Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:47, реферат
Философия Гегеля является одной из самых трудных для понимания. Бертран Рассел писал: «Он, я должен сказать, наиболее труден для понимания из всех великих философов»[1]. Однако, как и любая философия, философия Гегеля базируется на нескольких первоосновах и рассуждения в рамках этой философии делаются на основе метода, выработанного самим философом. Гегель, начиная свой труд «Феноменология духа», написал предисловие, в котором он отрицает необходимость определять главные постулаты своей философии и метод, с помощью которого он их объясняет. Но тем не менее, он считает, что такое предварительное описание является весьма полезным для более глубокого и детального изучения, а также помогает читателю сосредоточиться на основных положениях в рамках его философии.
Таким образом, субъект переходит в предикат (и наоборот). Утверждение «спекулятивного» плана призвано сказать, что реальное разрешается в разумное, а предикат – такой же существенный элемент утверждения, как и субъект. В «спекулятивном» утверждении субъект и предикат взаимозаменяемы в той степени, в какой составляют динамическое тождество. Гегель формулирует вышеупомянутый тип утверждения так: «Все действительное разумно; все разумное действительно».
Обобщая, можно сказать, что в рамках старой логики утверждение было замкнуто в жестко очерченных границах конечного рассудка. «Спекулятивное» утверждение, напротив, является свойством разума, снимающего эту жесткую фиксированность. Утверждение призвано выразить диалектическое движение, следовательно, быть структурно-динамичным настолько, насколько динамична действительность, которую оно выражает, и в той степени, в какой динамична мысль, ее формулирующая.
Таким образом, разобравшись в философии немецкого ученого, было выделено несколько главных понятий и метод, на котором основана вся его система.
Реальностью по Гегелю является мысль, Дух, который обладает определенным свойством – Движением, с помощью которого он может познать самого себя. Причем в этом Движении Гегель выделяет три момента: бытие-в-себе, бытие-для-другого, бытие-в-себе-и-для-себя.
Диалектика – высший закон реального, метод философии Гегеля. Она помогает обнаружить и разрешить те противоречия, которые находятся в понятиях. В центр этого метода ставится движение, которое является природой самого Духа.
Большое внимание Гегель уделяет и «спекулятивному» моменту, который является положительным, возникающим в результате разрешения противоположностей. «Спекулятивное» - это та вершина, которая может достигаться разумом, и которое является измерением Абсолюта Гегеля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа» - Спб: Наука, 2006
2. Г.В.Ф. Гегель «Философия права» - М.:Мысль, 1990
3. Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/
4. Г.В.Ф. Гегель «Наука логики», http://www.philosophy.ru/
5. Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», т.4 – С-Петербург, Пневма, 2003
6. Бертран Рассел «История западной философии» - М.: Академический проект, 2006
7. В.В.Соколов «Введение в классическую философию» - М.:Издат-во Московского Университета, 1999
8. И.А.Ильин «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» - Спб: Наука, 1994
9. В.Н.Кузнецов «Немецкая классическая философия» - М.: Высшая школа, 2003
10. Вступительная статья К.А.Сергеева, Я.А.Слинина « «Феноменология даха» Гегеля как наука об опыте сознания» в книге Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа» - Спб: Наука, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава первая. Жизнь и сочинения Гегеля
1.1. Жизненный путь
Глава вторая. Основы Гегелевской системы. Метод Гегеля
2.1. Предварительное определение первооснов Гегеля
2.2. Реальность как Дух: определение гегелевского понятия Духа
2.3. Диалектика как высший закон реального
2.4. «Спекулятивный» момент, пространство «спекулятивного», значение «Aufheben», «спекулятивное» утверждение
Заключение
Список использованной литературы
17
[1] Бертран Рассел «История западной философии», стр. 875
[2] Дарио Антисери и Джованни Реале «Западная философия от истоков до наших дней: от романтизма до наших дней»,том 4, стр.60
[3] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 1
[4] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 12
[5] Там же, стр. 234
[6] Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», т.4 – С-Петербург, Пневма, 2003
[7] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр.2
[8] Там же, стр. 233
[9] Там же, стр.11
[10] Г.В.Ф. Гегель «Философия права» - М, Мысль, 1990 – стр. 55
[11] Г.В.Ф. Гегель «Феноменология духа», стр. 3
[12] Г.В.Ф. Гегель «Наука логики», http://www.philosophy.ru/
[13] Там же, стр. 262
[14] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/
[15] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/
[16] Д.Антисери и Д. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней», стр.72
[17] Г.В.Ф Гегель «Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики», 1817, http://filosof.historic.ru/