Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

 

34.Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.

Познание  — это вечное приближение сознания к объекту, это высшая форма отражения действительности. Оно бывает чувственным и рациональным.

Чувственное познание — познание по средствам органов чувств: зрения, слуха, вкуса и осязания.  Наиболее важными являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Формы чувственного познания: 1) Ощущение — отражение св-в объектов, воздействующих на органы чувств (пример: красный, звонкий, кислый, твердый); 2) Восприятие — целостное отражение воздействующих предметов (пример: образ конкретного человека, животного, растения). Уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом.; 3) Представление — воспроизведение в сознании ранее воздействовавших явлений (пример: человек может воспринимать вкус плодов, запах цветов, песни птиц).

 

35.Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

Развитие философский  идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов и В.И. Ленин .

Первым русским  марксистом был Г.В. Плеханов. Основные произведения: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «О роли личности в истории». В них он стремился раскрыть философские и социологические основания марксизма, доказывая, что все стороны миросозерцания Маркса теснейшим образом связаны между собой и нельзя заменить одну их них взглядами из иного мировоззрения. Марксизм, по Плеханову, - целостное миросозерцание, современная, высшая форма материализма. В нем имеются такие стороны как диалектика и теория познания. Для Плеханова диалектический материализм  -  философия действия. Плеханов в качестве «исходного начала» или субстанции принимал материю, наделенную такими атрибутами как протяженность и мышление. Он заявлял, что материя сама по себе, в качестве субстанции, нам «совершенно неизвестна». Это вело к дуализации материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления». Применяя материалистическую диалектику, Плеханов показывал, что развитие в обществе идет на основе борьбы внутренних противоречии. При этом революцию как способ разрешения противоречий он считал неотвратимым законом общественной жизни, суть которого в переходе количественных изменений в качественные.

В.И. Ленина . Основные работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». В творчестве Ленина выделяют два основных периода: 1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, 2) от Октябрьской революции до 1924 г. Развитие марксизма, Ленин связывал с практикой революционной борьбы рабочего класса. Ленин подверг критике идеалистическое мировоззрение народников и их метафизический метод. Особое значение Ленин придавал разработке партийности в философии, отмечая две партии в философии - материализм и идеализм. Он утверждал, что борьба марксистского материализма против замаскированного идеализма есть составная часть борьбы пролетариата против буржуазии. Большое значение он придавал разработке проблем диалектики. Он писал, что развитие осуществляется по спирали, скачкообразно. Ленин разработал теорию общественно-экономических формаций, показав, что без изучения конкретных общественных форм не может быть создано правильное представление об обществе в целом. Он раскрыл сущность диалектического метода как средства познания общественных явлений. Особое внимание он обращал на две концепции развития: метафизическую и диалектическую. Ядром учения о развитии он считал закон единства и борьбы противоречий. Ленин в своем определении материи он отмечал, что она представляет прежде всего объективную реальность. Затем обращал внимание на вторую сторону основного вопроса философии, признавая познаваемость объективного мира. Давая философское определение материи, он показал несводимость ее к какой-либо одной ее форме или виду. При этом отмечался относительный характер противопоставления материи и сознания, диалектический характер их взаимосвязи.

 

36.Общественное бытие: понятие и структура.

Общественное  бытие (Маркс) — эконом сущность. Маркс говорил, что эконом сфера явл определяющей. Это экономический базис (производственные отношения).

Общество имеет свой собственный способ существования, что предполагает соответствующие условия, при которых абстрактная теоретическая возможность общества становится действительностью. Таким условием является реальная человеческая история. Системный анализ общества дифференцируется на ряд уровней, дополняющих, но не заменяющих друг друга. Наиболее абстрактный уровень его рассмотрения - философский анализ всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность (наличие которой позволяет нам называть и племя дикарей, и современные технократические страны одним и тем же словом — «общество»).

