Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:26, контрольная работа
В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире.
1.Введение……………………………………………………………..3 стр.
2. Понятие бытие………………………………………………...…4- 6 стр.
3. Бытие в философии…………………………………………….7- 12 стр.
4. Философский смысл бытия…………………………………..13- 15 стр.
5. Вечные вопросы бытия……………………………………….16- 25 стр.
6. Заключение…………………………………………………….…..26 стр.
7. Список используемой литературы……………………………….27 стр.
Со времени грехопадения первых людей вещественным выражением зла стала смерть – разделение души с телом и дальнейшее его разложение. Однако власть смерти и закон энтропии (второе начало термодинамики) не простираются далее границ материального мира (земли). И поскольку в этом мире все относительно и временно, то ни смерть, ни вообще зло не могут здесь торжествовать вечно.
Что же касается светлого духовного мира (неба), не тронутого тьмой зла, то там, как и прежде, все совершается по закону любви. До сведения людей этот закон доносит Благая Весть (Евангелие). Соглашаться с нею или нет – дело нашей совести. На то богоподобным тварям дана свобода воли и здравомыслие.
Бог не создавал зла. Оно образовалось стихийно, поэтому и называется злом отпадения. Это зло пришло в мир по самоволию падших ангелов, ставших духами преисподней (бесами), и затем поразило людей. По совершенству любви Творец не вмешивается в нашу свободу, а предоставляет каждому выбирать между светом и тьмой.
Не хочешь обретать мудрость целого, возвращаться в вечные райские обители? Дело твое. Врата ада распахнуты широко. Но если мысль о предназначении человека (наследника Царства Божия) начинает преобладать над сиюминутными выгодами, чаще всего сомнительными; если различение добра и зла становится объективным и онтологически углубленным – то это верный признак духовного возрождения.
В этом смысле очень показательно отношение большинства людей к Библейскому тексту, цитируемому Спасителем Иисусом Христом: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
Почти все знают, что живем мы "не хлебом единым". Но чем? На этот вопрос большинство, за исключением верующих, затрудняется с ответом. Что означает в полном смысле "питание словом". Но здесь обращает внимание на себя сам феномен восприятия текста. Ведь большинству из нас хорошо знакома первая строка. В то же время вторая, разъясняющая смысл первой, откладывается в памяти только у верующих (духовно ориентированных) читателей Евангелия. И это хороший тест на способность к различению добра и зла.
Первое без второго – ничто. Если "не хлебом", а, скажем, информацией, эмоциями, впечатлениями, то все равно жизнь не продлевается и тем более не восстанавливается в вечности. Кроме того, эти душевные факторы отнюдь не всегда действуют на нас животворно. Масса душевной (культурной) продукции носит откровенно демонический (разрушительный) характер. Каков культ, такова и культура. Ибо всякая культура, в том числе и сельскохозяйственная, развивается от корня.
Питание душевной продукцией (музыкой, литературой и т.д.), неверно выдаваемой иногда за "духовную" пищу, в основном развлекает ум, волю и чувства, ненамного изменяя личность к лучшему. Исключение составляют лишь высшие образцы искусства, включающие в себя духовную проповедь любви. Но даже они зачастую привносят в проповедуемые идеи личное несовершенство авторов (человек ведь не Бог).
Что уж говорить о современном художественном непотребстве и моральной беспринципности некоторых авторов и издателей. Тем более, что к бездуховности культуры сегодня повсеместно добавляется и антидуховность (сатанизм) в виде суеверий, сектантства, религиозного самозванства. И здесь неразличение добра и зла чревато для нас страшными последствиями. Ведь мы свободны в своем выборе.
В желании жить вечно человек выражает любовь к себе. Но тогда ему уже не обойтись без любви к своему Создателю, без надежды на Бога, обусловленной верой, и без любви к Его творению, прежде всего к человеку. Заповеди любви гласят: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим". И "возлюби ближнего твоего, как самого себя". А о том, как надо любить ближнего, в Священном Писании сказано: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Таково слово Божие в проповеди. Это предвкушение, но еще не насыщение Самим воплощенным Словом – Сыном Отца Небесного. Ибо вкусившие веру в Него, крестившись, становятся затем причастниками Святых Христовых Тайн, то есть непосредственно вкушают "Хлеб жизни вечной".
В подвиге
любви мы получаем залог спасения.
Но все ли к нему сознательно стремятся?
