Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:26, контрольная работа
В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире.
1.Введение……………………………………………………………..3 стр.
2. Понятие бытие………………………………………………...…4- 6 стр.
3. Бытие в философии…………………………………………….7- 12 стр.
4. Философский смысл бытия…………………………………..13- 15 стр.
5. Вечные вопросы бытия……………………………………….16- 25 стр.
6. Заключение…………………………………………………….…..26 стр.
7. Список используемой литературы……………………………….27 стр.
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет Экономики
и финансов
Контрольная работа
По дисциплине:
Философия
На тему:
Смысл
и вечные вопросы
бытия
Выполнила: Мартынова Светлана Сергеевна
Группа: 13 – 19730/1-1
Направление «Экономика»
Зачетная книжка № 1374
Вариант
№ 35
Проверил: ______________________________
______________________________
2011
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2. Понятие бытие………………………………………………...…4- 6 стр.
3. Бытие в философии…………………………………………….7- 12 стр.
4. Философский смысл бытия…………………………………..13- 15 стр.
5. Вечные вопросы бытия……………………………………….16- 25 стр.
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой
литературы……………………………….27 стр.
1. Введение.
В качестве
системообразующего принципа философской
картины мира выступает понятие бытия.
Бытие - одно из фундаментальных понятий,
которое задает широчайший спектр смыслов
от обобщения мира в целом до осмысления
уникальности и неповторимости бытия.
Именно через это понятие, человек пытается
осмыслить свое место в мире.
В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований. Занимаясь бытием, философия выявляет особый характер того мышления, в котором бытие может для нас "открыться" - это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел, а мышление как особый способ жизни, как существование в особом "бодрствующем" режиме, в котором можно держаться только крайним напряжением человеческих сил и только некоторое время, в краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие ход нашей повседневной обыденной жизни. |
Вопрос
понимания бытия и соотношение
с сознанием определяет решение
основного вопроса философии. Для
рассмотрения этого вопроса обратимся
к истории развития бытия в
философии.
2. Понятие бытие.
Бытие философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. От бытия во всеобщем смысле отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является:
1) или всеобъемлющим
понятием, т.е. наиболее широким
по своему объему (т. к. оно
охватывает любое отдельное
2) или
совершенно противоположным
3. Бытие в философии.
Бытие в античной философии
Как самостоятельное
понятие бытие возникает в
раннегреческой философии, в учении элеатов. Парменид форму
Платон предложил решение антиномий бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
В философии Аристотеля, следующего в основном
платонизму, появляется ряд специфических
сдвигов в понимании бытия: отрицание
бытия как высшего родового понятия, отождествление
его с субстанциальной сущностью единичной
вещи, попытка расчленить различные смыслы
употребления слова «есть». Однако задачей
«первой философии» остается, как и у Платона,
усмотрение бытия как такового.
Бытие в средневековой
философии
Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: «Я есмь сущий» часто сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в онтологическом аргументе. Различные трактовки бытия выразились также в споре реалистов иноминалистов, соответственно тяготевших к платонизму и аристотелизму. Под влиянием онтологии арабских перипатетиков возникает различение сущности (essentia) и существования (existentia), в которой выделяются два аспекта бытия вообще: его идеальное содержание и его реальная положенность. Фома Аквинский подчеркивает момент творческой действенности бытия, в полной мере наличный в самом бытии (ipsum esse), то есть в Боге как actus purus (чистый акт). Он же вводит метод «аналогии сущего» как способ связи абсолютного бытия и его конечных проявлений.
