Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Основные проблемы философии:
– объекта и предмета философии (объект – мир как единое целое; предмет – законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
– первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
– развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
– познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
– человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:
– онтология (философия бытия);
– гносеология (теория познания);
– логика (познание принципов мышления);
– аксиология (учение о ценностях);
– эстетика (изучение прекрасного);
– антропология (исследование проблем природы, сущности человека);
– праксеология (социальная философия).
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология – система преданий,
сказаний, легенд, при помощи воображения
объясняющая протекание и происхождение
природных и социальных процессов.
Мифология в своем
Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
– как возник мир;
– как он развивается;
– что такое жизнь;
– что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия – мироощущение и
мировоззрение, а также соответствующее
поведение, определяемое верой в
существование Бога, божества; чувство
зависимости, связанности и долженствования
по отношению к тайной силе, дающей
опору и достойной поклонения.
База живой религиозности –
По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
– через воспитание в условиях религиозной семьи;
– обучение в школе;
– опыт жизни;
– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
Язык – это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.
Язык – символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка – это слова и предложения, а также составленные из них тексты.
В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:
– первая – философия имени (вещь – сущность (идея) – имя (слово), слово именует вещь и сущность);
– вторая – философия предиката (предикат – языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката – это философия высказываний, обладающих функцией истинности);
– третья – философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).
Язык обладает:
– обозначающей функцией – слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;
– коммуникативной функцией – предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;
– общественной природой – это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык – это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме – индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.
Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод – это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.
Язык философии – это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.
Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.
Современные исследования в
области философии языка
– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;
– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:
– служить средством общения;
– служить орудием мышления.
Логику языка образует его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.
В языковой системе философии
большую роль играют: абстрактные
понятия как признак
Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.
В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.
Формализованные языки – это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
– является ли философия наукой;
– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Взаимодействие философии
и частных (конкретных) наук – конкретные
науки имеют собственный
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
– на первоначальные позиции ученого;
– его отношение к миру и познанию;
– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:
– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;
– отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.
В науке различают:
– эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
– теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.
Идеалы науки – это
экспериментальные и
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
– нравы и обычаи;
– язык и письменность;
– характер одежды, поселений, работы;
– постановка воспитания;
– экономика;
– военное дело;
– политическое и государственное устройство;
– наука;
– техника;
– искусство;
– религия;
– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.