Для многих теперь затруднительно даже
простое снисхождение к слабости
ближних, прощение мелких обид, бескорыстная
взаимопомощь. Недостаток любви закономерно
порождает безнадежность и
Таким образом, зло – альтернатива любви – овладевает человеком, затягивая его в психопатический круг эговлечений.
Что есть душа
Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практические и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание является способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума. Споры шли о сущности, возможности и о путях познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие, например Э. Дюбуа-Реймон, утверждал, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице.
Одни
отстаивают мысль о первичности
сознания по отношению материи, рассматривая
сознание как крохотную искру
величественного пламени
“Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно — знание более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что дознание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ” (1).
Можно сказать, нисколько не отступая от истины, что отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях — будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических проблем. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему: “Говорите нам о душе!” (2) .
И. Кант в своей лекции о душе выдвигает следующий тезис:
“Душа представляет собой простую субстанцию. Хорошо, но означает ли это, что она занимает место в пространстве? Если да, то душа материальна и тогда должна открыться возможность ее измерить. Вы можете себе представить 1 кубический дюйм души? И скажите, в каком месте тела человека находится его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но невидимая. Пока напрашивается только один вывод: удуши есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом мы ничего не знаем.
Еще проблема. Сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела? Весьма вероятно” (3).
Другое
дело — как понимать феномен души?
В рамках учебника мы не можем вдаваться
в тонкости этой проблемы, а ограничимся
утверждением, что, анализируя психику,
сознание, мы, по существу, анализируем
феномен души, тем самым продолжая
традицию всей истории философско-
Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный феномен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается или срастается из множества самостоятельных образований, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывно и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному— интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.
Глубоко прав А. Бергсон, говоря: та психология, по которой душа определяется симпатией, отвращением или ненавистью, т.е. различными силами, из которых каждая тянет ее в свою сторону, — грубая психология, продукт обмана языка. На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена.
Душа
приобретает форму
Итак, душа каждого человека — сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п. Ведь в сущности именно благодаря своей душе я есть то, что я есть! Несмотря на всю уникальность души каждой личности, можно говорить обобщенно о человеческой душе вообще.
Быть
может, “человеческая душа — это
самая дивная на свете сказка? Какой
прекрасный мир заключен в нашей
груди! Никакая вселенная его
не Ограничивает, сокровища его превосходят
неизведанные богатства всего зримого
мира! До чего мертвой, нищенской, слепой,,
как у крота, была бы наша жизнь, не надели
мировой дух нас, наемников природы, неистощимой
алмазной россыпью души, из которой нам
светит в сиянии и в блеске удивительное
царство, ставшее нашим достоянием. Высоко
одарены те, кто осознает в себе это богатство!
Еще более одаренными, и счастливыми должно
почитать тех, кто не только умеет разглядеть
в себе эту залежь драгоценных камней,
но извлечь их наружу и огранить, чтобы
они заиграли дивным огнем!
5. Заключение.
Рассматривая данный вопрос мы выделили одно из важнейших направлений философии - онтологию. Здесь человек ставит вопрос о сущности бытия (мира, космоса), о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направлениях его развития. Частные науки отвечают на подобного рода вопросы лишь в рамках собственного предметного поля. Например, физик, исходя из определенной физической концепции, может утверждать, что мир конечен или что пространство и время являются некими заданными "вместилищами" реальных объектов и отношений и т.д.
Философия ставит данные проблемы в наиболее общей, предельной форме, выделяя всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие взаимоотношения между миром и человеком. Конечно, ответы на поставленные вопросы могут быть при этом различными, вследствие разнообразия способов мышления. В качестве основы мира могут быть приняты как духовные, так и материальные образования, одна или несколько субстанций и т.д. Общим здесь выступает подход к постановке и решению проблемы на предельном онтологическом уровне.
В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики.
Термин
"онтология", происходящий от сочетания
древнегреческих слов "онтос"
(сущее) и "логос" (знание), обозначает
собой знание о сущем, или метафизику бытия.
Так понимается онтология до сих пор -
как учение о предельных, фундаментальных
структурах бытия. Выделение онтологии
в отдельную философскую дисциплину означает,
что она, являясь основополагающей частью
метафизики, не отождествляется с ней.
Это своего рода метафизика бытия, во всех
его многообразиях, поэтому онтология
опирается и на другие теоретические дисциплины,
а также на конкретные науки.