Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Культура представляет собой  средство и способ развития духовного  начала в человеке, своей целью  имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация  же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой  духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а  цивилизация – это степень  развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной  особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и  негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой  понимается сфера информационного  обеспечения общества. Культура в  этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком  для преобразования окружающего  мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных  людьми знаковых средств. Важнейшим  из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают  три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

– духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

– социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

– технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают  свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие  черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени  коллективный интеллект всего человечества в целом.

 

 

 

 

9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Философия – одна из самых  древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Призванием философов  стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые  относились к мировоззрению. Понимание  таких вопросов жизненно важно для  людей. Это особенно чувствуется  в эпохи революций и перемен  с их сложным сплетением проблем  – ведь именно тогда активно проверяется  делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила  так остро задач философского осмысления всего происходящего, как  в нынешний период истории, в самом  начале III тысячелетия.

С самого начала изучения философии  студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут  с большим или меньшим успехом  припомнить имена прославленных  философов, объяснить в некотором  смысле, что такое философия.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных  и др.) часто удается и без  специальной подготовки выделить вопросы  философского характера, например:

– конечен или бесконечен мир;

– существует ли абсолютное, окончательное знание;

– в чем человеческое счастье;

– какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня  добавляются новые, серьезные и  напряженные:

– какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

– как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

– как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

– как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и  до сегодняшнего дня философская  мысль стремится разобраться  в тех вопросах миропонимания, что  волнуют людей и вне занятий  философией.

Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся  взгляды, придать им более зрелый характер.

Обычных людей философия  может интересовать как минимум  с двух точек зрения:

– для лучшей ориентации в своей специальности;

– для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Предметом философских размышлений  всегда были:

– природный и общественный мир;

– человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.

Своеобразие философии сказалось  в характере мышления – философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к  знаниям, разуму людей.

Философия выполняет ряд  познавательных функций, родственных  функциям науки. Важнейшие функции  философии:

– обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;

– открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;

– прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

 

 

 

10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

 

 

История философии изучает  реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс  – это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории философии  – это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и  бытия в нем людей.

История философии:

– теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;

– отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);

– единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;

– конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;

– нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;

– активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;

– история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.

Важнейшие системы историко-философского процесса:

– теологическая философия (движущая сила – Бог);

– метафизическая философия (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

– идеалистическая философия (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

– натуралистическая философия (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

– материалистически-экономическая философия (движущая сила – экономические отношения).

Философия истории бывает:

– индивидуалистическая;

– коллективистская;

– детерминистская (фаталистическая);

– индетерминистская (активистическая).

В истории философии можно  увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.

Основные проблемы в истории  философии:

– смысл и цель человеческой жизни;

– поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия  эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX – начала XX вв.; философия XX в.

С объективной стороны  история философии – это философия  в своем историческом развитии, процесс  развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские  системы). С субъективной стороны  история философии – это научное  истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который  взят в определенной хронологической  последовательности и внутренней взаимосвязи.

 

 

 

 

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

 

1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.

2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.

3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

– в проблеме мира и его познания;

– в проблеме взаимодействия человека и природы;

– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:

– прекрасного и безобразного;

– добра и зла;

– справедливости и несправедливости;

– дружбы, товарищества;

– любви и ненависти;

– счастья, наслаждения и страдания и др.

4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии – это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).

Идеализм представлен  в философии Древнего Китая и  Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный  и как субъективный идеализм –  это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.

В философии Древнего Китая  и Древней Индии используются традиционно философские категории:

– движение;

– противоположность;

– единство;

– материя;

– сознание;

– пространство;

– время;

– мир.

В философии Древнего Китая  и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:

– как некая «помеха» душе;

– как некое субстанционное начало.

В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней  Индии подчеркивала важность умозрения  для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника  достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.

Важнейшая проблема социальной философии – это проблема народа и правителя.

Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство  и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация  Древнего Китая и Древней Индии  несет в себе обращение к бытию  личности, ее самосовершенствованию  и самосознанию через уход от материального  мира.

 

 

 

 

12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Античный мир – эпоха  греко-римской классической древности.

Античная философия –  это последовательно развивавшаяся  философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с  конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась  неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"