Русская религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Содержание

1.Дайте характеристику русской религиозной философии
2.Проанализируйте общее и особенное в философском понимании человека, индивида, личности
3.Охарактеризуйте духовную жизнь общества и общественное сознание

Работа содержит 1 файл

347 Русская религиозная философия.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

     себе  подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего 

     социального места в обществе. Результатом  этого процесса является зрелая 

     личность. Главными временными точками формирования личности является: 

     осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная 

     социализация  и формирование личности. 

     Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения 

     мнения  значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок 

     приходит  к формированию своего социального  «Я» (впервые это процесс описал 

     Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально  – психологическом уровне 

     становление социального «Я» происходит через  интериоризацию культурных норм 

     и социальных ценностей. Это процесс  превращения внешних норм во внутренние 

     правила поведения. 

     Личность  формирует такие отношения, которых  нет, и никогда не было, и 

     в принципе не может существовать в  природе, а именно – общественные. Она 

     расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, 

     динамический  ансамбль людей, связанных взаимными  узами. Поэтому личность не 

     только  существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в 

     сети  взаимных отношений. 

     Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный 

     фактор  своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на 

     общество. Поэтому фундаментом личности выступают  общественные отношения, но 

     только  такие, которые реализуются в  деятельности. 

     Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный 

     путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство 

     и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, 

     выделить  ее среди прочих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Духовная  жизнь общества это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и  уровни общественного сознания, неоформленные  стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. 

     Духовная  культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в  известном смысле ее можно считать  ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе  духовной культуры занимает религия. 

     В самом широком смысле этого слова  культуру можно рассматривать как  развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе  развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется  своим, присущим лишь ему уровнем  материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д. 

     Сохраняя  и передавая самую разнообразную  информацию о жизнедеятельности  прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством  развития личности и общества. 

     Иными словами, культура это исторически  определенный способ организации и  развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий  и развивающийся в продуктах  материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций  и учреждений, в совокупном отношении  людей к природе, между собой  и к самим себе. 

     Духовная  культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает  на основе общественного бытия, пронизывает  все его сферы и оказывает  активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного  бытия она несет на себе отпечаток  характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших  социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств. 

     В обществе духовная культура проявляется  через процесс освоения ценностей  и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными  ориентирами в этом процессе. Главная  цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании  поведения человека в процессе его  взаимоотношении с обществом  себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит  свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей. 

     При наличии ряда общих моментов с  материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают  не только природа и природные  вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект  духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется  особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители  интеллигенции. 

     Но  создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут  развиваться вне народа, который  и является ее основным творцом и  потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как  личность и в этом качестве выступает  и как объект, и как субъект  духовного производства. Для духовного  формирования используются система  образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом  духовных ценностей, самообразование  и самовоспитание. 

       

     Общественное  сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. 

     Общество  есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной  частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению  к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности  первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения  общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного  сознания общество просто не могло  бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в  двух проявлениях: отражательной и  активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. 

     Но, подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической  разъединенности, относительной самостоятельности. 

     Особенностью  общественного сознания является то, что оно в своем влиянии  на бытие может как бы оценивать  его, вскрывать его потаенный  смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать  его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. 

     Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. 

     Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих  идей, органически содержат, таким  образом, в себе элементы общественного  сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно  влиять на него через преобразовательную деятельность людей. 

     Относительная самостоятельность общественного  сознания проявляется в том, что  оно обладает преемственностью. Новые  идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат  духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. 

     Будучи  относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта  возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования  радиоволн осуществлялись почти  через 35 лет после их открытия и  т.д. 

     Общественное  сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. 

     Общественное  сознание, отражая всю сложность  и противоречивость общественного  бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело  классовую структуру. Различия в  социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят  свое выражение в общественном сознании. 

     По  уровню, глубине и степени отражения  общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное  и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует  говорить об общественном, групповом  и индивидуальном сознании, а в  историко-генетическом плане рассматривают  общественное сознание в целом или  его особенности в различных  общественно-экономических формациях. 
 
 
 
 
 

     Дух. жизнь общества - это сфера обществ. жизни, определяющая в совокупности с экономич. и социально-политической жизнью специфику  данного  общ-ва во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образ-ния: духовн. культуру, формы и уровни обществ. сознания, неоформленные стихийные  и не вполне осознанные  настроения, привычки и т.д. Духовная культура-ядро духовной жизни общества. Структура  включает :научную, философск-мировоззренч., правовую, нравственную художественн. культуру. Особое место занимает религия. Духов. культ. нарастает на основе обществ. бытия, оказывает активное влияние на всю жизнедеят. человека и общества. Она несет в себе характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Т.о. духов. культ. можно рассматривать как единое целое, присущее нации, государству. В обществе дух. культ. проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Главная цель дух. культ. - формирование опред. типа человеч. личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом, с природой и окр. миром. Др. функция дух. культ. - формирование познавательных способностей личности. Для дух. формирования используется образование, воспитание, средства коммуникативного воздействия и т.д. 

Информация о работе Русская религиозная философия