Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:19, реферат

Описание работы

Философская мысль в России начинает зарождаться в CI веке под влиянием процесса христианизации. В это время киевский митрополит Илларион создаёт знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность ²русской земли в общемировой процесс торжества божественного света².

Работа содержит 1 файл

философ1.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

  Формирование русской религиозной философии. 

      Оригинальным  русским философско-идеологическим течением является славянофильство. Славянофилы рассматриваются в русской литературе в основном в качестве публицистов и социологов. Общественные воззрения критиков всегда имели в русской литературной критике огромное значение, сама литература брала на себя в русской мысли роль публицистики и философии. Возможно, что причины и оправдания этому явлению следует искать в общих стеснённых обстоятельствах, в которых находилась литература. Но как бы то ни было, славянофилов часто считали реакционерами, в лучшем случае, консервативными публицистами. 

      Мессианская роль России в развитии мировой цивилизации. 

      Славянофилы опирались на ²самобытников², на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова(1804-1860), основателя и главы славянофильства, именно православие сформировало ²то исконно русское начало, тот ²русский дух², который соз-дал русскую землю в её бесконечном объёме².

      Какие же качества православия даёт ему преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А.С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяются не количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, обрекая его последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство – это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

      Наиболее  полно сущность иранства выразило, по мнению А.С. Хомякова, христианство. ²Само христианство есть не что иное как свобода во Христе…². Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола христианства ²начало свободы² уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлены по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность – в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие. Считает А.С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией. ²Я признаю церковь более свободную, чем протестанты, ибо протестантство признаёт в Св. Писании авторитет непогрешимый и в то же время внешний человеку, тогда как Церковь в писании признаёт своё собственное свидетельство и смотрит на него, как на внутренний факт своей собственной жизни. Итак, крайне несправедливо думать, что церковь требует принуждённого единства, или принуждённого послушания, напротив, она гнушается того и другого, ибо в делах веры принуждённое единство есть ложь, а принуждённое послушение есть смерть². ²…Однако не справедливо отношение Хомякова к католицизму. Хомяков усматривал в нём только рационалистический и юридический формализм и не углублялся в мистику католицизма и протестантства, например, Якоба Бёля. Поэтому многие стороны западного вероисповедания остались для него скрытыми хотя многое, например, несомненно наличный элемент рационализма он ухватил и прочувствовал очень остро и полно²/Лосев А.Ф./ 

      Понятие соборности. 

      Решение проблемы сочетания свободы и  необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений – понятия соборности. Определяющим принципом соборности служит принцип ²единство во множественности². Понятие ²соборный² раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах деятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т. д. Она есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (²свободной  воли человека²) и божественного начала (²благодати²). Воля – вот что действительно отделяет субъект от объекта, истину от лжи. ²Свобода в положительном проявлении силы есть воля².

      Воля  так же ясно обнаруживается в творческой деятельности, как вера – в отображающей восприимчивости, а разум – в  завершённом осознании. ²Необходимость есть только чужая воля². Волящий свободный разум есть центр всего мироздания.

      На  основе своего общего учения о волящем  разуме Хомяков пытается дать правильное понятие о Церкви. По высказываниям  его друзей и учеников – это  было первое правильное определение  Церкви в православной теологии. ²Я признаю, подчиняюсь, покоряюсь – стало быть я не верую². ²Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и любви, или, истина и любовь как организм². Мышление Хомякова было совершенно свободным и независимым, кажется, ни у какого другого русского не встретишь такой свободы мышления, какой обладал Хомяков.

      ²Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос, ибо авторитет нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его². 

      Религия и философия.

      Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергли  резкой критике распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным: философия призвана служить углублению соборного начала. 

      Православие и общинность.

      Исходя  из тезиса о решающей роли соборного начала, славянофилы рассматривали и деятельность народа, и великих личностей. Славянофилы, как бы отстраняясь от исторических реалий, рассматривают народ как некий набор идеальных качеств, выделяя в нём некую неизменную ²духовную сущность², субстанцией которой выступает православие и общинность.

      Предназначение  великих личностей – быть представителями  народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, насколько  они сумели выразить чаяния и стремления народа. Такое понимание роли личности приводит славянофилов к своеобразной оценке самодержавия. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. В то же время, по их мнению, царь получил власть не от Бога, а от народа, путём избрания его на царство (Михаил Романов). Поэтому для того, чтобы оправдать своё предназначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской.

      Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные интересы. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести её к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо сознавать её гражданам, ибо ²право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов². Обращаясь к отечественной истории, славянофилы пытались доказать ²всесторонность и полноту начал², на которых строилось русское общество. Западные государства являются искусственными созданиями. Напротив, Россия сформировалась органически, она ²не построена², а ²выросла².

      Это естественное органическое развитие России объясняется славянофилами, тем, что  православие породило специфическую  социальную организацию – сельскую общину. Общинное устройство русской  жизни является вторым, наиболее важным, признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии. Но в описании сельскохозяйственной общины славянофилами явно проступает её идеализация и приукрашение. Экономическая деятельность общины представляется как гармоническое сочетание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают друг к другу как ²члены и пайщики². Вместе с тем они всё же признавали, что в современном им устройстве общины имеются негативные моменты, порождённые наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его отмену.

      Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации  жизни, славянофилы требовали сделать  общинный принцип всеобъемлющим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой ²мерзость административности  в России².

Славянофилы верили, что, по мере распространения ²общинного принципа² в российском обществе, будет все более укрепляться дух соборности. Ведущим принципом социальных отношений станет ²самообречение каждого в пользу всех². Благодаря этому, в единый поток сольются религиозные и социальные стремления людей. В результате, будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как ²просветление народного общинного начала началом общинным церковным².  
 
 
 

      Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. Она сравнительно молодая и впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своём содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (это свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной философской традиции. Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной культуре и истории и, чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы. 

1.А.  Лосев «Русская философия» // Век CC и мир, №2, стр.36, 1998. 

2.А.  Лосев «Русская философия» // Век CC и мир, №3, стр.40, 1998. 

3.Философия.  Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н.  Лавриненко.- М.: Юность,                      

   1996.- 512с. 

4.А.А.Радугин.  Философия.: Курс лекций.- 2-е изд.,. перераб. и доп.- М.:

  Центр, 1997.- 272 с. 

5.Краткая  история философии./ Под общ. ред. В.Г. Голобокова. -  М.: Олимп;

   Изд. АСТ, 1997.- 576 с. 
 
 
 
 

Содержание. 

  1. История развития русской философии………………………………..стр.
 
  1. Формирование  русской религиозной философии.

    Развитие  славянофильства в России…………………………………….стр. 

  1. Религиозная философия второй половины CIC в...…………………….стр.
 
    1. Возникновение философских систем.
      1. Фёдоров Н.Ф.……………………………………………………стр.
      2. Соловьёв В.С.……………………………………………………стр.
      3. Бердяев Н.А.……………………………………………………..стр.
 

     3.2.Проблемы веры и разума в  православном религиозном антиинтел-

           лектуализме.

            3.2.1. Л. Шестов..………………………………………………………стр.

            3.2.2. С. Булгаков…..…………………………………………………..стр.

            3.2.3. П. Флоренский…..………………………………………………стр. 

4.Русская  философия – часть мировой  культуры.…………………………...стр.

Информация о работе Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.