Сложившаяся еще в античной философии иерархия уровней бытия, нижней границей которой является абсолютное небытие, а верхней — бытие как таковое, в философии средневековья сливается с иерархией добра и красоты. Бытие, таким образом, понимается как полнота реализации всех стремящихся к совершенству качеств, а небытие отождествляется со злом как полной лишенностью присутствия Бога. Такая онтологическая интерпетация зла служила основой для христианской теодицеи, в классическом варианте представленной Августином. Вместе с тем античная триада «Единое — Ум — Душа», в которой бытием в строгом смысле слова являлась вторая ипостась (Ум), оказалась плохой формой для теологического содержания и провоцировала периодически возникавшие (как на Западе, так и на Востоке) богословско-философские конфликты. Мыслители, испытавшие влияние неоплатонизма, тяготели к слиянию диалектики Единого и представлений о Боге, но возникавшее при этом разведение понятий бытия и Бога делало эти концепции не вполне ортодоксальными. Более приемлемым было отождествление бытия и Бога, первый вариант которого дал Филон. В онтологических построениях Григория Нисского, Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского богооткровенное имя (Сущий) трактуется как бескачественный предикат, открывающий бытие, но не дающий познания его сущности. Однако и этот вариант теологического истолкования категории бытия вызывал сомнения чрезмерным сближением умопостигаемого бытия со сверхразумным Богом. Францисканская оппозиция (Иоанн Дунс Скот, Оккам) стремится предельно отдалить разумную необходимость и божественный абсолют, с чем связаны такие концепции, как отождествление сущности и существования, повышение роли сверхразумной воли Бога, учение об «этости» (haeccaitas) предмета, не сливающейся с его эссенциальностью, «чтойностью» (quiditas) (Иоанн Дунс Скот). В философии Николая Кузанского (в первую очередь в учении о «бытии-возможности», possest) и Ф.Суареса вырабатывается компромиссный вариант связи категории бытия с основными онтологическими понятиями.
Бытие в философии нового времени
Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Декарт переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость. На этом принципе построены системы Мальбранша и Спинозы, разделяет его и Лейбниц. В то же время эмпиризм 17 в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе
с темой бытия как субстанции
(в гносеологическом аспекте —
как совпадения понятия и реальности)
постепенно развивается критика
категории бытия. Неопределимость
бытия, отмеченная Паскалем, стремление сущности
к бытию у Лейбница, граница между бытием
и волей, проведенная Декартом и Мальбраншем, — все
это свидетельствует о сужении сферы применения
категории бытия при сохранении традиционного
тождества бытия и умопостигаемости. Аналогичное
сужение характерно и для философии Беркли с ее тезисом: «быть,
значит быть воспринимаемым» (esse est percipi),
который позволил осуществить парадоксальный
переход от последовательного эмпиризма
к платонизму. Если у Беркли бытие — это
субстанциальный субъект и его идеальное
содержание, то в философии Юма бытие
утрачивает даже статус субъективной
субстанциальной очевидности, чем отрицается
картезианская интуиция cogito, открывшая
в свое время ряд онтологических построений
17 в. Юм трактует различие между идеей
и фактом как принципиальную несводимость
одного к другому, как фундаментальную
разнородность бытия и умопостигаемости.
Бытие в немецком классическом
идеализме
В немецком
классическом идеализме 18-19 вв. идет противоречивый
процесс, начинающийся с критики
категории бытие Кантом, затем преобразившийся
в реставрацию классического понятия
абсолютного бытия в философии позднего Фихте,
раннего Шеллинга и Гегеля, и завершившийся редукцией
бытия к более изначальным слоям абсолюта
в волюнтаристических построениях позднего
Шеллинга. Тезис Канта о том, что бытие
не реальный предикат, а лишь полагание
(Setzung ) того или иного содержания, был подхвачен
и развит в дальнейшем позитивизмом и
аналитической философией; учение Шеллинга
о воле, если не исторически, то логически,
предваряло идеи иррационализма 19 в.; концепция
же выдвинутая Фихте и Гегелем, согласно
которой абсолютное бытие есть не только
субстанция, включающая в себя любое конечное
содержание, но и абсолютный субъект, т.
е. универсальное личностное начало, фактически
не обрела преемников в западноевропейской
традиции и оказывала лишь косвенное влияние
на некоторые ее течения (персонализм, неогегельянство,