Ученый, сопоставляя друг с другом конкретные общества —  от высокоразвитых цивилизаций, осваивающих  космическое пространство, до первобытных  племен - находит в них множество  существенных сходств. (Пример:  в Древнем Египте, и в современной Англии люди заняты, по сути, одними и теми же делами: хозяйствуют, борются за власть, издают законы, воспитывают детей, развлекаются, молятся Богу (или богам), занимаются наукой, искусством, охраняют общественный порядок). Несмотря на контрасты, каждое из обществ имеет один и тот же «скелет» и сходную «физиологию». В них воспроизводится структура человеческих занятий, во многом схожая система опосредствовании между необходимыми формами деятельности, функционально близкие институты общественной организации, сходные стимулы социального поведения, идентичные импульсы саморазвития и т. д. Выделяя эти структурные, функциональные и динамические инварианты, ученые сводят их в логическую модель «общества вообще», которая полезна обществознанию. Весьма опасным является стремление ограничить социальную теорию родовыми определениями общества, вечными и неизменными законами общественной организации, игнорируя реальное многообразие ее форм.

Социальная  наука не может ограничиваться родовыми определениями собственности и  власти, социальной стратификации и политического устройства, общей природы права и морали и т. д. Знание всеобщих законов социальной организации - при всей его необходимости - не дает нам понимания исторических судеб отдельных человеческих обществ.

 

37.Характерные черты советской философской мысли.

С установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии, которая  все более политизировалась. Он рекомендовал перекопать весь «навоз», накопившийся в философии и естествознании, «разворошить» все написанное «деборинцами». Лица, пришедшие к руководству философской наукой, под видом укрепления партийной линии фактически возвеличивали Сталина как философа. Философию стали трактовать как форму политики. Широкое распространение получила вульгаризация методологической роли философии. Призывы к преодолению «отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов философии на деле оборачивались профанацией. Появились статьи на темы: «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в математике», «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле» и т. п. В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория (как две составные части диалектического материализма) - это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности. Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания вовсе устранялся (как некий «пережиток» гегельянства). Большое влияние на идейно-философский климат в стране оказала дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», проведенная под руководством А. А. Жданова. Жданов определил всю историю домарксистской философии как «ненаучную» и противопоставил ей «научную марксистскую философию». Современные течения немарксистской философии фактически отождествлялись с буржуазной идеологией. Вместе с тем Жданов отмечал, что диалектический материализм является не наукой наук, а инструментом познания. Марксистская философия не должна пытаться встать над другими науками. В результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики. Школы: - Лурия и его школа (последователи Фрейда); - Мамардошвили («Как я понимаю философию»); - Дубровский и Ильентов ( проблемы сознания); - Лихторский (проблема подсознания).

 

38.Виды (формы) общественного сознания.

Общественное  сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Общественное сознание представляет собой «основное содержание» , сердцевину духовной сферы общественной жизни - сложная система и совокупность чувств, переживаний, нравов, традиций, заблуждений, знаний, взглядов, мировоззрений, идеологических систем, отражающих общественное бытие на данном этапе развития общества.

Формы общественного сознания:

1) Политическая - совокупность политический доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания (экономику). Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп.

2) Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.

3) Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) .

4) Художественная - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5) Религиозная - религиозные верования в духовной жизни общества.

6) Наука - научные представления.

 

39.Этика И. Канта.

Кант — представитель немецкой классической философии. В его философии существует два этап: докритический (стихийный материалист. «Всеобщая естественная история и теория Неба») и критический (идеалист. Три великие критики — чистого разума; практического разума; способности суждения).

Для этики Канта характерно учение о независимости морали. Предшественники Канта и современные ему философы-идеалисты полагали, будто основа этики в религии: нравственный закон дан или сообщен людям самим Богом. Утверждая это положение, моралисты ссылались на учение религии и на священные книги. Так, в Библии излагается миф о божественном законодательстве - о даровании моральных заповедей Богом через пророка Моисея. В отличие от этого взгляда Кант провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон - невыводимым из религиозных заповедей. По Канту, то, что возникает не из самой морали и не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии, но в силу чистого практического разума довлеет сама себе». Законы морали обязывают благодаря простой форме всеобщей законосообразности правил. Хотя мораль не нуждается для своего оправдания ни в какой цели, предписанной Божественным законодателем, и хотя для нее вполне достаточно того закона, который заключает в себе условие применения свободы, из самой морали все же возникает цель - это идея высшего блага в мире, а для возможности этого блага необходимо признать высшее моральное всемогущее существо. Идея эта исходит из морали и потому не есть ее основа. Таким образом, Кант перевернул признанное в его время не только богословами, но и многими философами отношение между моралью и религией. Он признал мораль автономной, независимой от религии. Больше того, он поставил самое веру в Бога в зависимость.

