Русская религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Содержание

1.Дайте характеристику русской религиозной философии
2.Проанализируйте общее и особенное в философском понимании человека, индивида, личности
3.Охарактеризуйте духовную жизнь общества и общественное сознание

Работа содержит 1 файл

347 Русская религиозная философия.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

     ПЛАН 
 

     1.Дайте  характеристику русской религиозной  философии

     2.Проанализируйте  общее и особенное в философском  понимании человека, индивида, личности

     3.Охарактеризуйте  духовную жизнь общества и  общественное сознание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Дайте  характеристику русской  религиозной философии 

     Русской религиозной философии XX века современные  философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены  мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого  периода явилась последним ответом  на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия  в России начала века формировалась  в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным  ее представителям. Будучи продуктом  отражения социально-исторической реальности, русская религиозная  философия ХХ века представляла собой  такую картину мира, в которой  социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха  была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

     Преодоление кризиса, в котором оказались  философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система  явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи  которой попытались сделать ее идеологически  активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева  лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»  «гармонический синтез религии, науки  и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как  процесс «богочеловеческий»; указать  пути социального обновления и активизации. Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его  общественно-политических взглядов.

     Русская религиозная философия XX в. формировалась  не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями  в России, в интенсивном общении  с современными ей отечественными школами  идеализма, но также пыталась опереться  на достижения многовековой идеалистической  традиции европейской мысли, используя  идеи Платона и патристики, немецкого  классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего  идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а  в чем-то и перерос их, предложив  общественному сознанию различные  варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального»  христианства.

     Итак, за последние сто - сто пятьдесят  лет русской мыслью было создано  исключительно богатое и новое  по замыслу и духовной смелости идейное  течение - русская религиозная философия. Огромное - не только национальное, а  и вселенское - значение этой философии  состоит в том, что "в ней  мысль христианского Востока  дает свой ответ на мысль христианского  Запада".

     Тематика  и проблематика русской религиозной  философии поражает своей всеохватностью, и она очень близка к тематике и проблематике нашей современности, а во многом и совпадает с нею. Произошло это благодаря тому, что в русской религиозной  философии была сделана попытка  христианского подхода к процессам  новой и новейшей истории и  культуры, в частности к процессам  русской истории с ее теперешним этапом - революцией 1917 года, в которой  восторжествовал марксистский большевизм.

     Русская религиозная философия далеко не однородна. В ней существует несколько  течений, то переплетающихся между  собой, то вступающих в открытый конфликт. И в этой философии не все всегда равноценно: наряду с большими достижениями мысли, в ней немало и духовного соблазна. Несмотря на это - в силу создавшегося положения и объективно - на русской почве только русская религиозная философия и может противостоять безбожной философии диалектического и исторического материализма. Другого идейного арсенала и идейного оружия такой силы не существует.

     В силу всего этого, помня о достижениях  русских религиозных мыслителей и твердо веря в творческие запросы  свободного человеческого духа, мы можем смело утверждать, что хотя теперь в России безраздельно царят  диамат и истмат, а русская религиозная  философия вынуждена ютиться  в эмиграции, будущего у советской  философии нет. У нее есть только полицейское настоящее. Будущее - как  и прошлое - принадлежит русской  религиозной философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Проанализируйте  общее и особенное  в философском  понимании человека, индивида, личности 

     Понятие “ человек ” содержит в себе общие черты, качественно отличающие человека, как представителя рода от других живых существ:

     1 Универсальность. Основана на  способности человека следовать  логике любого объекта, а не  только своей собственной. У  человека имеется способность,  сущность любого предмета и  существа.

     2 Природность. У человека имеется  генотип, телесная структура,  потребности, влечения.

     3 Социальность. Человек может реализовать  себя только в обществе. Человек  представляет собой совокупность  всех отношений.

     4 Сознание – способность осмысливать  происходящее во вне и внутри  себя на абстрактно-логическом  уровне.

     5 Свобода – возможность удовлетворять  свои потребности и реализовывать  способности.

     Человек - существо живое и социальное с  характерными ему движениями. Современная  филocoфия видит cyщнocть чeлoвeкa в eдинcтвe пpиpoднoгo и coциaльнoгo. В eгo жизни oгpoмнoe знaчeниe имeют нe тoлькo пpиpoдныe, нo и выpaбoтaнныe в oбщecтвe кaчecтвa, пpeжде вceгo тaкиe, кaк yмeниe тpyдиться, иcпoльзyя paзнooбpaзныe opyдия, cпocoбнocть coблюдaть нopмы coциaльнoгo пoвeдeния, oбладaние чyвcтвoм пpeкpacнoгo, мyзыкaльным cлyxoм. Иными cлoвaми, вecьмa cвoeoбpaзным, yникaльным  являeтcя вce чeлoвeчecкoe cyщecтвoвaниe. То есть Социум (Общество) имеет социально-биологическое  движение. 
 
 
 
 

     Понятие “ индивид ” фиксирует наличие  отмеченных выше свойств в каждом представителе человеческого рода. Понятие «индивид» шире чем понятие  «человек», поскольку оно применяется  и к животным особям, и даже к  молекулам (химический индивид), минералам. Индивид – это единица, атом, частица, элемент, носитель общего. 
 

     Личность  – понятие в котором фиксируется  только социальное качество человека.

     Личность  представляет собой диалектику между  стремлением быть как все и  стремлением быть самим собой.

     По  Фрейду личность человека состоит из частей:

     сверх я - служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "оно" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

     я - Уровень "Я" сознания находится  в состоянии постоянного конфликта  с "ОНО", подавляет сексуальные  влечения. На "Я" воздействуют три  силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется  не принципу удовольствия, а принципу "реальности".

     оно - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных  и сексуальных. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека

     Игорь Кон утверждал, что ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - это совокупность ролей, которые  выполняет человек за какой-либо период времени. 

     Человек - это индивид. Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какие-либо явления, отдельные существа, человека. В самом общем плане индивид в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и научный термин, обозначает: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. 

     Сократ  считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основани 
 
 
 
 
 
 
 

     ндивидуальность, личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     нятие человек, индивид, личность, индивидуальность  

     Вся история мировой социальной мысли  отражает главное в происходящих в 

     обществе  процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во 

     взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих 

     потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует 

     качественную  определённость общества, но и общество формирует человека как 

     существо  мыслящее, обладающее речью и способное  к целенаправленной 

     творческой  деятельности формирует личность. 

     Особое  место в социальной структуре  общества занимает человек 

     как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и  быть 

     не  может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных 

     отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. 

     Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. 

     Правильно говорят: каковы люди – таково и  общество; но не менее верно и  то, 

     что каково общество - таковы и члены  этого общества. Как справедливо 

     замечает  видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт 

     общества  и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, 

     именно  потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены 

     люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество 

     всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это 

     значит, что человек является одним из факторов, которые определяют 

Информация о работе Русская религиозная философия