Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

свободен. 

13. Философия Гегеля

Высшим  достижением  немецкой  классической  философии  являлась  диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что  он  впервые представил весь природный, исторический и  духовный  мир  в  виде  процесса, т.е. в  беспрерывном  движении,  изменении,  преобразовании  и  развитии,  и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Гегель сформулировал законы и категории диалектики.  Категории  качества  и количества.  Качество  это  то,  без  чего  объект  существовать  не  может. Количество безразлично к объекту, но до  определенного предела.  Количество плюс качество есть мера.

Три  закона  диалектики  (суть  истории   развития).   1.   Закон   перехода количественных  отношений  в  качественные  (при  изменении   количественных отношений после определенной  стадии  происходит  изменение  качества  из-за неразрушения меры). 2. Закон  направления  развития  (отрицание  отрицания).

Голое  отрицание  -  нечто  идущее  после  данного  объекта,  полностью  его уничтожающее.  Диалектическое  отрицание:  сохраняется  нечто   от   первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода  -  лед. Смолотить  зерно  -  голое  отрицание,  посадить  зерно   -   диалектическое

отрицание. Развитие  происходи  по  спирали.  3.  Закон  единства  и  борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью  и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,  иллюминация одной из сторон или компромисс. 

14. Антропологический  материализм Фейербаха

Последним  великим представ класс нем  фил  был  Л.Феербах  (1804  -  1872). Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл  есть  вопрос  о  сущности человека, ибо мыслит лишь чел.  Следов  фил.,поскольку  она  реш  вопрос  об отнош мышл к бытию,  должна  быть  антропологией,  т.е.  учением о чел,  в существовании,  в  деят  которого  этот  вопрос  находит  свое  фактическое, реальное решение.

       Чел  неотделим  от  природы;  мышление  есть  необходимое   выражение присущей  ему  биол,  физиолог.  Деятельности.  Существенным  содержанием  и назнач.  антрополог.  принципа   является   по   Ф.   научное   истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта  сущность по Ф прежде всего чувственная  жизнь  ума  и  сердца,  многообразие  пережив индивида.

       Основой  антропол  Ф  является  мат  учение  о  природе.   Прир   явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и  благодаря  ему прир  ощущает  себя,  созерцает  себя,  мыслит  о   себе.   Природа   вечна. Возникновение и уничтожение  относятся  тоько  к  отдельным  явлениям.  Прир бесконечна в пространстве.

       Т.о  ф.  учение  о  природе   в  целом  не  выходит   за  рамки   метаф материализма. Ф  признает  важную  познав  функцию  теорет  мышления  и  его способности  достичь  более  глубокого  познания  действительности.   Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать  чувств  данные,

осознавать,  понимать,   обнаруживать   их   скрытое,   непосредственно   не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то,  о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. 

15. Характерные черты  марксистской ф.

Общая философия - диалектический  материализм,  в  рамках  которого  развита теория исторического процесса- исторический материализм.. Диалектический материализм впервые распространяет мат  понимание  не  только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости  и  теория

исторического процесса.

Теория  познания.  Общественно-экономическая  практика  есть  основа,цель  и критерий  познания.  Практика  порождает  теорию,  теория  служит   практике. Практика есть единство  субъективного  и  объективного,  сознания  и  бытия, опредмечивания  и  рапредмечивания.   Для  Маркса  объект  –   это   предмет приложения человеческих сил. Основные  виды  практики:  1)обработка  природы людьми (материально-производственная   деятельность)    и2)обработка    людей людьми (социально-преобразующая   деятельность).   Вся   общественная   жизнь является практической.

Исторический  материализм. Основа любого человеческого общества  -  добывание средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном  этапе развития производственных сил. Надстройка-совокупность  духовных  образований  (теории,  учения,   религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений  и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит  укреплению  базиса, но  в  ходе  развития   и   возникновения   противоречий   возникает   новый базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в  кач,  революционный переход о одной ощественно-экономической формации к другой. Общественно-экономический  формации  -  первоб,  рабовлад,   феодал,капитал, коммунизм  первая  стадия  -  социализм.  Основной  движущей  силой  истории

выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается. Отчуждение- процесс  превращение  деятельности  человека  и  продуктов  этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

      Отчужденный труд М рассм   в  4  аспектах.  1.Рабоч  использует  матер, взятые у природы и получает в итоге  нужные  для  жизни  предметы,  продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не  ринадлежат - они ему чужие.  Природа делается для раб  только  средством  труда,  а  предметы,  кот  создаются  в производстве - средством жизни, физ  существования.  Раб  полностью  от  них зависит. 2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. Свободен 3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в природе. Жизнь чел  неразрывно связана с прир.  Эта связь – деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд  -  лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. 4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми.  Раб чужды друг  другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

      Не только р. но и все люди  являются отчужденными. Отнош   между  людьми тоже отчужденные.

