Шпора по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"

Работа содержит 1 файл

шпора по философии.docx

— 257.25 Кб (Скачать)

Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как  природной, так и социальной. А  мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной  ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

Метод — в философии и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.

Познание своей  целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.

Истина — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки  зрения теории познания делит истину:

— на абсолютную;

— относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом  человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим  развитием науки, а обогащаемое  и постоянно подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических  исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более  полной, более глубокой, стремится  стать абсолютной.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

Истина  — это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Истина — это  свойство знания, а не самого объекта  познания.

Истина — это  не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.

Понимание истины с  такой точки зрения открывает  более тонкие и адекватные ее связи  с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Знание — это  отражение, существующее в виде чувственного или понятийного образа — вплоть до теории как целостной системы. Истина бывает и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.

Истину часто  называют адекватным отражением объекта  познающим субъектом, воспроизводящее  реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным  содержанием чувственного, эмпирического  опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной  картины мира в динамике ее развития.

Утверждение, что  истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая  связана с прогностическим измерением. Истинные знания помогают людям разумно  организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или  менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно  преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Истина — это  характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Конкретность истины — это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.

63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Древневосточная философия  имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней  находились социально-политическая и  морально-этическая проблематика.

Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и  небо, вся природа как средство существования человека.

Древневосточные мыслители  предполагали, что миром правит некий  всеобщий естественный закон, который  проявляется во всех вещах и поступках  людей.

Большое место в  древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и  холода; добра и зла.

Мыслителями выдвигалось  представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.

Основной идеей  древневосточной философии было единство трех реальностей — неба, земли, человека. По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы.

Древнеиндийская философия  человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы — Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное  и философское мировоззрение.

В древнеиндийской  философии много таких вопросов, как:

— откуда мы произошли?

— где мы живем?

— куда мы движемся?

Человек в философии  Древней Индии представляется как  часть мировой души. В учении о  переселении душ граница между  богами и живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается  проходимой и подвижной. Но только человек  стремится к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического  бытия с его законом сансары  — кармы.

Философия Древнего Китая представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких ее представителей является Конфуций, в литературе часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер.

Вместе с учением  Конфуция и его последователей в  древнекитайской философии можно  отметить и другое направление —  даосизм. Родоначальником этого  направления считается Лао-цзы.

Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека.

Человек обязан следовать  в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

Древневосточная философия  человека:

— ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру;

— ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира;

— ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.;

— связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Человеческое общество — это часть природы. В организме  любого человека протекают природные  химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют  социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые  выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы  в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в  качестве естественной основы его существования  и развития. Почти все свои потребности  человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной  среды.

Развитие каждого  общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в  постоянное взаимодействие с ней, в  конечном счете — в существование  Вселенной.

Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории  философии.

Философские вопросы  по отношению к природе:

— взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;

— отношение природы и человеческой культуры;

— как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;

— каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.

Органическая связь  с природой является фундаментальной  закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области  удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного  производства, в конечном счете —  в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и  развиваться не может.

Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности  мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно  отличает его от других природных  существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как  специфическую часть природы.

Природа является естественной средой и предпосылкой существования  и развития общества. Кес-тественной среде относятся земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса; реки; озера; моря; океаны и т. д.

Земной ландшафт составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим, в  нее входят также:

— недра земли;

— атмосфера;

— космос.

Конечно, природа, не исключая и географическую среду, оказывает  то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Но более сильное влияние на них  оказывает практическая деятельность человека, которая направляется его  потребностями, интересами, целями и  идеалами.

За последнее  столетие сильно повысилась степень  воздействия общества на природу  в связи с бурным развитием  науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании  становится средой активного воздействия  разума — ноосферой. Вследствие чего биосфера как сфера живой природы, которая включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно  расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения  в природу человеческого разума.

65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ

Огромное значение в современную эпоху приобретает  решение проблем экологии. Термин «экология» произошел от греческих okos (дом, жилище) и logos (наука). Экология является наукой о взаимоотношениях общества и природы.

Взаимоотношения общества и природы имеют сложный и  противоречивый характер.

Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы  заключается в том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все  большую зависимость от нее как  источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Имеется  в виду прежде всего материальное обеспечение развития общества и  его культуры.

Проблема взаимоотношения  общества и природы — это глобальная, всечеловеческая экологическая  проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия людей  на природу приобрели угрожающий характер для их существования.

Сущность современной  экологической проблемы — это  глобальное изменение природной  среды существования человечества, быстрое уменьшение ее ресурсов, ослабление восстановительных процессов в  природе, что ставит под вопрос будущее  человеческого общества.

Природная среда  существования людей изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так  и деятельности самих людей. Это  в основном производственная деятельность людей, в которую вовлекается  все больше природного материала  — недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т. д. — и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

Глобальная экологическая  проблема имеет множество сторон, любая из которых представляет собой  самостоятельную, нередко масштабную, экологическую проблему, тесно связанную  с другими.

Основные методы борьбы с экологическими проблемами:

— рациональное использование невозобновимых природных ресурсов(полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

— рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

— борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т. д.);

— защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы. Нужно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. Основное направление в развитии земледелия передовых стран мира — это интенсификация, которая означает все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т. д.

Информация о работе Шпора по "Философии"