Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка и монадология Г. Лейбница

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5
2. Монадология Г. Лейбница...............................................................................12
Заключение ............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................21

Работа содержит 1 файл

Кр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

В основе различных философских оценок, определяющих роль теоретического наследия Локка в последующем развитии человеческой мысли, лежат противоположные концепции историко-философского процесса. В философии Локка мы видим сочетание различных, подчас противоречивых, идей. И в учении о субстанции, и в теории первичных вторичных качеств, и в учении об абстракции и истине наряду с главной и определяющей материалистической линией аргументации мы обнаруживаем уступки идеализму.

Современные наука и философия не могут двигаться вперед, не определив своей позиции, не "сведя счетов" со взглядами и концепциями прошлого. В то же время, накопленное прежде знание, разработанные в истории философии принципы неумолимо вторгаются в современную научную и философскую проблематику. Идеи Локка не только исторически предшествуют современной философской мысли, но и, претерпев определенные модификации, участвуют в современной борьбе идей.

В философии Локка настойчиво проводится линия жизнеутверждающего материалистического сенсуализма и гуманизма

Главное в его творческом наследии - глубокий и многогранный материализм, не компромиссы и колебания, а плодотворное решение многих философских проблем и постановка вопросов для будущих поколений теоретиков. И диалектический материализм - законный наследник идей одного из крупнейших мыслителей прошлого.

Сенсуализм входит составной частью в разные философские школы идеализма и материализма, диалектики и метафизики.

Во время одной из поездок на континент Локк переслал в Англию своему другу Э. Кларку саженцы деревьев для его парка. Некоторые из этих деревьев сохранились и поныне. Еще более могучие плоды деятельности Локка укоренились в области духовной. Они принадлежат не только ХХ веку, но и будущим поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Монадология Г. Лейбница

 

 

Готфрид  Вильгельм  Лейбниц  (1646   –   1716)   –  немецкий  философ-рационалист.  Одновременно  с  Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального  исчисления,  предвосхитил  некоторые  идеи математической логики, выдвинул идею машинизации мыслительного процесса.

Он выдвинул  учение о монадах  (субстанциальных единицах).  Понятия монады до Лейбница уже встречается в ряде философских систем. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма и платонизма. В философии Нового времени понятие монады употреблялось в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. У Лейбница понятие монады является ключевым всей его философской системы.

Монады – духовные  сущности, которые не  имеют  частей  и  существуют  независимо  друг  от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого    – уникальная  монада.  Монадология  Лейбница — своеобразная   теория   идеалистического   плюрализма. Главное его сочинение – «Новый опыт о человеческом разуме». В этом сочинении он спорит с Джоном Локком,    в  частности,  выступил  против  учения  Локка  о душе  как   «чистой  доске»,  а  формулу  сенсуализма — «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»   —  дополнил   «кроме  самого  разума».  Лейбниц считал,  что  изначально  у  человека  есть  предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика,  которая  действует  даже  на  бессознательном уровне. Эта естественная логика мышления позволяет упорядочивать опыт.

     Лейбниц подчеркивал неповторимость каждого явления природы, каждой монады. Он выдвинул теорию об изначальном  различии вещей, о  том, что  нет абсолютных  копий,  нет  абсолютных  тождеств  и  повторений.

     Лейбниц — автор четвертого закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.  

Монадология — это одна из работ Готфрида Лейбница, которая очень точно определяет его философию, монадизм. Созданная им к концу жизни, чтобы поддержать метафизику простых тел, монадология рассматривает атомы не в физическом, а в метафизическом смысле.

Монады обладают универсальной возможностью развития, присущей не только отдельным монадам и их совокупностям, но и всему бесконечному множеству монад. Однако по своему рангу монады различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ.

Все существующие монады Лейбниц делит на три основных класса:

• "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада - Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Монады низшей степени развития обладают лишь пассивной способностью восприятия – содержатся в физических, телах, в предметах неживой природы. Низшие монады – «голые» – «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Лейбница она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

Значительно более интенсивную форму проявления жизненной силы в метафизике Лейбница составляют монады-души. «...Душами можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью». Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей для человека и животного. Она «состоит в том, что получающий те ощущения, которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает и снова получить их в той же последовательности».

В деятельности монад-душ еще нет разумения, без которого невозможна «рациональная последовательность», характерная для человека, поскольку душа мыслится при этом как бестелесный центр телесной организации.

Монады наивысшей степени развития, или монады-духи, наделены сознанием; они способны к активному восприятию. Человек представляет собой совокупность монад именно данного свойства.

На вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога.

В концепции времени Лейбница определенную роль играют малые восприятия, роль которых значительна для отдельно взятой монады.

Именно они образуют те, не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств, ясных в совокупности, но не отчетливых в своих частях, те впечатления, которые производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность, – ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселенной. В силу этих малых восприятий настоящее чревато будущим и обременено прошедшим, все находится во взаимном согласии… и что в ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества, мог бы прочесть всю историю Вселенной.

Он пишет, что “гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй – места. Вторая связь обнаруживается в единении души с телом и в связи истинных субстанций между собой.

В учении Лейбница о монадах интересным является тот факт, что он построил модель "отношений между монадами". В частности, общение между такими монадами, как люди, включает в себя момент "отражения одного человека в другом", один человек "как в зеркало" смотрится в другого.

Монады не возникают, ибо возникновение субстанций из ничего было бы чудом, а телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады "бессмертны" и в этом подобны духам.

В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только субстанции могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно активны, именно активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу – в этом его естественнонаучное значение.

