Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:38, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Чтобы более предметно говорить о смерти человека, нужно различать в нем как минимум две составляющие – тело и душу. При этом человеческое ТЕЛО есть основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т. п. Тело как материальный носитель жизни организма в свою очередь делится на материю, т.е. химические элементы, из которых оно состоит, и физиологическую организацию этой материи, т.е. построение органики из первичных элементов и дальнейшее формирование жизнеспособного организма. При физической смерти разрушается физиологическая организация и органическая структура тела. Начинаются химические преобразования, но сама материя, изменяясь, не исчезает, т.е. не «умирает». Хотя тела уже нет. С позиции естествознания смерть живого организма - разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Примерно так писал В.И. Вернадский, подчеркивая что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись: «...В одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к испусканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу...» Некоторые мыслители, особенно восточные, выделяют в человеке и другие уровни тела – витальное, астральное, ментальное, эфирное и т.п. Но это скорее синонимы разных уровней душевно-духовной организации. Вторая составляющая человека – ДУША. Тут однозначно утверждать ничего нельзя. Существуют следующие определения души:
При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о душе, существующей независимо от тела. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греческой философии. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве является господствующим. Против него выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и немецкой психологией. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 В. Вунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, прерывно. Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику.В своей душевной части человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. Кроме того, выделяют в душе эмоциональную составляющую и умственно-волевую. Например, Аристотель видел душу в трех частях – растительной, животной и разумной. Соответственно, первые составляющие души отмирают вместе с телом. Скажем так, душа – это жизненная энергия человека, которая соединяет тело с… назовем это «духом». Последний возвышается над уровнем сознания и души и устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Я бы не стал настаивать на четком разграничении понятий «душа» и «дух», т.к. оба эти термина обозначают что-то запредельное опыту, формализированному объяснению и познанию. В моем понимании душа и дух это разные слои иррациональной составляющей человека. Душа – это эмоции, Дух – это воля, это потенциальность Истины. Личный дух может и не развиться, а вот душа есть у каждого, она «плачет и смеется», ей не нужна Истина, ей нужна Жизнь. ДУХ - носитель жизни, сущность Бога, снизошедшая на человека. В контексте триады «тело-душа-дух» будем говорить о личном духе. Он не является противником души, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом. В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять. Он автономен, и для него нет познаваемых границ. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. В связи с вышеописанным хочется вспомнить красивую теорию русского религиозного философа Павла Флоренского. Человек подвержен двум смертям. Первая заключается в отделении души от тела в силу естественного умирания плоти, вторая – в отделении души от духа, в отделении сути человека от ее носителя. Такая смерть происходит вследствие психических расстройств, когда человек уже не ладит сам с собой.
3) Жизнь, смерть, бессмертие и смысл жизни как философские проблемы.
СМЕРТЬ - естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» — теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет (Эпикур). У современных ученых смерть имеет свою классификацию, а область науки, занимающаяся изучением смерти, ее причин, механизмов и признаков, получила название "танатология" (от греческого thanatos - смерть). Если в западных странах эту науку можно назвать сравнительно молодой, то на Востоке она насчитывает уже не одно тысячелетие. Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т. е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, передача знаний, культурного «багажа» и прочих априорных форм есть отрицание смерти. В этом прослеживается линия бессмертия по Лосеву. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей целью избавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зоне, в которой оно есть Бог (Рильке). В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, т. е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое существование пребывает в страхе перед возможной невозможностью его существования. Смерть — возможность бытия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке). Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае — пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем». Спасительной силой для человеческого сознания является вера. Это не обязательно должна быть вера в Бога, в бессмертие. Это может быть как-то идея, целеполагание и достижение. В любом случае нужен смысл существования. Иначе грань между жизнью и смертью исчезает, и разницы уже нет. Для того, чтобы жить, нужна, как я уже сказал, вера, жизненная сила. В голове все крутится фраза: «Самоубийство как средство духовного прогресса». Это лозунг фанатика, который, кстати, преисполнен веры. Но это скорее психические отклонения. О ярко выраженных параноидальных самоубийствах я вопрос не поднимаю. Для нормальных же людей вопрос самоубийства не должен доводиться до конца. Это в первую очередь – слабость. Легче всего уйти из этого для кого-то враждебного мира, а вот жить в нем… Для этого нужно быть сильным и гармоничным. Склонно ли сознание к самоуничтожению? К умерщвлению своего материального носителя? Если оно движется по направлению к Истине, к Единству, а не по пути заблуждений и апокалиптических влияний, то нет. И вот тому пример. Да, пока человек жив, ему дарован весь этот мир, человеку дано распоряжаться своей жизнью, выбирать те или иные поступки, надеяться на что-то рассчитывать на счастье... Смерть - это полнейшая определенность, отсутствие выбора, когда уже ничего не дозволено. Каждый из нас, живущих, жаждет не только познания, но и утешения. Понимание блага смерти для торжества биологической эволюции, эфемерной потусторонней вечности или совершенства вряд ли помогает нам радостно ожидать прекращения своей бесценной - для нас! -и единственной во веки веков личной жизни.
