Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:19, реферат
Философская мысль в России начинает зарождаться в CI веке под влиянием процесса христианизации. В это время киевский митрополит Илларион создаёт знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность ²русской земли в общемировой процесс торжества божественного света².
Формирование
русской религиозной философии.
Оригинальным
русским философско-
Мессианская
роль России в развитии
мировой цивилизации.
Славянофилы опирались на ²самобытников², на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова(1804-1860), основателя и главы славянофильства, именно православие сформировало ²то исконно русское начало, тот ²русский дух², который соз-дал русскую землю в её бесконечном объёме².
Какие же качества православия даёт ему преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А.С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяются не количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, обрекая его последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство – это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.
Наиболее
полно сущность иранства выразило,
по мнению А.С. Хомякова, христианство. ²Само
христианство есть не что иное как свобода
во Христе…². Но христианство раскололось
на три крупных направления: католицизм,
православие и протестантизм. После раскола
христианства ²начало свободы²
уже не принадлежит всей церкви. В различных
направлениях христианства сочетание
свободы и необходимости представлены
по-разному. Католицизм
обвиняется славянофилами в отсутствии
церковной свободы, поскольку там существует
догмат о непогрешимости Папы Римского.
Протестантизм же впадает в другую крайность
– в абсолютизацию человеческой свободы,
индивидуального начала, которое разрушает
церковность. Только православие. Считает
А.С. Хомяков, гармонически сочетает свободу
и необходимость, индивидуальную религиозность
с церковной организацией. ²Я признаю церковь более
свободную, чем протестанты, ибо протестантство
признаёт в Св. Писании авторитет непогрешимый
и в то же время внешний человеку, тогда
как Церковь в писании признаёт своё собственное
свидетельство и смотрит на него, как на
внутренний факт своей собственной жизни.
Итак, крайне несправедливо думать, что
церковь требует принуждённого единства,
или принуждённого послушания, напротив,
она гнушается того и другого, ибо в делах
веры принуждённое единство есть ложь,
а принуждённое послушение есть смерть². ²…Однако
не справедливо отношение Хомякова к католицизму.
Хомяков усматривал в нём только рационалистический
и юридический формализм и не углублялся
в мистику католицизма и протестантства,
например, Якоба Бёля. Поэтому многие стороны
западного вероисповедания остались для
него скрытыми хотя многое, например, несомненно
наличный элемент рационализма он ухватил
и прочувствовал очень остро и полно²/Лосев
А.Ф./
Понятие
соборности.
Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений – понятия соборности. Определяющим принципом соборности служит принцип ²единство во множественности². Понятие ²соборный² раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах деятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т. д. Она есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (²свободной воли человека²) и божественного начала (²благодати²). Воля – вот что действительно отделяет субъект от объекта, истину от лжи. ²Свобода в положительном проявлении силы есть воля².
Воля так же ясно обнаруживается в творческой деятельности, как вера – в отображающей восприимчивости, а разум – в завершённом осознании. ²Необходимость есть только чужая воля². Волящий свободный разум есть центр всего мироздания.
На основе своего общего учения о волящем разуме Хомяков пытается дать правильное понятие о Церкви. По высказываниям его друзей и учеников – это было первое правильное определение Церкви в православной теологии. ²Я признаю, подчиняюсь, покоряюсь – стало быть я не верую². ²Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и любви, или, истина и любовь как организм². Мышление Хомякова было совершенно свободным и независимым, кажется, ни у какого другого русского не встретишь такой свободы мышления, какой обладал Хомяков.
²Церковь не авторитет,
как не авторитет Бог, не авторитет Христос,
ибо авторитет нечто для нас внешнее. Не
авторитет, говорю я, а истина и в то же
время жизнь христианина, внутренняя жизнь
его².
Религия и философия.
Одной
из важных тем размышлений славянофилов
была тема гармоничного сочетания соборных
истин и рассудочных положений,
религиозной жизни и светской
философии. Славянофилы подвергли
резкой критике распространенный в русском
православии тезис о существовании непримиримого
противоречия между религией и философией.
