Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:47, реферат
Философия Гегеля является одной из самых трудных для понимания. Бертран Рассел писал: «Он, я должен сказать, наиболее труден для понимания из всех великих философов»[1]. Однако, как и любая философия, философия Гегеля базируется на нескольких первоосновах и рассуждения в рамках этой философии делаются на основе метода, выработанного самим философом. Гегель, начиная свой труд «Феноменология духа», написал предисловие, в котором он отрицает необходимость определять главные постулаты своей философии и метод, с помощью которого он их объясняет. Но тем не менее, он считает, что такое предварительное описание является весьма полезным для более глубокого и детального изучения, а также помогает читателю сосредоточиться на основных положениях в рамках его философии.
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Факультет иностранных языков и регионоведения
Система и метод философии Гегеля
студентки I курса отделения РИМО
группы И-106
Каспэ Марии Владиславовны
Философия Гегеля является одной из самых трудных для понимания. Бертран Рассел писал: «Он, я должен сказать, наиболее труден для понимания из всех великих философов»[1]. Однако, как и любая философия, философия Гегеля базируется на нескольких первоосновах и рассуждения в рамках этой философии делаются на основе метода, выработанного самим философом. Гегель, начиная свой труд «Феноменология духа», написал предисловие, в котором он отрицает необходимость определять главные постулаты своей философии и метод, с помощью которого он их объясняет. Но тем не менее, он считает, что такое предварительное описание является весьма полезным для более глубокого и детального изучения, а также помогает читателю сосредоточиться на основных положениях в рамках его философии.
Таким образом, чтобы разобраться в философии Гегеля были поставлены следующие задачи: узнать о жизненном пути немецкого философа и основных его работах; определить основы гегелевской системы и выяснить, в чем заключался метод Гегеля. Только разрешив их, возможно понимание всей философии Гегеля и правильная трактовка основных ее постулатов
ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ГЕГЕЛЯ
1.1. Жизненный путь
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте – столице Вюртембергского княжества - в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами интерес к греческому миру у него будет возрастать, и это прямо отразится на теоретических обобщениях.
В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучал философию, а три следующих – теологию. Академическая среда, которая была пропитана просветительскими идеями, не стала для него своей, зато установились дружеские отношения с Шеллингом и Гельдерлином, влияние которых на Гегеля было сильным.
Сильное впечатление на философа произвела французская революция, начало которой он вместе со своим сокурсником Шеллингом приветствовал посадкой «дерева свободы» и ожидал в ближайшем будущем новых народных революций, уничтожающих деспотические режимы во всей Европе. Интерес к глубоким общественным преобразованиям, возникший у Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо – главного идеолога французской революции из среды философов-просветителей. Вместе с Шеллингом и их общим другом Гельдерлином, который вскоре стал известным немецким поэтом-романтиком, Гегель читал также сочинения Платона и Канта. Все это способствовало тому, что в скором времени он разочаровался в карьера пастора, и круг его интересов сосредоточился на философии.
После университета церковной карьере Гегель предпочел учительское поприще – сначала в Берне (1793-1796), а затем во Франкфурте. И хотя интерес к теологии не угасал, он погрузился в изучение политической и экономической истории. В Берне началось, а во Франкфурте продолжилось философское творчество Гегеля – создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от Античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля выступает как диалектичная (от диалектики - методического обнаружения и разрешения противоречий, содержащихся в понятиях): она выявляет внутренне противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемое в этом сознании, причем одно и другое рассматривались в их развитии.
Получив наследство после смерти отца в 1799 г., он отправился в Йенский, самый известный по тем временам, университет: Фихте и Рейнгольд читали там лекции. После ухода Фихте его место занял Шеллинг. В Йене Гегель защитил диссертацию «Об орбитах планет», и в 1801 г. вышло в свет первое его сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в котором обнаруживаются симпатии немецкого философа к последнему. В этой работе он выступает с критикой субъективного идеализма Фихте и поддерживает шеллинговский поворот к объективному идеализму, впервые четко разъяснив, в чем заключается суть этого поворота, и охарактеризовав его как принципиально важную философскую новацию. В том же духе он написал ряд статей в 1802 г. для «Критического журнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считали Гегеля вплоть до завершения Йенского периода его творчества (1801-1807) последовательным шеллингианцем. На самом деле Гегеля трудно признать таковым даже в предшествующие периоды, поскольку он уже тогда шел в философии достаточно самостоятельным путем, несмотря на определенную зависимость от Шеллинга и признание его духовного лидерства. Уже в этих публикациях идя по тому же пути, по которому шла до сих пор мысль Шеллинга, Гегель уходит несколько вперед и намечает перспективы, недостижимые для последнего.
Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. И 1804-1806 гг. к концу 1806 г. оформляется «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807 г.
Вызванные войной материальные затруднения подтолкнули Гегеля к переезду в Бамберг, где он занялся «Бамбергской газетой». Но через несколько месяцев он уехал в Нюрнберг, где до 1816 г. оставался директором местной гимназии. Самое сложное из своих произведений – «Науку логики» - он создает именно в это время (1812-1816). Затем работа в Гейдельбургском университете, здесь он закончил и опубликовал «Энциклопедию философских наук».
