Русская религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Содержание

1.Дайте характеристику русской религиозной философии
2.Проанализируйте общее и особенное в философском понимании человека, индивида, личности
3.Охарактеризуйте духовную жизнь общества и общественное сознание

Работа содержит 1 файл

347 Русская религиозная философия.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

     общество. 

       

     Человек - живое существо, обладающее даром  мышления и речи, способностью 

     создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С 

     биологической точки зрения, человек - высшая ступень  развития животных на 

     земле. В то время как поведение животного  полностью определяется 

     инстинктами, поведение человека непосредственно  определяется мышлением, 

     чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя. 

       

     Индивид - употребляется для обозначения  всякого отдельно взятого 

     представителя человеческого рода, единичного представителя  какого-то 

     целого. В основе понятия индивида лежит  факт неделимости, целостности 

     субъекта  и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт 

     филогенетического и онтогенетического развития в  определенных внешних 

     условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой  «калькой» этих 

     условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не 

     среды, взятой самой по себе. В психологии понятие «индивид» употребляется  в 

     чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей 

     человека  как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое 

     различение, а соответственно и лежащее в  его основе различение понятий 

     «индивид» и «личность» составляет необходимую  предпосылку психологического 

     анализа личности. 

     Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется 

     нами  только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа 

     его развития. Мы не говорим «личность  животного» или «личность 

     новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорит  о животном и о 

     новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях 

     (возбудимое, спокойное, агрессивное животное  и т. д.; то же, конечно, и о 

     новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего 

     ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и 

     великое множество особенностей, приобретенных  под воздействием социального 

     окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует 

     против  понимания личности как продукта перекрещивания биологического и 

     социального факторов. Любопытно, наконец, что в  психопатологии описываются 

     случаи  раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение; 

     но  никакой патологический процесс  не может привести к раздвоению индивида: 

     раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в 

     терминах. 

       

     Личность. первичным агентом социального  взаимодействия и отношений 

     является  личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот 

     вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение  понятий «человек», 

     «индивид», «личность». 

     Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих 

     всем  людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире 

     такой особой исторически развивающейся  общности, как человеческий род, 

     человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только 

     ему присущим способом жизнедеятельности. 

     Итак, существует человечество как специфическая  материальная 

     реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. 

     Живут и действуют конкретные люди. Существования  отдельных представителей 

     человечества  выражается понятием «индивид». 

     «Индивид» - единичный представитель человеческого  рода, конкретный 

     носитель  всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, 

     потребностей  и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в 

     значении  «конкретный человек». При такой  постановке вопроса не фиксируются 

     как особенности действия различных  биологических факторов (возрастных 

     особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий 

     жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как 

     отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто 

     – и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее 

     полное  воплощение всех человеческих качеств. 

     Поскольку социологию человек интересует, прежде всего не как продукт 

     природы, а как продукт общества, то для  нее важнейшее значение имеет 

     категория «личность». 

     Личность  обычно рассматривается как конкретное выражение сущности 

     человека, воплощение и реализация в нем  системы социально значимых черт и 

     качеств данного общества. Как отмечал  К.Маркс, главное в личности «не  ее 

     абстрактная физическая природа, а социальное качество». 

     Личность  – социальный облик человека как  субъекта общественных 

     отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он 

     играет  в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу  во 

     многих  ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются 

     соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, 

     представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в 

     совокупности  и образуют то, что называем личностью. 

     Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде 

     всего, философии, психологии, социологии. Философия  рассматривают личность 

     с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и 

     творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности 

     психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, 

     способностей, волевых качеств. 

     Социологический же подход выделяет в личности социально - 

     типическое. Основная проблематика социологической  теории личности связана с 

     процессом формирования личности и развитием  её потребностей в неразрывной 

     связи с функционированием и развитием  социальных общностей, регуляции и 

     само  регуляции социального поведения  личности, изучением закономерной связи 

     личности  и общества, личности и группы. Здесь  сформулированы некоторые 

     наиболее  общие принципы подхода к изучению личности в социологии. 

     Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально 

     отражаются  социально-значимые черты, и проявляется  её сущность как 

     совокупность  всех общественных отношений. Социология стремится выявить 

     социальные  основы формирования личностных качеств, социальное содержание и 

     социальные  функции, существующих в обществе типов  личностей, то есть 

     изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. 

     Личность  с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, 

     проявляющего  социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности 

     благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего 

     стабилизации  и развитию общественных отношений. 

     Понятие личность помогает охарактеризовать в  человеке социальное 

     начало  его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек 

     реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в 

     процессе  взаимодействия с другими людьми. 

       

     Заключение  человек – существо деятельное. Включившись в систему 

     общественных  отношений и видоизменяясь в  процессе деятельности, человек 

     приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. 

     Мы  не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы 

     всерьез не говорим даже о личности двухлетнего  ребёнка, хотя он многое 

     приобрёл  из общественного окружения. Поэтому  личность не есть продукт 

     перекрещивания  биологических и социальных факторов. 

     В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная 

     генотипом: личностью не рождаются, личностью  становятся. Определенное 

     влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления 

     социального «Я». 

     Содержание  процесса становления социального  «Я» - это взаимодействие с 

Информация о работе Русская религиозная философия