Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в соц группах.
Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств
в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении. Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.
Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь. Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны. 4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема
информации,
причем различного характера. Средства
коммун позволяют расширить круг общения,
далеко выйти за рамки непосредственного
окружения, служат интеграционным средством.
5) Информатизация привела к созданию всемирной
компьютерной сети
27. Общество и природа, их взаимодействие
Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта.
Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества.
Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ среда - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни
общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь невозможна.
С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния.
В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств
средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.
Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания
динам равновесия системы “общество-природа”.
Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ- прир.
Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.
В настоящее время
28. Социальная структура общества
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город- деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и
группы собственными интересами.
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.
В
каждом обществе наряду с
29. Духовная культура общества
Философию
можно рассматривать, как элемент
духовной культуры.
30. Религия в системе духовной культуры
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него самого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. Путем проверить те или другие предположения, господствующим методом
Для объясн.
мира фил. предлог. причины и обстоят.,
которые не противореч. опыту, поскольку
были ограничены возможности опытного
познания явлений, то господств.
предметом и одновр. инструментом
познания и анализа являлись
понятия в которых фиксировалась и называлась
соответств. вещь. Поэтому ф.
была главной формой понятийного теоретического
мышления.
31. Искусство в системе духовной культуры
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
К проблемам художественного
Эстетическая деятельность –
специфичный вид практически
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
1. художественная литература
2. архитектура
3. декоративное искусства
4. живопись
5. графика
6. музыка
7. хореография
8. театр
9. искусство фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
32. Мораль в системе духовной культуры
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально- исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая