Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных
своим осмыслением
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
– духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
– социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
– технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия – одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем – ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.
С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.
В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:
– конечен или бесконечен мир;
– существует ли абсолютное, окончательное знание;
– в чем человеческое счастье;
– какова природа зла.
К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:
– какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;
– как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;
– как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;
– как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;
С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.
Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.
Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:
– для лучшей ориентации в своей специальности;
– для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.
Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.
Предметом философских размышлений всегда были:
– природный и общественный мир;
– человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.
Своеобразие философии сказалось
в характере мышления – философы
создавали главным образом
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:
– обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;
– открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;
– прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс – это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии – это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
История философии:
– теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;
– отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);
– единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;
– конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;
– нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;
– активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;
– история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.
Важнейшие системы историко-философского процесса:
– теологическая философия (движущая сила – Бог);
– метафизическая философия (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
– идеалистическая философия (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
– натуралистическая философия (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
– материалистически-
Философия истории бывает:
– индивидуалистическая;
– коллективистская;
– детерминистская (фаталистическая);
– индетерминистская (активистическая).
В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.
Основные проблемы в истории философии:
– смысл и цель человеческой жизни;
– поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.
Основные этапы историко-
С объективной стороны
история философии – это
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.
2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.
3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
– в проблеме мира и его познания;
– в проблеме взаимодействия человека и природы;
– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
– прекрасного и безобразного;
– добра и зла;
– справедливости и несправедливости;
– дружбы, товарищества;
– любви и ненависти;
– счастья, наслаждения и страдания и др.
4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии – это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм – это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
В философии Древнего Китая
и Древней Индии используются
традиционно философские
– движение;
– противоположность;
– единство;
– материя;
– сознание;
– пространство;
– время;
– мир.
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
– как некая «помеха» душе;
– как некое субстанционное начало.
В решении проблем познания
философия Древнего Китая и Древней
Индии подчеркивала важность умозрения
для решения философских
Важнейшая проблема социальной философии – это проблема народа и правителя.
Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Античный мир – эпоха греко-римской классической древности.
Античная философия –
это последовательно
Античная философия