Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка и монадология Г. Лейбница

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5
2. Монадология Г. Лейбница...............................................................................12
Заключение ............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................21

Работа содержит 1 файл

Кр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………...…………3

1.      Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5

2.      Монадология Г. Лейбница...............................................................................12

Заключение ............................................................................................................19

Список использованной литературы...................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Следствием такого процесса стало развития теории познания, которая изучает проблемы природы познания, отношения знания к реальности.

Великие философы прошлого времени размышляли о свойствах природы, общества и человека, об их сущности, взаимоотношениях объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Большой вклад в изучение этих проблем внесли такие философы как Дж. Локк и Г. Лейбниц. Суть их идей характеризует убежденность в разумности природы и стремление перестроить на принципах разума общество.

Современные наука и философия не могут двигаться вперед, не определив своей позиции, не разобравшись во взглядах и концепциях прошлого. В то же время, накопленное прежде знание, разработанные в истории философии принципы неумолимо вторгаются в современную научную и философскую проблематику. Идеи Локка и Лейбница не только исторически предшествуют современной философской мысли, но и, претерпев определенные модификации, участвуют в современной борьбе идей. Кроме того, каждый человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. В этом заключается актуальность данной темы.

Объектом моего исследования является природа, общество и человек. Предметом же выступают философские теории сенсуализма и монадологии эпохи Просвещения ХVIII в.

Метод исследования – изучение литературы по философии.

Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.

 

 

Среди английских просветителей особенно выделялся Джон Локк, чьи идеи оказали большое влияние на мыслителей ХVIII в. Джон Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката и получил в детстве религиозное воспитание. В 1646 году  по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году  один из лучших учеников школы, Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 г. получает степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра этого университета.

С 1667  Локк активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689г., 2-е и 3-е — в 1692г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706г., уже после смерти Локка).

В 1668 Локка избирают членом Королевского общества. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

Далее он решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693г. — «Мысли о воспитании», в 1695г. — «Разумность христианства».

1704, 28 октября — в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем, Локк, силы которого были подточены астмой, умер.

Педагог и философ – просветитель, представитель эмпиризма и либерализма, основоположник  материалистического  сенсуализма, он способствовал распространению сенсуализма.

Сенсуализм (от лат. слова sensus – чувство, ощущение) –  учение,  признающее  ощущение  единственным  источником знания.  Этот средневековый тезис исходит еще от Аристотеля. Tabula  rasa  (лат.  — чистая  доска)  —  чистая, неисписанная  доска, каковой, по  мнению  Локка  и  всех  сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от  Альберта  Великого, но  сама проблема  была  поставлена еще  в  античной  философии.

Сенсуализм - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящие все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

Джон Локк придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». По его мнению, на основе  ощущений  человек  формирует  свои  знания,  и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски», т.е. вопреки декартовской или христианской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. Согласно этой теории человек изначально  представляет  собой  чистую  доску  и  при столкновении  с  жизнью  он  получает  массу  впечатлений,    которые  закрашивают  эту  чистую  доску. Локк способствовал  развитию  направления,  которое  считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека.   Положительная  сторона  этого  учения  состоит  в том,  что  оно  настраивает  на  оптимизм,  на  то, что  он может повлиять на свою жизнь, на судьбу. Негативная сторона   учения   заключается   в   переоценке   влияния среды,  условий, обстоятельств  на  жизнь  человека. От Локка тянется нить к Песталоцци с его теорией обучения и К. Марксу с его теорией влияния обстоятельств на человека.

Так же он утверждал, что основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний.

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" вполне согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".

Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет, согласно Локку, не только показать, что ощущения - "богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разумно и выявить другие познавательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, постепенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, детерминированность их чувствами, опытом, означало попытку доказать важнейший тезис материалистической гносеологии.

Естественно, что, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания - новый, познавательные способности человека в целом, его разум.

Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию.

Согласно Локку, опыт имеет бы два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность.

Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внутренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из ключей к объяснению возникновения идей и знаний.

За «систему отсчета», в которой описывается возникновение и развитие познавательных способностей, знания берется отдельный индивид. До рождения, отмечает Локк, «состояние плода в чреве матери немногим отличается от жизни растения. Так как современные нейрофизиологи считают, большая часть функций коры головного мозга у новорожденных отсутствует, то отнесение начала развития большинства функций психики, в том числе и познавательных, к моменту рождения у человека вполне правильно». Когда же Локк прослеживает в отдельном индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из чувственного опыта, он полагает, что имеет дело с человеческим познанием в целом, которое как капли воды отражается в его отдельном атоме, в единичном человеке.

Локк был, безусловно, прав, выступив против концепции врожденных идей. Но он просмотрел, что в этой концепции рационалистов в своеобразной форме была «закодирована» реальная философская проблема.

Решение проблемы достоверности и объема человеческого познания при такой постановке вопроса во многом определяется результатами, полученными при исследовании происхождения знаний. А поскольку с этой проблемой связаны такие важные разделы локковской теории, как теория первичных и вторичных качеств, теория образования абстракций, учение об истине, то оно также могут быть поняты лишь в свете решения им проблемы происхождения знаний.

Цель своих исследований Локк видит в изучении познавательных способностей с точки зрения того, как они применяются к объектам, с которыми имеют дело. Первая познавательная способность - это способность ощущения, способность воспринимать посредством органов чувств свойства предметов материального мира.

Он стремится обосновать не только идею развития и совершенствования чувственного опыта, но и мысль о зависимости содержания ощущений, доставляемых одними рецепторами, от данных других рецепторов.

Но мере накопления определенного многообразия чувственных впечатлений у человека возникают и другие познавательные способности: «...душа постепенно делает в этом успехи и переходит и упражнению способностей расширения, сочетания абстрагирования своих идей, рассуждения о них и размышления обо всем этом...» Именно в таком переходе от чувственного к рациональному знанию, являющемуся результатом применения более сложных познавательных способностей, и заключена для Локка одна из основных трудностей. Поскольку речь идет об ощущениях, у него нет никаких сомнений, что это источник знаний о внешнем материальном мире: «...мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого, и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей зависящих всецело от наших чувств и через них входящих разум, я и называю ощущением».

Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, и доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума...". Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос.

Локк  был отцом  либерализма. Он  произвел  настоящую  революцию  в  области  политического  мышления.  По  его  мнению  права  человека  естественны  и неотчуждаемы. Человек  по  своей  природе   —  свободное  существо. Свобода одного  человека,  если  и  ограничивается, то   только   свободой   другого   человека.

Выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Информация о работе Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка и монадология Г. Лейбница