Система и метод философии Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Философия Гегеля является одной из самых трудных для понимания. Бертран Рассел писал: «Он, я должен сказать, наиболее труден для понимания из всех великих философов»[1]. Однако, как и любая философия, философия Гегеля базируется на нескольких первоосновах и рассуждения в рамках этой философии делаются на основе метода, выработанного самим философом. Гегель, начиная свой труд «Феноменология духа», написал предисловие, в котором он отрицает необходимость определять главные постулаты своей философии и метод, с помощью которого он их объясняет. Но тем не менее, он считает, что такое предварительное описание является весьма полезным для более глубокого и детального изучения, а также помогает читателю сосредоточиться на основных положениях в рамках его философии.

Работа содержит 1 файл

Система и метод философии Гегеля.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, субъект переходит в предикат (и наоборот). Утверждение «спекулятивного» плана призвано сказать, что реальное разрешается в разумное, а предикат – такой же существенный элемент утверждения, как и субъект. В «спекулятивном» утверждении субъект и предикат взаимозаменяемы в той степени, в какой составляют динамическое тождество. Гегель формулирует вышеупомянутый тип утверждения так: «Все действительное разумно; все разумное действительно».

 

       Обобщая, можно сказать, что в рамках старой логики утверждение было замкнуто в жестко очерченных границах конечного рассудка. «Спекулятивное» утверждение, напротив, является свойством разума, снимающего эту жесткую фиксированность. Утверждение призвано выразить диалектическое движение, следовательно, быть структурно-динамичным настолько, насколько динамична действительность, которую оно выражает, и в той степени, в какой динамична мысль, ее формулирующая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Таким образом, разобравшись в философии немецкого ученого, было выделено несколько главных понятий и метод, на котором основана вся его система.

 

       Реальностью по Гегелю является мысль, Дух, который обладает определенным свойством – Движением, с помощью которого он может познать самого себя. Причем в этом Движении Гегель выделяет три момента: бытие-в-себе, бытие-для-другого, бытие-в-себе-и-для-себя.

 

       Диалектика – высший закон реального, метод философии Гегеля. Она помогает обнаружить и разрешить те противоречия, которые находятся в понятиях. В центр этого метода ставится движение, которое является природой самого Духа.

 

       Большое внимание Гегель уделяет и «спекулятивному» моменту, который является положительным, возникающим в результате разрешения противоположностей. «Спекулятивное» - это та вершина, которая может достигаться разумом, и которое является измерением Абсолюта Гегеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа» - Спб: Наука, 2006

2.       Г.В.Ф. Гегель «Философия права» - М.:Мысль, 1990

3.       Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000426/

4.       Г.В.Ф. Гегель «Наука логики», http://www.philosophy.ru/library/hegel/logic.html

5.       Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», т.4 – С-Петербург, Пневма, 2003

6.       Бертран Рассел «История западной философии» - М.: Академический проект, 2006

7.       В.В.Соколов «Введение в классическую философию» - М.:Издат-во Московского Университета, 1999

8.       И.А.Ильин «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» - Спб: Наука, 1994

9.       В.Н.Кузнецов «Немецкая классическая философия» - М.: Высшая школа, 2003

10.   Вступительная статья К.А.Сергеева, Я.А.Слинина « «Феноменология даха» Гегеля как наука об опыте сознания» в книге Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа» - Спб: Наука, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава первая. Жизнь и сочинения  Гегеля

1.1.   Жизненный путь

     Глава вторая. Основы Гегелевской системы. Метод Гегеля

         2.1. Предварительное определение первооснов Гегеля

         2.2. Реальность как Дух: определение гегелевского понятия Духа

         2.3. Диалектика как высший закон реального

         2.4. «Спекулятивный» момент, пространство «спекулятивного», значение «Aufheben», «спекулятивное» утверждение

       Заключение

       Список использованной литературы

17

 



[1] Бертран Рассел «История западной философии», стр. 875

[2] Дарио Антисери и Джованни Реале «Западная философия от истоков до наших дней: от романтизма до наших дней»,том 4, стр.60

[3] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 1

[4] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 12

[5] Там же, стр. 234

[6] Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», т.4 – С-Петербург, Пневма, 2003

[7] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр.2

[8] Там же, стр. 233

[9] Там же, стр.11

[10] Г.В.Ф. Гегель «Философия права» - М, Мысль, 1990 – стр. 55

[11] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 3

[12]  Г.В.Ф. Гегель «Наука логики», http://www.philosophy.ru/library/hegel/logic.html

[13] Там же, стр. 262

[14] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000426/

[15] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000426/

 

[16] Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», стр.72

[17] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000426/


Информация о работе Система и метод философии Гегеля