Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"
— согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:
— история предопределена Богом;
— все пороки — результат грехопадения людей;
— общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.
Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.
Просветители XVIII в.:
— выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);
— сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);
— заложили основы истории культуры (Вольтер);
— обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.
78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Принято различать:
— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);
— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).
Культура является
исторически сложившейся
Культура вбирает
в себя все достижения человечества
в области как материального,
так и духовного производства.
Начальная форма и
Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Культура не является
пассивным хранением
Культура — это совокупность:
— результатов человеческой деятельности;
— исторически сложившихся способов труда;
— признанных приемов поведенческих актов человека;
— манер общения, именуемых этикетом;
— способов проявления своих чувств;
— приемов и уровней мышления.
Культура является
материальными и духовными
Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:
— научно-технический;
— гуманитарно-художественный.
Массовость культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.
Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.
79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Основу древнегреческой культуры составляют два культа:
— культ Аполлона — культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;
— культ Диониса — темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. — века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».
С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался с двух точек зрения.
1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.
2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
Культура эпохи
Возрождения наполнена
На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви.
Далее культура эпохи
Возрождения утверждается через
ценностно-моральный акцент философии
и литературы. Уже элементарный список
работ философов эпохи
— «О преимуществе и превосходстве человека» — Фацио;
— «О наслаждении как истинном благе» — Лоренцо Балла;
— «О благородных нравах и свободных науках» — Вер-джерио;
— «О достоинстве» — Манетти;
— «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);
— «О благородстве законов и медицины» — Салютати;
— «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» — Петрарка и т. д.
Культура эпохи
Возрождения появилась в
80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.
Материальная и
духовная культура, традиции и моральные
нормы, специфика отношений между
личностью, обществом и государством
формируются и развиваются
В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, — массовая культура.
В наше время необязательно иметь поэтический талант — часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) — и можно писать неплохие стихи, издавать книги.
Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.
Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.
Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.
Культура нашего
времени повсеместно
Восточная и западная
цивилизации взаимодействуют
Сегодня перед обществом остро встали вопросы:
— можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;
— каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный;
— каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.
Современный Запад
— это синоним понятия «
Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.
При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания.
81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
В искусстве главным
становится эстетическое сознание. Эстетическое
— это непосредственно данная
чувственная выразительность
Эстетическое отношение
к действительности, которое содержится
во всех видах человеческой деятельности,
не могло не стать предметом
Искусство — это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.
В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:
— во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;