. Николай Коперник
назвал свою знаменитую работу "О
вращении небесных тел", использовав
слово "революция": "On the Revolutions
of Celestial Bodies". В XVII веке этот термин был
заимствован политической философией
и стал обозначать циклическую смену
правителей или все политической
элиты государства. И только в XVIII
веке, с Великой Французской
Карл
Маркс использовал теорию революции
в качестве обоснования неизбежности
перехода от капитализма к коммунизму.
Однако опыт революций показал, что
они сопровождаются массовым насилием
и неоправданными разрушениями экономического
и социально-политического
Первая
основывается на философии истории
Гегеля и утверждает, что переход
к новому качественному состоянию
общества возможен только через радикальный
разрыв постепенности в историческом
развитии. В материалистическом понимании
истории, разработанном Марксом
и Энгельсом, революция рассматривается
как результат постепенного обострения
и быстрого разрешения социальных противоречий,
прежде всего противоречия в сфере
материального производства. История
человечества представлена в виде последовательности
общественно-экономических
Социологическая
теория, напротив, делает акцент на движущих
силах и механизмах истории, и
рассматривают революции как
ярчайшие примеры человеческого
творчества, воплотившегося в коллективном
действии. Сторонники социологического
подхода отказываются рассматривать
революцию как объективацию мирового
разума или исторической логики.
Несмотря на различие подходов, можно
выделить черты, которые всеми исследователями
признаются в качестве главных в революции:
Иногда термин "революция" неоправданно используют для характеристики других коллективных действий: военных путчей, переворотов, мятежей, восстаний, массовых беспорядков. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что эти действия не отвечают критериям социальной революции. Все революции проходят следующие стадии:
На вопрос "почему" происходят социальные революции, в науке существует два основных ответа.
Традиционный ответ предложен "вулканической" моделью, согласно которой революции возникают стихийно, снизу, в результате накопления недовольства, враждебности, превышающих определенный предел. Движущими силами являются отчаявшиеся массы людей, которые уже не могут жить по старому. "Заговорщическая" модель утверждает, что революции задумываются небольшой группой профессиональных революционеров, которые, для реализации своих честолюбивых целей, манипулируют массами. Иными словами, революции являются результатом заговора.
Истина лежит посредине, между этими двумя моделями, и состоит в том, что каждая революция возможна лишь в результате специфического стечения объективных обстоятельств и субъективных факторов.
Исторический
опыт последних двух столетий, начиная
с Великой Французской
Социальные изменения, в том числе и крупномасштабные исторические преобразования, немыслимы без активной человеческой деятельности. Как писал американский философ Сидней Хук, никто, за исключением некоторых теологов и метафизиков, не отрицает, что история делается мужчинами и женщинами. Однако, кем именно из мужчин и женщин, и как делается история, нуждается в прояснении.
На вопрос о действительном субъекте социальных изменений существуют два противоположных ответа. Авторы первого утверждают, что историю делают коллективные субъекты (этносы, социальные классы, политические партии), а сторонники второй точки зрения опираются на концепцию "великих" личностей. Иллюстрации коллективной человеческой активности мы каждый день видим на экранах телевизоров: пикеты учителей, врачей, ученых, осаждающие правительственные учреждения, мрачные и решительные лица воркутинских или кемеровских шахтеров, требующих отставки руководства страны, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, движущиеся маршем из Тулы в Москву. Во всех этих случаях мы наблюдаем более или менее организованных людей, способных прямо или косвенно повлиять на общественную стабильность.