      Устранение отчуждения. Процесс,  обратный отчуждению, - присвоение  чел собственной подлинной сущности. М связывает его с  общ  преобразованиями,  с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет ,  если чел начнет производить как человек, т.е.  не  подневольно.   В  этом  случае

труд  станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон. 

16.  Этапы становления  и характерные  черты русской  философии

      Фил. мысль в Р. формировалась  под влиянием  общемировой  фил.  Однако специф Р фил во многом складывалась  под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

      Первым р мыслителем мир   уровня  был  конечно  же  Ломоносов  (1711  - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

      А.Н. Радищев (1749 -  1802).  -  отстаивал   материалист  фил  позиции, считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них  и  существует  по себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека. Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

      Выдающимся рус фил и социальным  мыслителем  был  П.Я.  Чаадаев  (1794- 1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.

      Человек есть объективное единство 2  миров  -  физ  и  духовного,  как существо свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Идеи    коллективизма    -    человеческая     коллективность     определяет индивидуальность,  а  коллективный  разум   -   субъективный.   коллективная

сущность  человека есть то, чем он отличается от животного.

      Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В  центре их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор  процессе.  Возрождение  форм патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это  соц-ист  концепция имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

      Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский  (1828-1889),  Н.А.Добролюбов  (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но  и идеологами  р. рев  демократии.  Р  ф  прошли  поучительную  школу  нем  клас  фил   и   Фр просвещения.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия   и  мышления,  природа сущ-ет независимо от человека, а  законы  мышления  есть  отражение  законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе   ее отпечаток.

Огарев.  Материалист  и  атеист.  Критика  церкви   как   рабского   страха, разработка  общинного  социализма,  признание  важной  роли   экономического фактора в историческом процессе.

Белинский.  Идеи необходимости прогресса, бурж порядки  более  прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси.

Чернышевский.. Человек - природное существо, его  организм един,  а  сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип 60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм. Признание самобытности  России.  (Лавров/,  Бакунин,  Ткачев,  Михайловский,

Мечников). 

Почвенники - нац почва как основа соц и  духовного  развития  России.  Разрыв интеллигенции  с  народной  почвой   надо  преодолеть  на  основе  духовного единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Дост.

      Ф.М.Достоевский.  (1821-1881).   В   своих  обществ-полит  исканиях  он пережил несколько периодов.  Увлекался  идеями  утопического  социализма  (в кружке  Петрашевцев).  Затем  в  его  взглядах  произошел  перелом,  связ  с усвоением религиозно-нравств идей.  Отказался  от  рев  борьбы.  Исповедовал

идеи  почвенничества, для кот хар-но религ  ориентированность.  Истинный  путь свободы - путь Богочеловека.

      Самобытным р мыслителем был  Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р,  Т  уповал  на  нравственно-религиозный  прогресс  в сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу,  проповедь  всеобщей любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва. 

17. Характерные черты  и основные направления  философии ХХ века

философское знание этого столетия проделало  значительную  эволюцию,  которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

.  отход   философии   от   узкого,   преимущественно   рационалистического философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные  (атеистические)  убеждения  к  философствованию  всё   более плюралистическому и толерантному, основанному на  принципах  встречи  или диалога

. Философия  XX века разрешив важные вопросы  как соотношение между знанием  и пониманием, между  знанием  и  оценкой,  между  знанием  и  истиной.  Это продвинуло философию вперед  не  только  в  традиционной  области,  но  и помогло найти новые исследовательские поля

. Особенностью  философии XX века является то, что она  долго  и  мучительно освобождалась  от  идеологического  прессинга,  от  господствовавшего  на протяжении десятилетий  тезиса  об  ожесточенной  борьбе  материализма  и идеализма, неразрывной связи передового класса  и  передовой  философской теории.  Особенно  в странах социалистического лагеря.  На  протяжении десятков  лет  исследователи  не  имели  .возможностей  заниматься   теми вопросами философии, которые их особо интересовали  и  объяснять  те  или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы.

. Особенностью  философского знания XX века является  его четкая детерминация научным аппаратом современного  естествознания  (ЭВМ,  компьютер,  методы математичесих наук,  системный подход,   принципы   синергетики).   Для философского знания XX века характерна эволюция  к  исследованию  проблем сущности и существования человека

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"