 

40.Проблема истины в философии. Критерии истины.

Понятие: 1) Онтологическая (учение о бытие). «Истина — это то, что есть»; 2) Гносеологическое (теория познания). «Истина — это соответствие знаний действительности»; 3) Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность»; 4) Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».

Большинство проблем философской  теории познания так или иначе  концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни. 
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени.

Истина одновременно:

  • субъективна и объективна (этот человек порядочный);
  • абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
  • относительна и абсолютна (пример с атомом).

Основные положения истины сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле: - истина - соответствие вещи и интеллекта (- это адекватная информация от объекте, полученная по средствам познания).

Виды истины :

Абсолютная  истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная статична, неизменна (если она динамична, то становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку (абсолютная истина есть Бог).

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Концепции истины:

1)Корреспондентская (соответствия) - «Истина — это соответствие знаний действительности» (Аристотель, Гегель).

Рассматриваемая концепция  изначально двойственна. С одной  стороны, можно говорить и чаще всего  говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения ), подразумевая знание, соответствующее предмету знания (гносеологический вариант).  С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее (понятию, сущности) (онтологический вариант).

2)Когерентная - «Истина — это свойство самосогласованности знаний» (Авенариус, Мах, Кант).

Главным недостатком когерентной  концепции истины является её же основное достоинство: она не выводит за пределы  знания. Когерентность, провозглашаемая  этой концепцией главным признаком  истинного знания, характеризует  только отношения одних элементов  знания к другим. Кант сделал вывод -  когерентность знания не является достаточным условием его истинности.

3)Прагматическая (понимание двояко) - «Истина — это полезность знания, его эффективность. Это опытная подтверждаемость» (Ф. Ницше).

Ф. Ницше утверждал, что  истину следует понимать как орудие жизни, как орудие власти, в крайнем  случае, - как средство приспособления человека к действительности. Для  того чтобы некоторое знание, убеждение, верование были истинны в прагматистском смысле они должны соответствовать  своему предмету, ситуации к которой  они относятся.

Критерии  истины.

Критерии  истины — (мерило, средство суждения) — способ, с помощью к-ого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения (ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины).

Критерии истины делятся на внутренние и внешние. Внешние — 1) практика (диалектический материализм), 2) полезность (прагматизм), 3) самосогласованность (или когеренция). Внутренние: 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.

 

41.Философия Ф. Аквинского.

Ф. Аквинского — философ, схоласт, теолог, один из отцов церкви. Основной труд: «Сумма теологии». Учение Аквинского — томизм. Томизм — это сочетание отдельных положений учения Аристотеля с христианско-католической теологией.

Причиной возникновения  и развития всего сущего, по его  мнению, явл Бог, как вечное, абсолютное, совершенное, духовное существо, заключающее в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по к-ым из ничего он сотворил природу. Бог — это чистая форма и источник всех форм, благодаря к-ым материя, как потенциальная возможность вещей, превращается в действительность, конкретной вещи. У Фомы высшее начало — само бытие. А под бытием он понимает Бога. Как схоласт, Аквинский говорит о наличии в мире многих видов, форм, в том числе и духовных форм, как ангелы и человеческие души. Он выступал против номиналистов ( - есть конкретные предметы, а остальные понятия — это всего лишь имена. Продолжители материалистов). Аквинский пытается доказать, что общие понятия в Божьем разуме предшествуют вещам как их первообразы. Человеческая душа — бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Разум — высшая человеческая способность. Но человеческий разум намного ограниченнее Божественного сознания. Божественные законы — самое главное, единственное, что должен соблюдать человек.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"