Неорганизованные,
стихийно и спонтанно возникающие
общности людей, выступают в качестве
своеобразного тарана, с помощью
которого выполняется грубая, черновая
работа по разрушению старого общественного
порядка. Такие общности чаще всего
называют "толпой". Их используют
в своих целях организованные
социальные движения, которые сознательно
создаются для достижения определенных
целей. Это в первую очередь политические
партии, а также профсоюзные
Для общественных объединений, активно
влияющих на общественные изменения, характерны
следующие черты:
По целям коллективные субъекты общественных изменений подразделяются на:
Массовые выступления людей против существующего порядка в целом или отдельных институтов и законов, известны издавна. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в эпоху античности, крестьянские выступления под предводительством С.Разина и Е.Пугачева, городские восстания XVIII века. Но только в ХIХ и ХХ столетиях массовые социальные движения стали наиболее эффективным механизмом социальных изменений. Это объясняется следующими причинами:
Как
высоко бы не было значение массовых движений
в социальных изменениях, роль отдельных
людей, получивших название "великих",
"исторических", "героических"
личностей, не стоит преуменьшать. Поскольку
"великие" личности в любом
случае присутствуют в истории, необходимо
разобраться в том, какая часть
истории делается именно ими.
Тема "Личность и история" волнует
писателей, психологов, историков, социологов,
философов. Обобщенный взгляд позволяет
выделить три различных типа индивидов,
которые могут быть интересны при обсуждении
данной проблемы.
Первый составляют обычные люди, занятые нормальной повседневной деятельностью. Они работают, отдыхают, путешествуют, воспитывают детей, читают книги, участвуют в голосованиях на различных выборах. Таких людей - большинство в мире.
Второй тип представлен исключительными индивидами, которые из-за особых качеств, - ума, таланта, силы, мастерства, хитрости, - могут решать сложные социальные проблемы, связанные с необходимостью манипулирования другими людьми. К этому типу относятся религиозные и партийные лидеры, идеологи, полководцы.
К третьему типу относятся люди, которые делают возможными действия людей второго типа. Это "команда обеспечения": администраторы, полицейские, менеджеры, законодатели.
Из этой типологии можно сделать вывод, что вклад людей в историю различается по результатам и формам. Одни способны изменить только свою индивидуальную историю и историю тех, кто с ними непосредственно связан. Другие способны к более масштабным социальным преобразованиям: они выступают в качестве открывателей новых территорий, создают новые теории, осуществляют политические или экономические реформы, выигрывают войны и сражения.
Цели,
которые преследуют индивиды в своей
жизни, также могут быть различными.
Одни действия направлены на изменение
общественных институтов и приводят
к возникновению новых
Особый интерес представляют выдающиеся
личности, оказавшие на ход истории значительное
влияние. Их немного, но без них мир выглядел
бы иначе, чем он выглядит сейчас. Это Будда,
Иисус, Цезарь, Коперник, Наполеон, Эдисон,
Ленин, Сталин, Гитлер. Одни из них не предполагали,
что навсегда останутся в исторической
памяти. Николай Коперник, скорее всего,
не представлял, что его открытия в астрономии
приведут к созданию новой картины мира.
Джемс Уатт вряд ли предполагал, к каким
последствиям для человечества приведет
изобретение им парового двигателя. Нильс
Бор не мог предвидеть, что его опыты дадут
толчок к созданию ядерного оружия. Этих
людей можно назвать "лидерами мысли".
Их идеи привели к широкомасштабным историческим
изменениям. "Лидеры действия" также
не всегда предвидели последствий своих
действий. Александр Македонский не догадывался,
что победа над персами спасет западную
цивилизацию, а Христофор Колумб не подозревал,
что открыл новую территорию, на которой
позднее возникнет мировая сверхдержава.
Они просто делали свое дело, не думая,
что "льют воду" на мельницу мировой
истории.
Многие политические деятели сознательно
пытались играть роль творцов истории.
Это Наполеон, Маркс, Ленин, Горбачев. Иногда
их намерения совпадают с объективными
последствиями, иногда - нет. К примеру,
Маркс надеялся, что претворение в жизнь
его теории приведет к улучшению мира,
а на деле получилось не так. Горбачев,
начиная перестройку, пытался спасти коммунистическую
систему, но в результате стал её могильщиком.[4,с.53]
Информация о работе Социально исторические условия возникновения философии