В бессмертии, как и во всех предыдущих категориях, необходимо учитывать многовариантность определений. Основные трактовки бессмертия таковы:
Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души:
"И
если смерть
есть отсутствие
всякого ощущения, -что-то
вроде сна,
когда спящий
не видит далее
никаких снов,
то она была
бы удивительно
выгодной. В самом
деле, я думаю,
если бы кто
должен был выбирать
такую ночь,
в которую он так
спал, что даже снов
не видел и, сопоставив
с этой ночью все остальные
ночи и дни своей жизни,
сообразил бы, сколько
дней и ночей он прожил
лучше и приятнее в сравнении
со всеми остальными
ночами и днями пересчитать
легко. Итак, если смерть
такова, то я, по крайней
мере, считаю ее выгодной,
потому что все последующее
время (с момента смерти)
оказывается ничем
не больше одной
ночи" Существует, однако,
другая точка зрения, которая
не приемлет утверждение, что
смерть есть исчезновение сознания.
Согласно этой второй, возможно еще
более древней концепции, определенная
часть человеческого существа продолжает
жить даже после того, как физическое
тело прекращает функционировать
и полностью разрушается.
Эта постоянно существующая часть
получила много названий - психика, душа,
разум, "я", сущность, сознание.
Но как бы она не называлась, представление
о том, что человек переходит в какой-то
иной мир после физической смерти,
является одним из наиболее древних человеческих
верований. Одни говорят, что
смерть это исчезновение
сознания, другие же утверждают,
с такой же уверенностью, что
смерть есть переход души или разума в
другое измерение реальности. На примере
исследования 150 случаев клинической смерти
д-р Моуди подводит к мысли, что сознание
не исчезает, по крайней мере для тех, кто
умер, но впоследствии был реанимирован.
Напомню, что предельный срок реанимации
– 20 минут после остановки сердца. В это
время мозговые процессы еще обратимы.
Усредненные общие впечатления от клинической
смерти следующие: «Человек
умирает, и в тот
момент, когда
его физическое
страдание достигает
предела, он слышит,
как врач признает его
мертвым. Он слышит неприятный
шум, громкий звон или
жужжание, и в то
же время он чувствует,
что движется с
большой скоростью
сквозь длинный
черный туннель.
После этого он
внезапно обнаруживает
себя вне своего
физического тела,
но еще в непосредственном
физическом окружении,
он видит свое собственное
тело на расстоянии,
как посторонний зритель.
Он наблюдает за
попытками вернуть
его к жизни, обладая
этим необычным преимуществом,
и находится в состоянии
некоторого эмоционального
шока. Через некоторое
время он собирается
с мыслями и постепенно
привыкает к своему
новому положению.
Он замечает,
что он обладает
телом, но совсем
иной природы
и с совсем
другими свойствами,
чем то физическое тело,
которое он покинул.
Вскоре с ним происходят
другие события. К нему
приходят души
других людей,
чтобы встретить
его и помочь
ему. Он видит души уже
умерших родственников
и друзей, и
перед ним
появляется светящееся
существо, от
которого исходит
такая любовь
и душевная теплота,
какой он никогда не
встречал. Это существо
без слов задает ему
вопрос, позволяющий
ему оценить свою жизнь
и проводит его через
мгновенные картины
важнейших событий
его жизни, проходящие
перед его мысленным
взором в обратном порядке.
В какой-то момент он
обнаруживает, что
приблизился
к некоему барьеру
или границе,
составляющей, по-видимому,
раздел между земной
и последующей жизнью.
Однако он обнаруживает,
что должен вернуться
обратно на землю, что
час его смерти еще
не наступил. В этот
момент он сопротивляется,
так как теперь
он познал опыт
иной жизни и не хочет
возвращаться. Он переполнен
ощущением радости,
любви и покоя. Несмотря
на свое нежелание,
он, тем не
менее каким-то образом
воссоединяется со своим
физическим телом и
возвращается к жизни.
Позднее он пытается
рассказать обо всем
этом другим,
но ему трудно
это сделать. Прежде
всего ему трудно найти
в человеческом языке
адекватные слова для
описания этих неземных
событий. Кроме
того, он сталкивается
с насмешками и перестает
рассказывать другим
людям. Тем не менее,
пережитые события оказывают
глубокое влияние
на его жизнь
и особенно на его
представление о смерти
и ее соотношении с жизнью».
Важно заметить, что приведенное выше
описание не является изложением опыта
какого-либо определенного человека. Это
скорее "модель", объединение
общих элементов, встречающихся во
многих рассказах. Присущий каждому
из нас скептицизм подсказывает опровержение:
не отражает ли описанная модель общее
в угасании сознания? Если есть априорные
формы сознания (по Канту), то почему бы
не быть апостериорным формам, которые
проявляются в сходности затухания мыслительных
процессов и прощальных галлюцинаций
в те 10-15 минут, пока мозг еще обратим? Но
ответ может быть только научным, а его
пока нет.