Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа
Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
1.Дайте характеристику русской религиозной философии
2.Проанализируйте общее и особенное в философском понимании человека, индивида, личности
3.Охарактеризуйте духовную жизнь общества и общественное сознание
ПЛАН
1.Дайте
характеристику русской
2.Проанализируйте
общее и особенное в
3.Охарактеризуйте
духовную жизнь общества и
общественное сознание
1.Дайте
характеристику русской
религиозной философии
Русской
религиозной философии XX века современные
философы отводят совершенно уникальную
роль, что обусловлено несколькими
причинами. Во-первых, в рамках этой
философии ими были подведены
мировоззренческие итоги
Преодоление
кризиса, в котором оказались
философский теизм и
Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства.
Итак, за последние сто - сто пятьдесят лет русской мыслью было создано исключительно богатое и новое по замыслу и духовной смелости идейное течение - русская религиозная философия. Огромное - не только национальное, а и вселенское - значение этой философии состоит в том, что "в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада".
Тематика
и проблематика русской религиозной
философии поражает своей всеохватностью,
и она очень близка к тематике
и проблематике нашей современности,
а во многом и совпадает с нею.
Произошло это благодаря тому,
что в русской религиозной
философии была сделана попытка
христианского подхода к
Русская религиозная философия далеко не однородна. В ней существует несколько течений, то переплетающихся между собой, то вступающих в открытый конфликт. И в этой философии не все всегда равноценно: наряду с большими достижениями мысли, в ней немало и духовного соблазна. Несмотря на это - в силу создавшегося положения и объективно - на русской почве только русская религиозная философия и может противостоять безбожной философии диалектического и исторического материализма. Другого идейного арсенала и идейного оружия такой силы не существует.
В
силу всего этого, помня о достижениях
русских религиозных мыслителей
и твердо веря в творческие запросы
свободного человеческого духа, мы
можем смело утверждать, что хотя
теперь в России безраздельно царят
диамат и истмат, а русская религиозная
философия вынуждена ютиться
в эмиграции, будущего у советской
философии нет. У нее есть только
полицейское настоящее. Будущее - как
и прошлое - принадлежит русской
религиозной философии.
2.Проанализируйте
общее и особенное
в философском
понимании человека,
индивида, личности
Понятие “ человек ” содержит в себе общие черты, качественно отличающие человека, как представителя рода от других живых существ:
1
Универсальность. Основана на
способности человека
2
Природность. У человека
3
Социальность. Человек может реализовать
себя только в обществе. Человек
представляет собой
4
Сознание – способность
5
Свобода – возможность
Человек
- существо живое и социальное с
характерными ему движениями. Современная
филocoфия видит cyщнocть чeлoвeкa в eдинcтвe
пpиpoднoгo и coциaльнoгo. В eгo жизни oгpoмнoe
знaчeниe имeют нe тoлькo пpиpoдныe, нo и выpaбoтaнныe
в oбщecтвe кaчecтвa, пpeжде вceгo тaкиe, кaк
yмeниe тpyдиться, иcпoльзyя paзнooбpaзныe opyдия,
cпocoбнocть coблюдaть нopмы coциaльнoгo пoвeдeния,
oбладaние чyвcтвoм
Понятие
“ индивид ” фиксирует наличие
отмеченных выше свойств в каждом
представителе человеческого
Личность
– понятие в котором
Личность представляет собой диалектику между стремлением быть как все и стремлением быть самим собой.
По Фрейду личность человека состоит из частей:
сверх я - служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "оно" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.
я
- Уровень "Я" сознания находится
в состоянии постоянного
оно - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека
Игорь
Кон утверждал, что ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
- это совокупность ролей, которые
выполняет человек за какой-либо
период времени.
Человек
- это индивид. Индивид - обозначение единичного
в отличие от совокупности, массы; отд.
живое существо, особь, отд. человек - в
отличие от коллектива, соц. группы, общества
в целом. Индивидуальность - неповторимое
своеобразие какие-либо явления, отдельные
существа, человека. В самом общем плане
индивид в качестве особенного, характеризующего
данную единичность в ее качеств. отличиях,
противопоставляется типичному как общему,
присущему всем элементам данного класса
или значительной части их. Личность -
общежитейский и научный термин, обозначает:
1) чел. индивида как субъекта отношений
и сознательной деятельности (лицо, в широком
смысле слова) или 2) устойчивую систему
социально-значимых черт, характеризующих
индивида как члена того или иного о-ва
или общности. Индивидуальность не только
обладает различными способностями, но
еще и представляет их целостность. Если
понятие индивидуальности подводит деятельность
человека под меру своеобразия и неповторимости,
многосторонности и гармоничности, естественности
и непринужденности, то понятие личности
поддерживает в ней сознательно-волевое
начало. Человек как индивидуальность
выражает себя в продуктивных действиях,
и поступки его интересуют нас лишь в той
мере, в какой они получают органичное
предметное воплощение. О личности можно
сказать обратное: в ней интересны именно
поступки. Жизнеспособность человека
покоится на воле к жизни и предполагает
постоянное личностное усилие.
Сократ
считал, что человек более всего нуждается
в познании самого себя и своих дел, определении
программы и цели своей деятельности,
ясном осознании того, что есть добро и
зло, прекрасное и безобразное, истины
и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни
заключается в философствовании, в пост.
самопознании, вечном поиске самого себя
путем испытания. Он считал, что поступки
человека определяются степенью его осведомленности.
Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой
другой субстанциальной формы, кроме одной
лишь мыслительной души, и что она как
виртуально содержит в себе чувствующую
и питательную души, и содержит в себе
все неизменные формы, и одна производит
все, что производят в других видах более
несовершенные формы. Маккиавели сч., что
желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа
наделила человека способностью все мочь
и ко всему стремится, а фортуна позволяет
ему достигать лишь немногого, то следствием
оказывается постоянная духовная неудовлетворенность
и пресыщенность людей тем, чем они владеют.
Именно это заставляет их хулить современность,
хвалить прошлое и жадно стремится к будущему
даже тогда, когда у них нет для этого разумного
основани
ндивидуальность,
личность.
нятие
человек, индивид, личность, индивидуальность
Вся
история мировой социальной мысли
отражает главное в происходящих
в
обществе
процессах: жизнедеятельность человека,
вступающего во
взаимоотношения
с другими людьми с целью удовлетворения
возникающих
потребностей.
Но не только жизнедеятельность человека
характеризует
качественную
определённость общества, но и общество
формирует человека как
существо
мыслящее, обладающее речью и способное
к целенаправленной
творческой
деятельности формирует личность.
Особое
место в социальной структуре
общества занимает человек
как
основной, изначальный элемент этой
структуры, без которого нет и
быть
не
может ни социальных действий, связей
и взаимодействий, ни социальных
отношений,
общностей и групп, ни социальных
институтов и организаций.
Человек
одновременно и субъект и объект
всех общественных отношений.
Правильно
говорят: каковы люди – таково и
общество; но не менее верно и
то,
что
каково общество - таковы и члены
этого общества. Как справедливо
замечает
видный югославский социолог Эр.Лукач,
«Человек есть продукт
общества
и его законов, но и общество является
таким, каким оно есть,
именно
потому, что оно есть общество людей,
потому что в нем объединены
люди,
а не другие существа». Это не значит,
отмечает он далее, что общество
всецело
определяется человеком или даже
в первую очередь человеком; но это
значит,
что человек является одним из
факторов, которые определяют