Русская средневековая философская мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.
Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:
ь на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;
ь указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;
ь на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 4
1.2 ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА УРОВНЯХ: ФИРМЫ, ОТРАСЛИ, РЕГИОНА 5
1. СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ: 15
2. РЕСУРСНЫЕ ФАКТОРЫ: 16
4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: 16
5. РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ: 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

курс раб.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей  Сообщения 
 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра: 
     
     
     

    Тема: Русская средневековая философская мысль 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Иркутск,2010 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной  теме - конкурентоспособность на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.

Учёными были рассмотрены  все аспекты этой темы, как для  каждого субъекта, так и для  всех субъектов в совокупности. Менее  изученными остались те особенности, которые  не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В  силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.

Целью работы является определение конкурентоспособности  российской экономики в мировом  сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи: 

ь на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности  и её показатели; 

ь указать особенности  моделей конкурентоспособности  на уровне: фирмы, отрасли, региона и  страны; 

ь на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках; 

ь предложить пути повышения конкурентоспособности  малоконкурентных субъектов. 

Структура работы: введение, первая глава, состоящая из двух параграфов, вторая глава, состоящая  из двух параграфов, заключение.  

Объем работы 38 листов.

1. Конкурентоспособность как экономическая категория

1.1 Сущность конкурентоспособности,  её показатели

Для понимания  природы конкурентоспособности  удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует  ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его  места среди других экономических  категорий:

Ш конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;

Ш привлекательность  определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

Ш состав предъявляемых  требований и их преимущество зависит  как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

Ш конкурентоспособность, как экономическая категория  рассматривается относительно конкретного  рынка и конкретного аналога;

Ш конкурентоспособности  присущ динамический характер - ее имеет  смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

Ш проблема конкурентоспособности  относится лишь к недефицитному  рынку, который находится в неравновесном  состоянии;

Ш конкурентоспособность  зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

Ш имеет смысл  говорить о конкурентоспособности  лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно  зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги  из выше указанного, М. Портер предложил  следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует  степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие  утверждения:

· полностью  конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая  обладает различными, не уступающими  своим конкурентам, показателями в  условиях конкретного рынка;

· основой для  оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

· при приобретении товара, потребитель останавливает  свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

· для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых  для удовлетворения соответствующих  потребностей;

· доля объекта, на рынке зависит от ее доли в  предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

· конкурентоспособность  продукции может быть установлена  лишь в результате ее продажи, т.е. в  сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

1.2 Особенности моделей  конкурентоспособности  на уровнях: фирмы,  отрасли, региона

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы  конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет  стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара - конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Учитывая приведенные  выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность  товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия - характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции - это лишь один из факторов.

Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его  достижении. Разрабатывая её, фирмы  стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли или же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающей среды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует не оставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения в конкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

В любой отрасли  экономики - не важно, действует она  только на внутреннем или внешнем  рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные, по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:

1) угрозой появления  новых конкурентов;

2) угрозой появления  товаров или услуг - заменителей;

3) способностью  поставщиков комплектующих изделий  торговаться;

4) способностью  покупателей торговаться;

5) соперничеством  уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предопределяет, в  конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые  могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).

Информация о работе Русская средневековая философская мысль