Наибольшее признание все же ожидало его в Берлине, куда он переехал в 1818 г. и где прожил до самой смерти в 1831 г. Здесь он опубликовал сравнительно немного произведений: «Основоположения философии права» (1821), «Философия права» (1826), в которых социально-политический строй Пруссии объявлялся вершиной общественного развития, что создало Гегелю репутацию официального прусского философа. Большое внимание он уделял доработке прежних фундаментальных трудов, внесения в них изменений.
Гегель был неутомимым и упорным исследователем, сведущим во всех областях знания. У него было все, чего не хватало философам-романтикам, обладавшим бурным и неустойчивым темпераментом. «Платон, - говорил Гегель, - учился у многих философов, упорно трудился, не жалея усилий, и много путешествовал; его гений, не будучи по-настоящему плодовитым и поэтическим, творил размеренно. Гениев Бог осеняет во сне, и то, что ОН дает им во сне, не что иное, как грезы»[2]. В этом описании великого философа есть и черты, принадлежащие самому Гегелю: если романтики создавали свои шедевры в ранней молодости, то немецкий философ шел к своей цели не торопясь.
Гегель ушел из жизни 14 ноября 1831 г из-за эпидемии холеры, в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа – гегельянство. Гегель оказался единственным из корифеев немецкой классической философии, не дожившим до времени массированного критического наступления на свою систему взглядов и вызванного этим упадка их влияния.
ОСНОВЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ. МЕТОД ГЕГЕЛЯ
2.1. Предварительное определение первооснов Гегеля
Гегель активно противостоял притязаниям дать какую-либо предварительную формулировку отправных точек, от которых выводится и на которые должно опираться все здание философии: «Объяснение в том виде, в каком его принято предпосылать произведению в предисловии, - по поводу цели, которую ставит себе в нем автор, а также по поводу его побуждений и того отношения, в каком данное произведение, по его мнению, стоит к другим, прежним или современным, опытам разработки того же предмета, - такое объяснение в философском сочинении как будто не только излишне, но по сути дела даже не соответствует и противоречит цели его»[3]. Объяснял он это тем, что первоосновы, даже признанные сами по себе как истинные, были бы искажены в тот момент, когда они предпосланы системе, а не определены в конкретном действии внутри нее. Однако это утверждение весьма парадоксально, так как отстаивая данную концепцию Гегель сам, тем не менее, писал предисловия и вступления, в которых по-своему пытался предложить читателю исходные истины.
Полная схема основных идей гегельянства достаточно объемна. Можно смело сказать, что это одна из богатейших и сложнейших философских концепций. Тем не менее она целиком может быть сведена к следующим трем исходным пунктам: 1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух; 2. Структура или сама жизнь Духа, а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание, есть диалектика. 3. Особенность, ярко отличающая эту диалектику от всех предшествующих ее форм, является то, что Гегель назвал «спекулятивным» элементом, который и является к разгадке мышления философа.
Именно эти три пункта и есть главные понятия философии Гегеля, разъяснения которых укажут на цель и границу его философских суждений.
2.2. Реальность как Дух: определение гегелевского понятия Духа
Для понимания философии Гегеля важно усвоить следующее: реальное и действительное – это не «субстанция», а Субъект, Мысль, Дух. В «Феноменологии духа» он утверждает: « В соответствии с моим мировоззрением, лишь в процессе изложения система доказывает себя: все зависит от понимания и выражения действительного не как субстанции, а как субъекта»[4]. В таком подходе он усматривает особенность современной эпохи.
Утверждать, что реальность не субстанция, а субъект, Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение. Гегель считал, что дух – «есть сама себя поддерживающая абсолютная реальная сущность»[5]. В самопорождении Дух создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное («Omnis determinatio est negation» - «Всякое определение есть отрицание»). Бесконечное – это позитивность, которая может быть достигнута через отрицание отрицания, которое присуще всему конечному. Конечное, как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную, природу. Это – основное положение любой философии по мнению Гегеля. Бесконечный Дух кругообразен, начало и конец его будут совпадать в движении: частное будет разрешаться во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в разумном.
Надо отметить тот факт, что у Шеллинга и Фихте была похожая мысль: «Единое-Всеобщее» Я, единство которого не числовое, а неподвижное. Однако Гегель опровергает их взгляд и идет дальше: дух воплощается в вечно меняющихся формах, непрерывно воссоздает равенство – «единственно-множественно-
Такой Абсолют (первоначальная причина всех явлений, безусловное начало, лежащее в основе мира) по Гегелю требует безусловного присутствия всех частей, через каждую из которых он может реализовывать себя как единое целое, способное к самообогащению. Гегель объясняет свою теорию во введении к «Феноменологии духа» на примере вегетативной структуры: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при проявлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»[7].
Еще одним важным пунктом в системе философии Гегеля является его мысль об определенном свойстве Духа – Движении («Становление духа показано в непосредственно предшествующем движении, где предмет сознания, чистая категория, возвысился до понятия разума»[8]). Движение как свойство Духа – это движение самопознания. В движении духовной основы философ различает три момента: 1) бытие-в-себе; 2) инобытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя. Гегель иллюстрирует свою мысль примером: « Хотя зародыш и есть в себе человек, но он не есть человек для себя; для себя он таков только как развитый разум, который превратил себя в то, что он есть в себе»[9]. Получается, что последний и самый важный момент, когда личность дана как в себе, так и для себя, наступает лишь вместе с моментом созревания разума, который и является для нее подлинной реальностью.