Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпора по философии на экзамен.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

 

13. Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ).

Ф-я жизни: 1)противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-это воля, Ницше:ж-это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первицнее субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями а интуицией как непосредств-й формой воспият-я 3)Эстетизм т.е. требование воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах.Шопенгауер1788-1860 Предпосылки: 1)мир есть моё представ-е а не разворач-е Абс духа 2)Восприят-м руководит воля => она субс-ия мира 3)Пессимизм. Отрицает  законы  и  познаваемость мира, который принципиально непознаваем. Существует  понятие  -  вещь  в  себе  (это воля - объективное в конкретных объектах). Воля неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой,  неистовствует  против  себя.  Волящий  субъект бесконечно несчастен. Последователь  Буддизма,  на  путь  в нирвану - отказ от воли. Работа: "Мир как воля  и представления.  Фридрих Ницше 1844-1900 Основ  х-ка личности - воля к власти (якро выражена у полководцев  и у правителей). Глваный критерий в умении владеть собой. Весь мир   -   неприрывная   борьба  квантов  власти  (каждый  стремится  занять главенствующее   положение).   Ницше   поднимает   проблему   страдания   и сострадания.  Страдание возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни.  Сострадание  унижает  человека.  Отношение  к слабым - презрение. Мораль  - выдумка слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы: "По ту сторону добра и зла", "Генеология морали". Положения: 1) воля к влас как исход категор жизни 2)христ мораль-система огранич волю к влас она: принижает ч (ч –тварь Б), стадная и отчуждающая мораль 3)«Бог умир и это вы его убили» 4)Место Бога должен занять сверхчел-к. Психоанализ это клинич-ая практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром влияние на повед-е ч но не контролир-ся им.  Фрейд Зигмунд 1856-1939 Выделил 2 компонента бессоз: эрос, тонатос. Структура личности: ОНО - сфера бессознательного, руководствуется принци-пами удовольствия. Я   - сознательное начало лич-ности(контролер позволяющ-й выпускать парОНО). СВЕРХ Я - моральный цензор человека (совесть). Если  господствует ОНО, то человек - преступник; если господствует Сверх Я, то  человек  -  невротик:  вытеснение; образование противоположной позиции; проекция;  рационализация; сублимация. Метод лечения неврозов - психоонализ (где  было  ОНО  должно  стать  Я),  человек должен осознать свои импульсы. Эмоция  высказанная  вслух,  гаснет. Работы: "Я и ОНО", "Психология маски", "Анализ человеческого Я". Экзистенциализм это направ формир-ся м/д 1 и 2 миров войнами иотраж-т трагичес мироощущение ч. Положения: 1)деление мира на объек-й и субъек-й подлиный презнаётся субъек-й в котором чел свободен 2)для чел существование предшествует сущности 3)Индетерменизм- представ-я об абсол свободе чел 4)Заброшенность чел в мире 5)абсурдность мира и необход-ть наполнения его лич смыслами. Представ-ли: Хайдеггер, Сартр, Камю. Глав внимание уделяется ими дух-й активности и выдержке чел заброшенного в иррацион-й поток событий и радикально разочар-ого в истории. Новейш история Европы обнажила неустойч-ть, хрупкость, неустранимую конечность всякого чел сущ-я. Глав пробл: онталогия (уч о быт) Карл Ясперс1883-1969"Жить  одним  днем"-  расплата  за необоснованное доверие к истории. Это не сказка,  а  дорога,  вымощенная  разбитыми  ценностями.  Люди превратятся в выродков   или   станут  конформистами.  Установитель  тоталитарный  режим. Человеку присущи страхи: бытовой, онкологический, страх не понять, не найти идеала, ради которого можно пожертвовать жизнью. Идеалы надо искать в своей иррациональной  экзистенции. Пограничная ситуация в которой проявляются все установки  личности.  Вводятся  понятия:  судьба  -  ситуация  и  судьба  - экзистенция. Работы: "Духовная ситуация эпохи". Жан Поль Сартр1905-1980 Существует  противопоставление  молчаливого,  стерильного  мира и активного порыва  человека.  Существует два вида восприятия: бытие в себе и бытие вне себя. Доктрина экзистенционализма - неучастие истории. Она объединяет людей диаметрально  противоположных  взглядов. Имеет место нравственный моральный релятивизм.

 

 

14. Философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено  в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознат, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого чел явл первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Чел в своей повседневной жизни, практич деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д общ-м и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего сущ-я. И именно благодаря факту своего сущ-я они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

 

15.Становление и развитие философской категории “материя”. Диалектико - материалистическое определение материи.

Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

Ленин: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию) 2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира). Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

 

16. Современная наука, её характеристики и роль в обществе.

 

В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический прогресс 20 века , приведший в развитых странах  Запада и Востока к новому качеству жизни  , основан на применении научных достижений.. Наука не только  революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на  многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.  Проблемы  будущего современной цивилизации  не могут обсуждаться  вне анализа современных тенденций  развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе  существуют и  антисциентические  движения, в целом  наука воспринимается как  одна из высших  ценностей цвилизации и культуры.

Техногенная цивилизация  является довольно поздним продуктом  человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе  сформировался особый тип развития, связанный с  появлением техногенных обществ , их последующей экспансией на остальной мир  и изменением под их влиянием  традиционных обществ. В традиционном обществе  выражен замедленный темп  социальных изменений, виды деятельности, их средства могут  столетиями существовать  в качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре  этих обществ  приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков , канонизированным  стилям мышления , инновационная деятельность  не воспринимается  как высшая ценность

 

17. Движение, пространство и время в философии

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение-это и взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными.  Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно. что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца. Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Основные типы движения

Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения- это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

Формы движения материи

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

 

18.Понятие пространства и времени

3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”. В своей деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной “упаковкой” входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира,-- свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами- выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"