Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль. Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности, количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ (парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание, необходимость - случайность, сущность - явление, возможность - действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология, всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории. Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно следственные, структурные, функциональные, непосредственные, опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные, возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость (невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление (отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). - логика развития. Итак, методологическое значение принципа всеобщей связанности состоит в том, что этот принцип ориентирует ,что к познанию надо подходить как к процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все вещи находятся во взаимозависимости. Методологическая же роль состоит в том, что все явления материального мира могут быть правильно познаны, если они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы познаем себя, т.к. мы развиваемся. Отсюда возникает принцип. ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
20 Противоречивость изменений. З
аконы 3 основных. Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его содержания. Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии. Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому.
Однако существует определенная направленность и источники развития. На вопрос, что является источником развития отвечает закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он утверждает, что источником развития является разрешение противоречий. Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах, и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-"). ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства. Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность. Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают противоположность и противоречие которое проявляется в форме несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления происходит раздвоение его на противоположные части. Этот подход Маркс применил к капиталистическому способу накопления как прибавочная стоимость. Он взял за основу товар и применив диалектику, показал, что товар содержит в себе противоречие, т.к. он содержит потребительную и меновую стоимость. Он может меняться на другой товар и выступает как определенный эквивалент и возникают деньги. И товар раздваивается на товар и деньги. Это двоякое состояние товара развивается в различие, противоположность и противоречие. Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того, что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер, можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность), сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями, или образами. От источника развития (единство и борьба противоположностей) логика человеческого познания переходит к НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, что характеризуется законом отрицания отрицаний. Закон отрицания отрицаний включает в себя ряд отрицаний. И диалектическое отрицание отличается от обыденного отрицания.
21 Закон количнственный и качественных изменений.
Раскрыть сущность закона без категорий невозможно. КАТЕГОРИИ: качество, свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то, которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета. Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития, степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно. Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления. Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные начально, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о первичности чего-то, что во что в начале переходит. Качество изменяется скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа: когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется постепенно. СКАЧЕК - перерыв постепенности в развитии, единство бытия и не бытия, ситуация, когда система уже не та, но еще и не эта. Итак данный закон позволяет раскрыть механизм развития.
1. Понятие отрицания - в логике отклонения, непризнания какого - нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отклонении отрицание является утверждением несуществования. В отрицательном осуждении отрицание может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта “предиката; в языке отрицание выражается через слово не. Мы можем какое-нибудь положение признать правильным или неправильным, но было бы неразумным стремиться делать это одновременно ( закон противоречия и закон исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное утверждение. Высказывание “этот цветок не благоухает” имеет значение даже тогда, когда цветок вообще не имеет запаха.
2.Отрицание отрицания (о.о.) - один из основных законов диалектики. Впервые был сформулирован на идеалистической основе Гегелем. Этот закон он применил лишь к развитию мышления (знания) и к тому же превратил в способ построения всей своей системы “искусственно подчинив ему процесс объективного развития. В марксистской философии содержание закона о.о. раскрывается прежде всего через понятие диалектического отрицания, присущего развитию природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое отрицание - такое преобразование явления, которое хотя и ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о., включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.
Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай ( из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами, можно получить уравнения классической механики).
Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются. Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц) сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой природы микрочастиц.
Характеризует направление развития процесс преодоления.
25. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм. Причина - явление, повлекшее за собой другое явление (следствие). Особая форма причинно-следственных связей - взаимодействие (наличие обратной связи). Существуют множественные причинно - следств. связи. Типичная связь - "домино". Отражение - также тип п-с связи. Выделяют катализаторы, поводы той или иной связи. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Связи могут носить также и случайный характер.Необходимость - однозначная обусловленная связь явлений, при которой наступление события - причины обязательно влечет за собой вполне опрделенное явление-следствие. Случайность - полярно необходимости. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Вероятность -мера возможности наступления случайного события.Принцип детерменизма - реальные природные и психические процессы детерминированны, те возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерменизм - основополаг. принцип материализма. Выделяют статистическую детерминированность (рез-т взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных), лапласовский детерменизм (если известны нач. условия и все параметры системы, а также их производные по времени => можно продсказать все что будет и что было).Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщ связи причинность опред как один из видов вязи, а имено генетическая связь явлеий, в кот одно при опр условиях порождает другое. С точки зр принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появл нового качества, имеет свою прич и следствие. Причинные отнош присутствуют при люб проц изменения.Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.