Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1 Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. М.- совокуп идей, чуств, эмоций охват-х общее отнош-е Ч. к миру.-познават-й пласт; эмоцион-й; поведенческий Основ вопр-ы: чтотакое мир;по каким з-нам он развив-ся; в чем смысл жизни; что такое добро и зло. Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общ-во в целом.М-ие это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отраж-т и раскрывают практич и теоретич-ое отнош-е Ч к миру. В это понятие входят жизн позиции Ч, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительност(оптимизм, пессмизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В м-ии выделяют уровни: чувственно-эмоциональн. (обыденное)и теоретич. Чувств.-эмоц.М- это цельное осознание действительности в виде ощущ-й, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллек-й аспект М-я (действительность ч/з призму з-нов). Струк-ра:1)миропоним-е(интелл-
3 Характерные черты и основные философские школы Древнего Китая.(в-3)
Др К гос-во- иерархическая деспотия Глава гос-ва- наследственный монарх В Китае не было сословия жрецов обряды возглав главами семейств чинов-ми царями. Закона не сущ-ло и стоящий на более низ ступени соц лестницы был полностью подче-нён стоящему выше. Господствовали культы умер-ших культы предков Вся жизнь живых проходила под знаком пост отчёта перед духами умерших предков.Для миф-гии К х-но представлен о перво-начальном сост мира как первобытном хаосе и2-х противопол упорядоч-х началах – небесного (Ян) и земного (Инь) Именно они учредили порядок на Земле. Для др К хар-на опора на свящ книги "пяти-книжие". (книга песен, кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись) В них содерж готовые оветы на: что есть добро и зло, откуда произ зло, кто виновник зла, почему чаще от зла страд невинные, что делать чтобы меньше страдать. В «книге истории» о 5-ти началах мира: воде, огне дереве металле земле, и о 5 явл природы: дождь, солнеч сияние, жара, холод, ветер.И делается вывод что причиной зла явл неблагоприятное сочетание начал и явл-й. И осущ-ся переход к тому что достойное поведе-ние правителя, прозорливость чиновника, мудрость жреца явл прямыми следст-виями этой гармонии, а=> негат кач-ва вызывают экспансию зла. Глав рекомендация: всемерно сво-ей жизнью поддержив космич гармонию, осущ-я разумное сочет-е начал в пище, повед-ии, ретуале. Конфуцианство Глав сочинение: Беседы и сужде-ния. Небо- высшая сила, всё зависит от воли неба В обществ жизни- культ предков, веди себя дост-ойно , уважай старших, совершенствуйся сам, не обманывай, не срывай свой гнев на др-х. Этика основыв-ся на принципе золотой середины, на ед-но правиль пути (для того чтобы жить в согл с др необх найти согл-е в с собой) Это середина м/д несдержанн и осторожностью, смелостью и трус, жадностью и бескорыстием. Исправление имён (гармония лишь тогда когда всё названо своими именами: царь-царём, пастух-паст т.е. Богу-богово, Кесарю-кесарево. Церь должен править пастух пасти скот) Моизм Основан Мо Ди Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Небо не представ-т всё и вся а желает чтобы люди любили друг друга. Кроме любви к ближ они проповедовали и любовь к дальним. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацыфистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие. Даосизм основопол Лао-цзы (легендарная личность) Трак-тат Книга о дао 4в до н.э. В основе мировоз лежит понятие дао (основа и субст-я всех вещей, безлич-ный первопринцип бытия. Дао –это изначальное небытие, становящ-ся бытиём) Все вещи имея в своей 1-основе небытиё, явл в действ-ти бытием, непрерывно снова уходят в небыт-ё, в к-ом обрета-ют свой покой. Это и есть пост движ-е в мире. Зад-ача Ч слиться с Дао путём внутр самосовершен-я. Основополагающие принципы древнеиндийской философии и её основные школы. (в-3)
Особенностью индий общ-ва было распадение его на парны и касты Касты были замкнутыми группами наследующ-ми из поколения в пок-е отлич-е знаки символику культуру образ жизни одежду проф-сию мировоз. Джайнизм (победитель) Основопол-к: Махавира. Дж-м отриц святость Веды осуж-ся жертвоприн-я допускает женщин к изуч-ю свещ текстов В основе Дж-ма представление о карме, космич-ом законе. З-н кармы нельзя умилостивить жертвами богам но его можно победить.Джина- тот кто победил карму Правильная вера соблюдение обетов, воздерж-е, правдивость, чистота, строгость к себе, невозму-тимость. Следование обетам может освободить от кармы ещё при жизни. Это путь аскетизма. Буддизм Основатель Гаутама которого по преданию берегли от невзгод мира но увидев больного умирающего монаха-аскета он был настолько потрясён что стал отшельником После многих скитаний он стал Буддой(просветленным) Суть Б в 4-х истинах 1)жизнь есть страдание (ста-рость болезни невзгоды смерть) 2)корень страда-ния в жажде жизни 3)страд-е имеет причину а раз так то прекращ страдания- это уничтожение жаж-ды жизни 4) путь освоб от страд-я- достиже-ние нирваны(состояние в котором невозмут-ть духа и освобож от телесной зависим-ти избавляют чел от стад-й) К достиж-ю конеч цели ведёт путь из8 сту-пеней: правильной точки зрения, прав решимости, прав речи, прав поведения, прав жизни, прав усилий, прав направ-я мысли, прав сосредоточ-ти.
