Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:42, курсовая работа
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.
Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:
ь на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;
ь указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;
ь на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 4
1.2 ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА УРОВНЯХ: ФИРМЫ, ОТРАСЛИ, РЕГИОНА 5
1. СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ: 15
2. РЕСУРСНЫЕ ФАКТОРЫ: 16
4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: 16
5. РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ: 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.
Подводя итоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы и отрасли можно сделать следующие выводы:
ь в случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;
ь рейтинг предприятий определяется на основе расчета модели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;
ь при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);
ь существенное
влияние на выбор стратегии оказывает
возможность адаптации
Таким образом,
конкурентоспособность
Из рассмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.
Принципиально
важным представляется положение о
том, что конкурентные преимущества
могут иметь и регионы. Каждый
регион выступает как форма
Практика мировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением. Каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пять типов конкурентных преимуществ:
1. благоприятного налогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны, размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;
2. выгодного
местоположения (близости к транспортным
и информационным
3. благоприятного условия доступа к природным ресурсам и недвижимости;
4. низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала);
5. дешевизны,
а значит доступности
Совокупность этих преимуществ называют «региональной средой». Региональная среда выступает как совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. Уточним, что абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических условий. Относительные преимущества обусловлены производственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержки или дифференцировать выпуск.
Например, экспортный
потенциал региона зависит не
от относительных преимуществ, как
это имеет место в
В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.
Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.
Однако даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».
Важнейшая возможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чем заключаются эти возможности развития и размещения предприятий народного потребления, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:
· в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;
· в развитии транспорта межрегионального значения;
· в формировании
и использовании научно-
· в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;
· в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;
· в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;
· в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;
· в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.
Производственные (транспорт, связь, геологоразведка) и непроизводственные услуги жестко привязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличии платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения, поэтому достижение высокого уровня доходов населения и мобилизация его финансовых ресурсов - одно из условий поддержания конкурентоспособности региона.
Накопление факторов
производства приводит к росту конкурентоспособности
выпускаемой продукции и
Например, рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процесса присоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:
· внутри региона;
· на российском рынке;
· на мировом рынке,
т.е. поэтапно проходят все возможные уровни конкуренции, что приводит как бы к положительному эффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной стороной стремления к экономической эффективности становится углубление разрыва в экономическом развитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия» российской экономики даже усилится за счет инерционности в межрегиональной торговле. При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы производственного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от относительных, а от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностях размещения мировых транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов. Мы видим, что у конкурентной борьбы между регионами есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Особый вопрос связан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.
Достаточно интересен
вопрос об измерении
· факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);
· условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,
· наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
· стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.
Если буквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренции означает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение конкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.