Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:19, реферат
Философская мысль в России начинает зарождаться в CI веке под влиянием процесса христианизации. В это время киевский митрополит Илларион создаёт знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность ²русской земли в общемировой процесс торжества божественного света².
Божественный трансцендентный мир, по Соловьёву, - это и есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это, наконец, ²идеальное единство, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического прогресса². Этому истинному бытию противостоит вещественное бытие, которое, как и у Платона, представляет собой ²только отблеск, только тени от незримого очами². Задача мирового процесса и состоит в том, чтобы сделать вещественное бытие сообразно истинному, божественному бытию и всеединству идеи. Это необходимо потому, что вещественный мир сам по себе раздроблен на отдельные части и моменты и его единство заключается не в нём самом, а в идее. ²Единство вещественного мира,- пишет Соловьёв,- не есть вещественное единство².
Мистическое понимание всеединства основано у мыслителя на мистическом понимании самой любви. При этом всеединство у него не только мистифицировалось, но и романтизировалось и представлялось в лице ²вечной² или ²божественной женственности² - Софии. Она и есть ²божественное самораскрытие², и ²божественный логос², и ²идеальное
человечество². Кроме того, она составляет активное начало мира и истории, живое духовное существо, и ²весь мировой исторический процесс есть процесс её реализации и воплощение в великом многообразии форм и степеней². В конце концов, небесным предметом нашей любви оказывается ²только один, всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия². Но поскольку лишь через любовь мы познаём истину человеческой жизни, то София или ²божия женственность² и есть истина.
Идея всеединства Соловьёва является основанием для нравственного поведения человека, который включен в единый универсальный порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы. Существует. По Соловьёву, ²абсолютный всеобъемлющий план², которому подчинено развитие и движение всего в мире, и только наше неведение оставляет нам иллюзорную свободу действий. На самом же деле всё заранее уже предопределено ²от века², то есть Соловьёв здесь высказывает идею провиденциализма. Но она связывается у него не с отрицанием активности индивида, а напротив, с требованием его ²моральной активности² в историческом процессе и развитием индивидуальности. Каждый человек должен постоянно стремиться к самоутверждению и раскрытию своей индивидуальности, к единству морали и нравственности, должного и сущего. Вполне сознательно он выступал против ²экономического материализма² и ²отвлечённого морализма², боролся за Богочеловеческий путь развития индивидуальности, отрицающий индивидуализм и утверждающий солидарность, братские связи и любовь. Утверждение им чувства национального патриотизма сочеталось с уважением к другим нациям и неприятием национализма.
Следует
отметить, что Соловьёв внёс значительный
вклад в объяснение и развитие
такого понятия и феномена национального
самосознания, как ²русская
идея².
Он приходит к выводу, что русская идея
и исторический долг России заключается
в осуществлении (по аналогии с божественной)
социальной троицы – органического единства
церкви, государства и общества. Христианская
Россия, подражая самому Христу, должна
подчинить ²власть государства²
авторитету ²Вселенской церкви²
и отвести подобающее место ²общественной свободе².
Думается, что в данном образе ²русской идеи²
Соловьёв интегрировал то содержание,
которое было выработано этой концепцией
на протяжении всей истории России, а именно:
идея ²Святой
Руси²
(концепция ²Москва – третий Рим²),
идея ²Великой
Руси²
(связанная с реформами Петра Великого),
и идея ²Свободной
Руси²
(начало которой положили декабристы и
которую воспел А.С. Пушкин).
Ещё
один из виднейших представителей русской
религиозной философии – Никола
Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодавлеющий характер. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Поставить проблему человека – это значит поставить указанные проблемы. По своему основанию его философия дуалистична и включает противоположные начала: дух и природа, свобода и детерминация, субъект и объект, личность и общество, Царство Бога и Царство Кесаря. На этом дуализме и строится вся философская антропология Бердяева.
Бытие
проявляется и открывается в
человеке и через человека. Он есть
микрокосмос и микротеос, сотворенный
по образцу и подобию Бога, а потому он
является существом беспредельным, свободным
и творческим. Но в то же самое время он
является существом природным и ограниченным.
Человек, таким образом, есть пересечение
двух миров – высшего и низшего. Одна сторона
его связана со свободой, творчеством,
личностью, Богом. Другая – с необходимостью,
природой, материей. На этой основе Бердяев
различает понятия ²личность² и ²индивид²: ²Личность следует отличать
от индивида, - пишет он, - личность есть
категория духовно-религиозная, индивид
же есть категория натуралистически-
Двойственная природа человека выражается также в том, что ²он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного². Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность – с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла, и цели, и высшей правды. Если же человек есть Бог, то это самое ничтожное и безнадёжное.
Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность, как это имеет место, например, у Ницше. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь ²человекопоклонства². С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека ²есть форма идолопоклонства².
Если нет Бога, то нет победы над смертью, всё лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное – он подчинён необходимости и не может вырваться за её рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, ²царством Духа² и ²царством Кесаря² неразрешимы в этом мире. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое возможно лишь эсхатологически, то есть может быть достигнуто только в ²царстве Божьем².
Внутренний источник ²трагизма жизни² опять-таки связан со свободой человека. Свобода – это его сущность, связанная с его духом, это его ²внутренняя творческая энергия². Она не только важнее справедливости, но и самой жизни: ²Для свободы можно и должно жертвовать жизнью, для жизни не должно жертвовать свободой². Именно в ней главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена природой человека. Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни – между бесконечным и конечным в нём, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования.
Важнейшей для философа является проблема творчества. Творчество – это главное предназначение человека, причём речь идёт о творчестве в философском смысле – о ²миротворчестве², которое находит свою ²объективацию² в культуре, науке, искусстве и т. д. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение – ²низший² мир – природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он называет ²объективацией². Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу ²объективации², которая всегда антиперсоналистична, обезличивает человека, создаёт психологию раба. Вэтой связи следует отметить, что Бердяев находит рабство и в богословии, которое рассматривает Бога как ²Господа² и тем самым унижает человека. По его мнению на отношения между Богом и человеком перенесены отношения между господином и рабом, взятые из социальной жизни.
С философской антропологией связана и социальная философия Бердяева, понимание им отношения между личностью и обществом. Общество – объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. При этом, с точки зрения экзистенциальной философии, ²общество является частью личности её социальной стороной², а не личность частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщение людей. В таком обществе существуют коммуникации, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. В этой связи он пишет: ²Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности (Gemeinschaft). Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом². В таком обществе за каждой личностью признаётся абсолютная ценность. Поэтому Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за общинность и соборность. ²Необходимо, - по его мнению, - стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей².
Информация о работе Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.