Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:56, контрольная работа
Изучая проблему «направленности» истории, философы рассматривали вопросы о том, откуда и куда идет общество. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации к проблеме смысла и назначения истории. Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы, каждый из которых необходим и важен в понимании исторического процесса.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Теория культурно - исторических типов Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера……………………………………………………………………….3
2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби….8
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы
в понимании исторического процесса…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………....17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание контрольной работы по философии
на тему 11 «Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса»
Введение…………………………………………………………
1. Теория
культурно - исторических типов
Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………
2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби….8
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы
в понимании
исторического процесса……………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Поиском смысла и направленности исторического процесса занимались многие. В конце XIX - начале ХХ веков выдвигали свои концепции Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Заслуга каждого из них неоспорима, каждый внес свой вклад в развитие социальной философии.
По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Изучая проблему «направленности» истории, философы рассматривали вопросы о том, откуда и куда идет общество. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации к проблеме смысла и назначения истории. Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы, каждый из которых необходим и важен в понимании исторического процесса.
Таким
образом, целью написания данной работы
является изучение проблемы смысла и направленности
исторического процесса, которые я рассмотрю
на основе взглядов мыслителей конца XIX
- начала ХХ веков. Будет также рассмотрена
значимость и смысл существования цивилизаций,
и проблема их столкновения друг с другом.
1. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.
В конце XIX – начале XX веков сформировался новый, культурологический подход к пониманию хода истории, представленный в концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Выделяют следующие наиболее общие и характерные черты культурологического подхода: неприятие жесткой европоцентристской однолинейной схемы общественного прогресса; утверждение существования множественности культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности; внедрение биологизаторских, антропологизаторских и других схем в объяснение истории становления и развития культур.
Одним из основоположников такого подхода был русский социолог и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилевский. Он в своей книге «Россия и Европа» (1869г.) развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций) и предлагает свое понимание исторического процесса. По его мнению, в истории не было ни одного единовременного общечеловеческого события, поэтому деление на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.
Данилевский считал, что картина истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а множество расходящихся веером и перекрещивающихся линий развития. История не есть развитие единого человечества, а есть развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур, живущих каждая своей самостоятельной жизнью. Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою систему ценностей. Для него каждая культура уникальна и неповторима, каждая несет в себе особую миссию и представляет замкнутый мир. Культуры представляются как автономные и самодостаточные образования, эквивалентные, т.е. равноценные по своей исторической значимости. Каждая культура подобна биологическим организмам, имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. При таком понимании сама культура приобретает максимально широкий объем, включает в себя всю совокупность коллективной жизнедеятельности людей, взятую в материальных, социальных и духовных аспектах.
Культурно-исторические типы у Данилевского – это самобытные цивилизации, располагавшиеся как на Востоке, так и на Западе. Среди них он различал уединенные и преемственные. Данилевский выделяет 11 таких типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский или новосемитический; 10) германо-романский или европейский; 11) славянский. К ним Данилевский с некоторой натяжкой причисляет и два американских типа: мексиканский и перуанский, которые погибли «насильственной смертью» еще до завершения цикла развития.
Главное внимание мыслитель уделил германо-романскому и славянскому типам: считая славянский тип более перспективным, он предсказывал, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место переживающего упадок германо-романского типа. На смену Европе, по прогнозам мыслителя, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом. Торжество славянства означало бы «закат» Европы, которая враждебно настроена по отношению к России.
Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:
1)
Всякое племя или семейство
народов, характеризуемое
2)
Дабы цивилизация могла
3) Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
4)
Цивилизация, свойственная
5)
Период роста может быть сколь
угодно продолжителен, тогда
Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому, но из этого не следует, чтоб они оставались без всякого воздействия друг на друга, только это воздействие не передача. Данилевский выделил три формы взаимодействия цивилизаций:
1)
Пересадка (колонизация) –
2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.
3)
Удобрение – плодотворное
Автор «России и Европы» делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа. Период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.
Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним для всех. Он считал, что ни один из культурно-исторических типов не может прогрессировать бесконечно. Прогресс состоит не в том, чтобы идти в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, «чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития»2.
Немецкий мыслитель, представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер, как и Н. Я. Данилевский, – противник концепции единства исторического процесса в его прогрессивном движении, сторонник исторического релятивизма. Он отрицает целостность и единство всемирной истории. Основное сочинение Шпенглера – «Закат Европы» (1-2 тт., 1918-1922гг.) имело большой успех.
Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Он разрабатывает учение о множественности культур, равноценных по уровню достигнутой ими зрелости, каждая из которых имеет собственную судьбу, идею. Таких завершенных культур по Шпенглеру восемь: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) магическая (арабско-византийская); 5) китайская; 6) аполлоновская (греко-римская); 7) фаустовская (западно-европейская); 8) культура майя. Он упоминал и о рождающейся сейчас девятой культуре – русско-сибирской.
Каждая из этих культур развивается подобно живому организму и проходит стадии рождения, юности, зрелости и старости. Ни одна из этих мировых культур не имеет, по Шпенглеру, никаких преимуществ перед другими, потому что они - природные живые организмы, по отношению к которым такое понятие как оценка неприменимо вообще.
Все культуры обладают единой, общей гомологической структурой (имеют общий план, структуру строения, хотя элементы этой структуры выполняют различные функции), но каждая культура уникальна и обладает собственной, неповторимой, уникальной душой. Так, у культур нет ничего общего, повторяющегося и усваемого другими культурами.
Каждую культуру, а следовательно и нынешнюю европейскую культуру ожидает смерть (гибель). Более того, О. Шпенглер утверждает, что европейская культура подошла к своему «закату». Смерть культуры есть исчерпание ее души. Главным признаком завершения культуры является формирование цивилизации. Поэтому погибает не собственно культура, а уже цивилизация, так как у каждой культуры есть «своя собственная цивилизация», «цивилизация – неизбежная судьба культуры»3.
Шпенглер одним из первых обратился к проблеме кризиса современной культуры. Он говорил о том, что кризис культуры – это вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. Кризис – завершение цикла, окончательное угасание культуры.
Шпенглер считает, что кризис наступает тогда, когда душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятия первобытной души. Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру.
2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби.
Как Данилевский и Шпенглер, английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби считал историческое существование человечества раздробленным на самозамкнутые единицы (цивилизации).
Его главный 12-томный труд «Постижение истории» (1934-1961гг.) посвящен анализу возникновения, развития и отмирания цивилизаций всемирной истории. В нем Тойнби выделял 21 цивилизацию (цифра меняется по ходу книги), различая их преимущественно по религиозному признаку.
Цивилизация для Тойнби — группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. Цивилизация противопоставляется примитивным обществам, характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. «Сравнивать цивилизацию с примитивным обществом — все равно, что сравнивать слона с кроликом»4.
Информация о работе Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса