Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"
Важна и необходима всемерная защита животного и растительного мира, нужно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, которые наносят огромный вред живой природе.
Необходимо рациональное использование водных ресурсов, важных:
— для питья, поддержания жизни людей, животных и растений;
— промышленного производства;
— транспортных целей;
— поливов и ирригации засушливых земель.
66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Человек — это
сложная целостная система, являющаяся
компонентом более сложных
В центре философского
учения о человеке стоит проблема сущности челове
Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.
Такой субстанцией,
которая лежит в основе исторического
бытия и развития человека и составляет
его сущность, как свидетельствует
современная наука, является трудовая
деятельность, осуществляемая всегда
в рамках общественного производства.
Люди не могут заниматься трудовой
деятельностью, не вступая прямо
или опосредованно в
При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:
— материальных и идеальных(идеологических);
— настоящих и прошлых.
Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:
— производящим;
— разумным;
— культурным;
— нравственным;
— политическим и т. д.
Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.
Существует диалектическое
взаимоотношение между
— человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;
— общество — это человек в его общественных отношениях.
В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.
Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.
Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:
— биологического;
— социального;
— психического.
Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.
Свое наиболее полное
выражение проблема человеческого
существования нашла в
67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Древняя Греция дала
начало западно-европейской
В философии Древней
Греции изначально человек не существует
сам по себе, а лишь в системе
определенных отношений, которые воспринимаются
как абсолютный порядок и космос.
Со всем в своей природной и
социальной среде, соседями и полисом,
неодушевленными и
Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.
Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просветительской деятельностью софистов и созданием философской этики Сократом.
В концепции софистов можно проследить три основных момента:
— релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д.;
— введение человека в бытие как главное действующее лицо;
— наполнение процесса познания экзистенциальным смыслом и обоснование экзистенциального характера истины.
В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом. Апредставление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он — это «образ и подобие Бога».
С социальной точки
зрения в Средние века человек
провозглашается пассивным
Яркими представителями средневековой христианской философской антропологии были:
— Августин Блаженный;
— Фома Аквинский.
Августин Блаженный
считал, что человек — это
По мнению Фомы Аквинского, человек — это промежуточное существо между животными и ангелами.
В новое время
философская антропология формируется
под влиянием зарождающихся
Философия эпохи
Возрождения (Ренессанса) поставила
человека на земную основу и на этой
почве пыталась решить его проблемы.
Она утверждала естественное стремление
человека к добру, счастью и гармонии.
Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм.
В философии этого периода
Бог не отрицается полностью, но вся
философия оказывается
Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.
68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, занимает большое место в истории русской и мировой философской мысли.
Основные произведения:
— «Бедные люди» (1845);
— «Записки из мертвого дома» (1860);
— «Униженные и оскорбленные» (1861);
— «Идиот» (1868);
— «Бесы» (1872);
— «Братья Карамазовы» (1880);
— «Преступление и наказание» (1886).
Начиная с 60-х гг. Федор Михайлович исповедовал идеи почвенничества, характерной для которого была религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С такой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Роль России на этом пути и заключалась в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Русский народ призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».
Три истины, пропагандирующиеся Достоевским:
— отдельные лица, даже лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства;
— общественная правда не выдумывается отдельными лицами, а живет во всенародном чувстве;
— эта правда имеет значение религиозное и обязательно связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Достоевский был одним из самых типичных выразителей начал, призванных стать основанием нашейсвоеобразной национальной нравственной философии. Он находил искру Божию во всех людях, в том числе дурных и преступных. Идеалом великого мыслителя были миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора.
Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, которое было связано с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, которое способно объединить народы на основе христианского братства.
Достоевский выступал
как мыслитель экзистенциально-
В произведении «Братья
Карамазовы» Достоевский
Достоевский утверждал,
что быть личностью трудно, но еще
более трудно быть счастливой личностью.
Свобода и ответственность
69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
В творчестве Ницше выделяется три периода:
1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);
2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») — период разочарований и критичности — «трезвый»;
3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).
Познание для
Ницше — это интерпретации, истолкования,
тесно связанные с внутренней
жизнью человека, он справедливо отмечает,
что один и тот же текст допускает
многочисленные интерпретации, так
как мысль — это знак со множеством
смыслов. Чтобы понять вещь, нужно
человеческое перевести в природное,
поэтому одним из самых важных
средств познания и выступает
перевод человеческого в
По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека — «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
— это выносливость;
— отвага и свобода;
— утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.