4 Поиск первоосновы мира в античной философии.На протяж VI-IV вв. до н.э. в Гр происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным эл-ом к-рой стало учение о кос-мосе. Космос охватывает Землю, Ч, небес свети-ла и сам небес свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит пост круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греч ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей явл чувственно восприн-ые эл-ты О2, вода огонь, земля и определенное вещ-во - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в числах; 3-е (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; 4-е считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. Направ-я были во многих отнош-ях наивными и противореч-ми друг др-у. Не порвав еще до конца с миф-ей, они отводили богам, сверхъест силам второстепенное, а то и 3степенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах дргреч ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит ч/з всю дальнейшую историю Ф. Физис: первона-чало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Сущ-ли 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты. Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Матер-ое начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписыв-е ему ч кач-в и св-в. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена св-ми, присущими тем, кто его пытается рассм-ть). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движ-е, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рац-ым путем (путем умозаключений) и все чувст относил к ложно-му. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво. прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относит нач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ные отнош-я явл сущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. 2 столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешат богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес измен-я в анатомизм: для объяс-я возможности столкновения атомов вводит понятие внутр обуслов-ого отклонения движ-е атома от прямой линии, что яв-сь основой более глубок взгляда на соотнош-е необход-ти и случайн-ти.
6. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные характеристики философии Возрождения.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Офиц ф-ей в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее разв-я приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христ морали. Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в ф-ии были: методы экспериментально - математическ исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в ф-ии были: метафизическое пониман-ие последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.эконом. изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические и пантеистические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Пантеизм (растворение Бога в природе) Иерархич представл о мироздании заменена на концепцию о мире, в котором происх-т взаимопроникнов-е земного природного и Бож-ого начал. Природа трактуется пантеистически. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутр, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как лит-рный, ф-ий. 1. Гуманизм в Италии. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА Первый Гуманист.Основные идеи гуманистической философии: 1.”Природное начало человека” 2.Антиаскетизм 3.Радость земного существования 4.Проблемы достоинства человека 5.Гармония материальных и духовных начал.ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Все христианские постулаты неизменная истина. К блаженству ведут два пути:1.человеческий разум
2.духовное поучение исходящее от Бога Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.2. Натурфилософия Ренессанса. ДЖОРДАНО БРУНО Основной призыв его философии:борьба за добро.Осн задача чел-преодоле-ние страха. Мерило нравственности -поступки чел.Чел должен стремиться к бесконечности. Кузанский Гл смысл его уч-я – обоснов-е пантеизма. 1)гл способ позна-я сравнение(но его невозм прим-ть к познан Бога или прир) 2)Их позн-е возможно только ч/з символы выявляющ-е всеобщ х-ки бож-ого и прир-ого 3)=> всякая вещь есть символ выр-я бога а Б вкюч в себя все вещи 4)отнош-е бога и мира: Б абс max вкюч-й в себя все сущее, Б абс min он прояв сибя в кажд вещи, в Б совпадают абс min и абс max. Вывод: всё во всём т.е Б прониз-т собой всё сущее => всё божес-но и достойно; т.к.чел подобие Б то он связ-т в своём сознании всё сущее явл-сь центром вселенной.
Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового тина общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно отныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой. Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено в традиции: отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опирается па другие. Философское творчество никогда не начинается на пустом месте.
Декартова связь с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании.
В основу философии нового времени, таким образом, Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить, мыслящего. “...Нелепо,- пишет Декарт, полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит...”