Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Основные проблемы философии:

– объекта и предмета философии (объект – мир как единое целое; предмет – законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);

– первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);

– развития мира (диалектический и метафизический способы познания);

– познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);

– человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:

– онтология (философия бытия);

– гносеология (теория познания);

– логика (познание принципов мышления);

– аксиология (учение о ценностях);

– эстетика (изучение прекрасного);

– антропология (исследование проблем природы, сущности человека);

– праксеология (социальная философия).

 

 

 

 

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

 

 

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения  объясняющая протекание и происхождение  природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении  была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в  истории человечества ставится ряд  философских вопросов:

– как возник мир;

– как он развивается;

– что такое жизнь;

– что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку  объяснения явлений природы и  жизни людей, взаимоотношение земного  и космического начал.

Мифология – начальная  форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных  и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение  – система взглядов на объективный  мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических  доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном  переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием  большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей  роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и  мировоззрение, а также соответствующее  поведение, определяемое верой в  существование Бога, божества; чувство  зависимости, связанности и долженствования  по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия –  это закон, живущий в нас, это  мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

– через воспитание в условиях религиозной семьи;

– обучение в школе;

– опыт жизни;

– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений  – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью  относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают  в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным  знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в  вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует  доказательства, а философия –  всегда работа мысли.

 

 

 

 

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

 

 

Язык – это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет  человек, и одновременно высшая форма  проявления объективного духа.

Язык – символическое  выражение в письме и звуке  психической жизни человека. Структурные  единицы языка – это слова  и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии  языка достаточно четко просматриваются  три концепции:

– первая – философия имени (вещь – сущность (идея) – имя (слово), слово именует вещь и сущность);

– вторая – философия предиката (предикат – языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката – это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

– третья – философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

– обозначающей функцией – слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

– коммуникативной функцией – предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

– общественной природой – это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык – это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме – индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при  этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и  объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод – это интерпретация. Метаязыки широко используются в  науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии – это  метаязык максимальной общности, его  используют все образованные люди.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в  человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в  области философии языка характеризуются  двумя дополняющими друг друга направлениями:

– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка –  его семантика, а практическое значение языка – прагматика.

В языковой системе философии  большую роль играют: абстрактные  понятия как признак рационального  отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного  освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные  людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической  революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные  языки.

Формализованные языки –  это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при  этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

 

 

 

 

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

 

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка  объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все  времена.

Философия является учением  об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса  о взаимоотношении науки и  философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии  и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет  исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у  философии же предметом анализа  являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает  воздействие на развитие частных  наук, а не только испытывает влияние  с их стороны. Это воздействие  может быть как положительным, так  и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

– отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

– эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

– теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к  вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это  экспериментальные и теоретические  методы в науке, которые позволяют  достигнуть максимально обоснованного  и доказательного знания.

 

 

 

 

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

 

 

Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области  и сферы:

– нравы и обычаи;

– язык и письменность;

– характер одежды, поселений, работы;

– постановка воспитания;

– экономика;

– военное дело;

– политическое и государственное устройство;

– наука;

– техника;

– искусство;

– религия;

– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:

– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"