Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:45, реферат
Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою
блестящую культуру. Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стали
городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое.
В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии,
которые кажутся мне наиболее важными.
I. Введение………………………………………………………………………....3
II. Человек
Взаимоотношения человека и Бога……………………………..…4 – 6
2.Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья………………………………………………...……….7 - 10
3. Религия и философия в эпоху Возрождения………...…………11 - 13
III. Наука, культура и религия …………………….……………………14 - 17
IV. Взгляд на государство и общество……………………………….…18 - 19
V. Заключение……………………………………..…………………………….20
VI. Список литературы ……………………………………………………….…21
В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать - Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог - дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого
вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий - «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т.д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть
имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а «человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.
Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее
вещи, т.е. фактически разрабатывал
идеалистическую концепцию
Создателем
католической теологии и
Аквинский
предлагает свои
использует и современная католическая церковь.
В эпоху
Возрождения было сделано
главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим
условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения.
Вся культура
Возрождения, её философия
человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих
способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий.
Новая культура
и философия появились в
Каковы же
основные черты философии
исследования самой природы; во-вторых, использование, прежде всего
материалистических
1.Реставрация и
требованиям нового времени – XV в.
2.Возникновение собственной своеобразной
философии, основным течением которой была натурфилософия – XVI в.
Натурфилософия
зачастую носила
отрицая существование Бога, она отождествляла его с природой. Николай
Кузанский(1509-1588) сближает Бога с природой, приписывая последней
божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.
Н.Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к
пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и
множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в
природе.
Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества - безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм: Бог заранее есть всё, что только может быть.
Одним из
величайших гениев эпохи
Немаловажное
философское значение имеют
Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение
планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки.
Взгляд на государство и общество.
При феодальном строе наряду с феодальной собственностью
существовало частное
хозяйство ремесленников и
их личном труде. И хотя феодал мог продать и купить работника, он не имел
права его убить. Такое развитие производственных отношений требовало их
социально-психологического
и идеологического
Религия являлась
господствующей идеологией
средние века, как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была
крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее
централизованной организацией. Духовенство фактически было единственным
образованным классом.
В своём
сочинении «О правлении
человека прежде всего как социальное существо, а государство как
организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с
нравственностью, в частности с добром и справедливостью, и даже говорит о
праве народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в
справедливости.
Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах:
«естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и
«божественном законе», который определяет превосходство церкви над
государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь- это только
приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть
подчинена высшей- духовной власти. Во главе её на небе- Христос, а на Земле- Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и
Аристотель, Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти, в
конечном счете, идут от Бога.
Философское учение, разработанное церковью, не исчерпывало собой
воззрений эпохи феодализма. Сложная социальная структура феодального
общества порождала нравственные идеи и представления, соответствующие
положению и интересам отдельных сословий. Так, городское сословие
вырабатывало новое представление о человеке, свободное от сурового
аскетизма проповедуемого богословами; много внимания уделялось ими вопросу об истинном благородстве человека, которое определяется не знатными предками, а личными достоинствами.
Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядах человека произошли, однако, гораздо позже. Они связаны с эпохой
Возрождения. Новая культура возникла в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпоху возникновения национальных государств и подрыва духовной диктатуры католической церкви - главной твердыни средневекового мировоззрения.
К проблеме
права обращается Поджо
к народной массе, как к стаду животных, не заслуживающему никакого
внимания, становится обычным почти для всех
последующих гуманистов.
Новая эпоха
перехода от феодализма к
Одним из
первых буржуазных социологов
стал флорентийский
Флорентийский
социолог отвергает
которой государство зависит от церкви как, якобы, высшей власти на земле.
Он обосновывает необходимость светского государства, определяет правовые установления от предписаний религии, которым придаётся преимущественно моральный смысл.
Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной
власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть,
ослабила в людях стремление служить государству.
Поскольку
благополучие и сила
Политика, которую рекомендует Макиавелли - политика кнута и пряника.
Основы её получили наименование макиавеллизма - беззастенчивого и
неразбирающегося в средствах достижения тех или иных целей.
Крупными представителями
социально-философской мысли
обосновывавшими необходимость создания сильного государства, были во
Франции - Жан Боден, в Польше - Анджей Моджевский.
Таким образом,
мы видим, что государство
века, и в эпоху Возрождения.
Заключение.
Философия Возрождения кажется мне более близкой, наиболее приемлемой для сегодняшнего времени. Однако нельзя утверждать, что философия средневековья оторвана от действительности или основана на неправильных идеях. Ведь эти идеи возникли не на пустом месте, они тоже имели обоснование, другое дело, что сегодня они кажутся нам не совсем уместными. Опять же необходимо учесть, что выдвинуты они были в другое время. И кто знает, может быть, через пару столетий положения средневековой философии вновь станут господствующими.
Список использованной литературы
1. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы
современного мира: Учебное пособие. СПб.: Специальная литература,
1999 г.
2. Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко.-М.: Юристъ,
2001 г.
3. Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших
дней. Том
3. Новое время. –ТОО ТК «
Информация о работе Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения