Славянофилы и западники. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:32, реферат

Описание работы

Произошло оздоровление религиозной жизни. Этому способствовали жесткие меры Петра по устранению раскола, учреждение Святейшего Синода и ликвидация патриаршества в 1721 г., что пресекало двоевластие путем подчинения государству религиозной власти. В то же время влияние западной просветительской идеологии также не могло не сказаться на внутри религиозной жизни. Элементы просветительства целенаправленно или помимо воли проникали в теологию и религиозную философию».1

Содержание

1.Славянофилы и западники.
Введение.
Философия славянофилов.
Философия западников.

2. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
1. Главные угрозы для современной цивилизации.
2. Предпосылки и перспективы преодоления глобальных проблем.

3. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

Третья угроза – опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под «дамокловым мечом» находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живём, но и наша «внутренняя» природа: наш организм,  плоть, человеческая телесность. Как только не оценивали его в долгой человеческой истории от древнекитайских философов – Даосов «данный нам природой чехол» и до отечественного поэта Осипа Мандельштама: «Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым, и таким моим»” Да, мы духовны. У нас есть разум. И как уверяют теологи – дух и душа. И духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Но все (или почти все, размышляющие о человеке) повторяют, что личность человеческая есть телесно-духовное единство. Тело–вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости, жестоко терзает нас хворями и недугами.

Телесное здоровье всегда на одном  из первых мест в системе человеческих ценностей.

И тем тревожнее слышать нарастающие  предупреждения биологов, генетиков, медиков  о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только новые горизонты, но и зловещие возможности: порождение «призрака Франкенштейна», выход из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека, массовое порождение искусственных мутантов. Не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого  явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь,' а некоторый этап в биологическом существовании рода людей, который связан с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. СПИД сегодня уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза – кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние  и новые идеологии не могут  сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный  пессимизм, отчаиваться и драматизировать  все и вся. Есть угрозы, но есть и  надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем “оптимистам”, которые  во время крупного землетрясения  утешают: “Граждане, не волнуйтесь, все  утрясется”. Нобелевский лауреат, француз  Альберт Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все' мы подобны невольникам  на галере, пропахшей селедкой, где  слишком много надсмотрщиков  и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать  весла. Главное не отчаиваться. Не стоит  прислушиваться К тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути  и решения.  Предпосылки  преодоления глобальных проблем.

 

Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления  глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая предпосылка развертывание  информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технической  основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоление преград  к объединению человечества. Создание на ее основе некой Новой цивилизации  пока еще только выявляется и контуры  такой цивилизации еще плохо  различимы. Но налицо реальные тенденции  к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Вторая предпосылка – утверждение  как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и  социально защищенной экономики  с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений  будет способствовать увязке интересов  разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью

Третья предпосылка – становление  принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных  отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными  спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супер-шимпанзе», полагал, что насилие – это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития

Четвертая предпосылка – объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Пятая предпосылка – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная  интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и  каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Шестая предпосылка (последнее  по счету, но не по значимости) -намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

 

4. Заключение

 

Завершая обозрение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования  глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую  солидарность. Мудрость и совесть  выше прямолинейных истин сухо-рационального  знания. Знание, не облагороженное вечными  ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды  не смогут оправдаться. Таковы основания  для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

 

Список литературы

 

Интернет-источники:

 

1. Митрошенков О.А., Философия, 2002г., http://www.vusnet.ru/biblio/archive/mitrosenkova_filosofija/06.aspx

 

2. Лосский Н.О., История русской философии, 2004г. http://www.vusnet.ru/biblio/search.aspx

 

3. В.В. Миронов, Философия: учебник для вузов,

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/_14.php

 

4. Панарин А. ,Философия истории, http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/08.php

 

5. Новикова Л., Сиземская И., Русская философия истории, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Novikova/_Index.php

 

6. Мареев С., Мареева Е. История философии (общий курс), http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mar/index.php

 

 7. Б.И. Спасский «Современная цивилизация» Москва 1999;

 

8. Бочавер А.Л. «Большая школьная энциклопедия» Москва 2004.

1 Митрошенков О.А., Философия, 2002г

2 В. В. Миронов, Философия: учебник для вузов,

3 Панарин А., Философия истории

4 Новикова Л., Сиземская И., Русская философия истории

5 Мареев С. Мареева Е. История философии (общий курс)


Информация о работе Славянофилы и западники. Проблемы и перспективы современной цивилизации