Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:38, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
6 Б) ЛИЧНОСТЬ-качество человека, проявляющееся в целостной совокупности его сущностных характеристик - разумности, свободы, ответственности, интенциалыюсти, языковой компетентности, социального статуса, социальной роли и др. Если человек - существо космобиопсихосоцио-духовное, то Л. воспринимается прежде всего духовно-социальной реальностью. Существуют различные трактовки проблемы Л. - натуралистическая, психологическая, социальная, социокультурная, философская. В современной идеалистической и теистической философии Л. признается первопричиной и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной Л. – Бога (персоналисты, Бердяев, Брайтмен). Другие философские учения (экзистенциализм, феноменология, прагматизм и т.д.) концентрируют внимание на осмыслении особенностей поведения Л. в пограничных ситуациях, в ее замкнутом духовном мире, в противопоставлении человека социуму. Вместе с тем становится все более очевидным, что проблемы возвышения Л., ее гармоничного и многостороннего развития решаемы лишь при условии гуманизации всего социума. Его сущностных характеристик - разумности, свободы, ответственности, интенциалыюсти, языковой компетентности, социального статуса, социальной роли и др. Если человек - существо космобиопсихосоцио-духовное, то Л. воспринимается прежде всего духовно-социальной реальностью. Существуют различные трактовки проблемы Л. - натуралистическая, психологическая, социальная, социокультурная, философская. В современной идеалистической и теистической философии Л. признается первопричиной и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной Л. – Бога (персоналисты, Бердяев, Брайтмен). Другие философские учения (экзистенциализм, феноменология, прагматизм и т.д.) концентрируют внимание на осмыслении особенностей поведения Л. в пограничных ситуациях, в ее замкнутом духовном мире, в противопоставлении человека социуму. Вместе с тем становится все более очевидным, что проблемы возвышения Л., ее гармоничного и многостороннего развития решаемы лишь при условии гуманизации всего социума.
ИНДИВИД (лат. - неделимое) - единичное в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма).
ЧЕЛОВЕК - высшая ступень живых существ на земле; субъект культуры и сичергии социальной; деятельное космобиопсихосоциодуховное существо. Решение фундаментальных философских проблем непосредственно или опосредованно связано с пониманием, что такое Ч. Сущность Ч. и его место в мире трактовали: как часть космоса, микрокосмос (древнекитайская и древнеиндийская философия, Демокрит, Николай Кузапский и др.); как духовная личность, наделенная божественным даром - душой (средневековая теология, Бердяев, персонализм), как механический агрегат (Ламетри); как «больное недоразвитое животное» (Ницше); как чувственное телесное существо (Фейербах); как неповторимая личностная духовнопсихологическая реалия (экзистенциализм); как ансамбль общественных отношений (Маркс) и др. При современном подходе к рассмотрению проблемы Ч. требуется принимать во внимание целостный комплекс обстоятельств - новые научные данные об антропосоциогенезе, свидетельства о существовании разных видов рода, представление о личности как совокупности свойств Ч, концепцию кругов бытия Ч. (космический, биологический, логико-психологический, социальный, духовный), типы социоантропной тотальности тотальности (Ч. архаичный, цивилизованный, гуманный) и др.
6Г)
Индивидуум (лат. - нерасчленимое) -
особь («единственное»), которая не может
быть расчленена без потери ее самобытности,
ее индивидуальности и ее собственного
бытия, основанных только на ее целостности.
Строго говоря, это определение может
быть принято только для высших животных,
включая человека, тогда как, напр., некоторые
растения можно разделить на части и каждая
часть будет самостоятельной.
«Применимость термина «индивидуум» начинается
лишь там, где существует определенное
отношение между единством целого и множеством
частей, где части делают необходимой
определенную замкнутую форму целого
или цель целого делает необходимым определенное
объединение частей и где поэтому единство
не является произвольным и случайным».
Трудность определения
понятия индивидуума заключается особенно
в том, что в своей единичности и особенности
индивидуум вообще не поддается описанию
с помощью общих отвлеченных признаков,
вследствие чего уже философы средневековья
вынуждены были сказать: Individuum est innefabile
(лат., «индивидуум есть невыразимое»).
Начиная с конца средних веков понятие
индивидуума все более и более приобретает
значение человеческого индивидуума.
Под этим понимается человек как самостоятельное,
одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться
собой, но одновременно во внешних своих
отношениях является и носителем общечеловеческих
достоинств.
Конформизм - разновидность протестантизма; учение англиканской церкви, признающее главу государства главой церкви.
Конформизм - податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Различают внешний и внутренний конформизм, а также нонконформизм.
Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). В современном буржуазном обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от К., социалистический коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и - в случае необходимости - подчинение последним. От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, "психическое заражение" и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.
Эгоцентризм - в генетической психологии Ж.Пиаже - особая стадия развития ребенка от 3 до 6 лет.
Эгоцентризм - в философии и этике - принцип, согласно которому индивидуум считается центром Вселенной.
Эгоцентризм - морально-психологическое состояние личности или группы, характеризуемое ориентацией на собственные переживания, на достижение своих целей и интересов.
ЭГОЦЕНТРИЗМ - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным на собственных интересах. В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выделяются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего - речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой. Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь "зеркалом" собственных высказываний больного. По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, т.к. она ближе к собственной правой руке ребенка. Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах швейцарского психолога Ж.Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60-70-х годах полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка. Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью. Т.е. в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций. В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10-12 годам) за счет развития механизма децентрации. Однако эгоцентризм в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства. Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию. Преодоление эгоцентризма - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
АЛЬТРУИЗМ (французское altruisme, от латинского alter - другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм". АЛЬТРУИЗМ сексуальный (франц. altruisme от лат. alter — другой), нравственный принцип полового поведения, предписывающий человеку подавление эгоистических тенденций в сфере сексуальных отношений, бескорыстное "служение ближнему", готовность отдать приоритет интересам своего партнёра. Является залогом гармонии половой жизни при обеспечении принципа "обратной связи", когда альтруистические действия одного партнёра фиксируются вторым и вызывают потребность в таком же поведении с его стороны. Термин введён в этику французским философом О. Контом, который положил данный принцип в основу предложенной им этической системы. Согласно взглядам Конта, этическое усовершенствование обществ может быть осуществлено путём воспитания и развития в людях альтруизма, который должен противодействовать их природному эгоизму и снижать его уровень. В основе этой этической системы положено представление об изначальной эгоистической природе человека, которую можно преодолеть "моральным усовершенствованием". Сущность альтруизма формулируется в христианстве идиомой "возлюби ближнего своего, как самого себя". Врачебная практика свидетельствует, что сексуальный эгоизм зачастую определяет дисгармоничность сексуальной жизни (см. Дисгармония сексуальная) партнерской пары и в итоге может приводить к невротическим реакциям и временным сексуальным расстройствам. В связи с этим одной из актуальных задач полового воспитания и просвещения является пропаганда и внедрение в сознание человека принципов сексуального альтруизма, который предполагает знание особенностей и предпочтений партнёра в целях обеспечения принципа "больше дать, чем взять", что обеспечивает гармоничность интимных отношений в паре.