Они признавали важную роль в жизни людей
рассудочного начала, философских исканий
и призывали к созданию самобытной русской
философии как общего основания всех наук
и духовного опыта русского народа, ратовали
за соединение соборных истин с современным
просвещением. Однако, по их мнению, философские
размышления полезны лишь постольку, поскольку
не стремятся господствовать над религиозной
жизнью. В тех же случаях, когда происходит
выдвижение философии на первый план,
соборное сознание подменяется рассудочным:
философия призвана служить углублению
соборного начала.
Православие и общинность.
Исходя из тезиса о решающей роли соборного начала, славянофилы рассматривали и деятельность народа, и великих личностей. Славянофилы, как бы отстраняясь от исторических реалий, рассматривают народ как некий набор идеальных качеств, выделяя в нём некую неизменную ²духовную сущность², субстанцией которой выступает православие и общинность.
Предназначение великих личностей – быть представителями народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, насколько они сумели выразить чаяния и стремления народа. Такое понимание роли личности приводит славянофилов к своеобразной оценке самодержавия. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. В то же время, по их мнению, царь получил власть не от Бога, а от народа, путём избрания его на царство (Михаил Романов). Поэтому для того, чтобы оправдать своё предназначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской.
Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные интересы. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести её к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо сознавать её гражданам, ибо ²право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов². Обращаясь к отечественной истории, славянофилы пытались доказать ²всесторонность и полноту начал², на которых строилось русское общество. Западные государства являются искусственными созданиями. Напротив, Россия сформировалась органически, она ²не построена², а ²выросла².
Это естественное органическое развитие России объясняется славянофилами, тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сельскую общину. Общинное устройство русской жизни является вторым, наиболее важным, признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии. Но в описании сельскохозяйственной общины славянофилами явно проступает её идеализация и приукрашение. Экономическая деятельность общины представляется как гармоническое сочетание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают друг к другу как ²члены и пайщики². Вместе с тем они всё же признавали, что в современном им устройстве общины имеются негативные моменты, порождённые наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его отмену.
Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой ²мерзость административности в России².
Славянофилы
верили, что, по мере распространения ²общинного
принципа²
в российском обществе, будет все более
укрепляться дух соборности. Ведущим принципом
социальных отношений станет ²самообречение каждого
в пользу всех². Благодаря этому, в
единый поток сольются религиозные и социальные
стремления людей. В результате, будет
выполнена задача нашей внутренней истории,
определяемая ими как ²просветление народного
общинного начала началом общинным церковным².
Русская
философия – это неотъемлемая и оригинальная
часть мировой культуры. Она сравнительно
молодая и впитала в себя лучшие философские
традиции и школы европейской и мировой
философии. В своём содержании она обращается
и ко всему миру, и к отдельному человеку
и направлена как на изменение и совершенствование
мира (это свойственно западноевропейской
философской традиции), так и самого человека
(что свойственно восточной философской
традиции. Вместе с тем это очень самобытная
философия со своим неповторимым обаянием.
Важное значение имеет приобщение к ней
с точки зрения формирования индивидуального
самосознания, чувства причастности к
отечественной культуре и истории и, чувства
ответственности за их судьбу. Без осознания
каждым человеком и целым народом своего
духовного стержня, без чувства причастности
к национальной идее, трудно говорить
о духовном возрождении России. Важнейшим
условием и способом этого осознания является
изучение русской философии.
Список
литературы.
1.А.
Лосев «Русская философия» // Век CC
и мир, №2, стр.36, 1998.
2.А.
Лосев «Русская философия» // Век CC
и мир, №3, стр.40, 1998.
3.Философия. Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Юность,
1996.- 512с.
4.А.А.Радугин. Философия.: Курс лекций.- 2-е изд.,. перераб. и доп.- М.:
Центр,
1997.- 272 с.
5.Краткая история философии./ Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М.: Олимп;
Изд. АСТ, 1997.- 576 с.
Содержание.
Развитие
славянофильства в России………………
3.2.Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтел-
лектуализме.
3.2.1. Л. Шестов..…………………………………………………
3.2.2. С. Булгаков…..…………………………………………
3.2.3. П. Флоренский…..……………………………………
4.Русская философия – часть мировой культуры.…………………………...стр.
Информация о работе Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.