Актуализация устремлена из идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духовное движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже отсюда далее проистекает протяженность и структурность физических процессов. Монады суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни размножить. Они неделимы не только вследствие своего точечного характера, но и потому, что по своей сущности они вне пространственных измерений.

Монады не имеют протяженности, фигуры, внешнего движения; их жизнь только внутренняя. Сам Лейбниц называет их формальными атомами, имея в виду аристотелевское понятие о форме как о деятельной сущности вещей, а также субстанциальными формами. Что же такое пространство, с этой точки зрения? Лейбниц, в общем, рассуждает так: действительность принадлежит монадам, а они непротяженны; следовательно, непротяженна и вся вселенная в своей внутренней сущности. Пространство не имеет собственной, независимой и отдельной реальности: оно только результат нашего смутного чувственного восприятия вещей. Пространство есть только порядок возможных сосуществующих явлений, так же как время есть порядок следования явлений. Реально в пространстве лишь внутреннее основание порядка явлений; но это основание не имеет чувственной наглядности, оно постигается только умом.

Лейбниц восстает против взгляда, знаменитым защитником которого был Ньютон, — что пространство есть реальная сущность, безусловная по своей природе. Если бы пространство было таково, то пришлось бы предположить, что оно или сам Бог, или Его неизбежный атрибут. Между тем, возможно ли считать за Бога то, что состоит из частей? А пространство необходимо подразумевает части, которые в нём содержатся.

Лейбниц решительно утверждал, что монады не могут оказывать влияния одна на другую. Всё, что в монаде совершается, есть её собственное дело: она — совсем особый самобытный мир, маленькая вселенная, ни от кого не зависящая и действующая только от себя. Она и представлять может только самое себя, свое собственное существо и то, что в нём содержится. Если она представляет мир, то потому лишь, что мир идеально лежит в ней, что она сама есть слабое подобие мира. Но из этого никак не следует, чтобы вселенная как-нибудь физически на неё действовала и реально в ней отражалась и отпечатлевалась; реальное взаимодействие вещей есть только иллюзия. Но если так, то каким образом объяснить, что монады составляют один стройно движущийся и развивающийся мир? Откуда возникает внутреннее единство вселенной?

Ответом на этот вопрос является тeopия предустановленной гармонии; это выражение впервые употреблено Лейбницем в 1690 г., но сама теория возникла значительно раньше. Смысл этой теории в следующем: «в простых монадах бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога. Поэтому Бог изначала сотворил каждую субстанцию таким образом, «что в ней все рождается из её собственных источников, путем полной самопроизвольности в отношении к ней самой и, однако, при полном соответствии с внешними вещами». Вещи потому кажутся действующими друг на друга, что Бог при самом создании мира устроил их развивающимися и живущими в неразрывной связи между собою. Лейбниц сознается, что мысль о предустановленной гармонии, когда она в первый раз пришла ему в голову, удивила его. Тем не менее, он убежден, что эта гипотеза есть единственная, которая не содержит внутренних противоречий.

Лейбниц подробно рассматривал вопрос в своей «Теодицее» о зле, которое в мире с необходимостью вытекает из самого его существования. В каждой монаде лежит присущая ей ограниченность; без этого она обладала бы совсем абсолютною природою и не отличалась бы от Бога. Отсюда метафизическое зло, с которым связана возможность зла физического, то есть страдания разумных существ в тесном значении этого слова. Зло физическое имеет некоторые высшие основания своего бытия в природе. Жизнь есть воспитание существ для верховных целей, руководимое самим Богом: с этой точки зрения, страдание может быть рассматриваемо как наказание или воспитательное средство. Физическое зло допускается в мир, потому что через него мы достигаем благ, которые иначе были бы закрыты для нас.

Деятельность Божества осуществляет высший нравственный идеал творчества — благой миропорядок. С этим учением Лейбниц тесно связано его воззрение на совпадение двух царств: царства природы и царства благодати, то есть законов физических и законов нравственных. Гармония между этими двумя царствами состоит в том, что из естественного хода вещей постоянно вытекает благо духовных существ. Исходя из этой идеи, Лейбниц думает примирить религию с естествознанием. Человек от природы обладает познанием двух центральных истин — бытия Бога и бессмертия души. Таким образом, основа религии заранее существует в душе человека.

Динамические свойства монад не носят векторного характера, силы монад не имеют направлений.

Согласно принципу постепенности, монады не только отличаются друг от друга, но и в той или иной мере похожи друг на друга именно так, как это бывает у людей, в результате чего образуются различные группы и виды монадного царства.

Как Лейбниц понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет более или менее интенсивной жизнью, которую можно объяснить опять по аналогии с психической жизнью людей: ощущения, созерцания, представления, самосознание - вот ее ступени. Монады как бы двулики: стремление и восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это переход ее к все более высоким ступеням сознания, что совпадает с прогрессом ее познания. Развитие монады происходит в соответствии с принципом непрерывности.

Впоследствии эту идею Лейбница сделал центральным принципом своей философии.

Мир Лейбница - мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время - единый и гармоничный.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главное назначение философии как науки – помочь человеку ориентироваться в мире, в решении проблем, постоянно возникающих на жизненном пути. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий (человек и природа, природа и общество, общество и личность) и решение человеческих, гуманитарных проблем в связи с глобальными, общечеловеческими задачами. Это требует от человека мировоззренческой зрелости, философской компетентности, в связи с чем исследования взглядов философов прошлого актуальны в наше время.

Информация о работе Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка и монадология Г. Лейбница