Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:19, реферат
Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие.
Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.
Аристотель
Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: “оно есть”. Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).
Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только “где-либо” и “теперь”, оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время (“повсюду” и “всегда”), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - “перводвигатель” мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.
Эпикур и
его последователи
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно
учению стоиков, целью человеческих
устремлений должна быть нравственность,
невозможная без истинного
Смысл жизни в философии иррационалистов
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.
Человек есть
ступень объективации воли и как
тело и как разум. Но говорить о
цели существования ступени
Необходимо
отметить, конечно, что здесь речь
идет о человеке, как о высшей
форме существования, а не о его
животном начале, смысл существования
которого ясен и раскрывается Шопенгауэром
во всей своей правде - это только
стремление продолжить род. Стремление
продолжить стремление. Но к отдельному
индивидууму с его
Проблема смерти и бессмертия
Понятие смерти в философии
Смерть нельзя
рассматривать как
Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ наличием сознания, и поэтому осознающего свою смертность, смерть приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях, и так далее.
Развитие
античной философии как формы
рационального осмысления (в противоположность
мифологическому ) наиболее общих проблем
человеческого существования
Христианская
религия, ислам и иудаизм, как
и другие мировые религии, провозглашая
веру в загробную жизнь ( воскрешение
), в определенной степени освобождает
человека от страха смерти, замещая
его страхом перед наказанием
(карой) за совершенные при жизни
грехи. Подобный подход к пониманию
смерти содержит в себе основание
для моральной оценки поступков
человека, различения добра и зла,
воспитывает чувство
В противоположность
религиозному пониманию смерти уже
в средние века, и особенно начиная
с эпохи Возрождения, развивались
материалистические тенденции, существенно
подрывавшие религиозные
Противоречия
религиозного, Божественного, сверхчувственного,
метафизического (как идеалистического,
так и материалистического) понимания
смерти, отчетливо проявляющиеся
в решении вопроса о
В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию смерти сформировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании а, следовательно, смерть оказывается главной ее истиной, по крайней мере, для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 века – экзистенциализма.
В основе диалектико-
Понятие бессметрия в философии
Если религиозные
и идеалистические учения сравнительно
легко справляются с проблемой
бессмертия человека, то философы-материалисты,
утверждая, что душа человека смертна
и умирает вместе с телом, встают
перед значительными
Известный французский философ М. Монтень отмечал, что «бессмертие обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом».
Выдающийся английский ученый и философ Б. Рассел писал: «Бог и бессмертие — эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно». Стремясь показать, что душа, как и тело, смертны, Рассел пишет: «Все свидетельствует о том, что наша умственная жизнь связана с мозговой структурой и организованной телесной энергией. Разумно было бы предположить поэтому, что когда прекращается жизнь тела, вместе с ней прекращается и умственная жизнь». Для доказательства несостоятельности религиозного постулата о бессмертии души Рассел приводит следующие аргументы: «Любой человек, наблюдающий рождение, выкармливание и детство ребенка, не может всерьез утверждать, что душа есть нечто отделимое прекрасное и совершенное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается подобно телу и берет что-то от сперматозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может быть неделимой».
Подобную же позицию занимали философы-материалисты — Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Маркс, Чернышевский. Эту же точку зрения разделяют философы-материалисты XX века и многие ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения.
Отрицая возможность
личного бессмертия, оставляя надежды
на «загробную жизнь», философы и ученые,
придерживающиеся атеистического мировоззрения,
отказываются, тем самым, от возможности
утешения, хотя бы и иллюзорного. Кроме
того, перед ними открываются возможности
совершения любых преступлений, ибо,
как справедливо заметил Ф. М.
Достоевский, «если Бога нет, то все
дозволено». Суд и воздаяние, ожидающие
каждого верующего после
Поэтому принятие
атеистического мировоззрения должно
быть органически связано с
Информация о работе Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия