Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:19, реферат

Описание работы

Философская мысль в России начинает зарождаться в CI веке под влиянием процесса христианизации. В это время киевский митрополит Илларион создаёт знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность ²русской земли в общемировой процесс торжества божественного света².

Работа содержит 1 файл

философ1.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      Божественный  трансцендентный мир, по Соловьёву, - это и есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это, наконец, ²идеальное единство, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического прогресса². Этому истинному бытию противостоит вещественное бытие, которое, как и у Платона, представляет собой ²только отблеск, только тени от незримого очами². Задача мирового процесса и состоит в том, чтобы сделать вещественное бытие сообразно истинному, божественному бытию и всеединству идеи. Это необходимо потому, что вещественный мир сам по себе раздроблен на отдельные части и моменты и его единство заключается не в нём самом, а в идее. ²Единство вещественного мира,- пишет Соловьёв,- не есть вещественное единство².

      Мистическое понимание всеединства основано у мыслителя на мистическом понимании самой любви. При этом всеединство у него не только мистифицировалось, но и романтизировалось и представлялось в лице ²вечной² или ²божественной женственности² - Софии. Она и есть ²божественное самораскрытие², и ²божественный логос², и ²идеальное

человечество². Кроме того, она составляет активное начало мира и истории, живое духовное существо, и ²весь мировой исторический процесс есть процесс её реализации и воплощение в великом многообразии форм и степеней². В конце концов, небесным предметом нашей любви оказывается ²только один, всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия². Но поскольку лишь через любовь мы познаём истину человеческой жизни, то София или ²божия женственность² и есть истина.

      Идея  всеединства Соловьёва является основанием для нравственного поведения  человека, который включен в единый универсальный порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы. Существует. По Соловьёву, ²абсолютный всеобъемлющий план², которому подчинено развитие и движение всего в мире, и только наше неведение оставляет нам иллюзорную свободу действий. На самом же деле всё заранее уже предопределено ²от века², то есть Соловьёв здесь высказывает идею провиденциализма. Но она связывается у него не с отрицанием активности индивида, а напротив, с требованием его ²моральной активности² в историческом процессе и развитием индивидуальности. Каждый человек должен постоянно стремиться к самоутверждению и раскрытию своей индивидуальности, к единству морали и нравственности, должного и сущего. Вполне сознательно он выступал против ²экономического материализма² и ²отвлечённого морализма², боролся за Богочеловеческий путь развития индивидуальности, отрицающий индивидуализм и утверждающий солидарность, братские связи и любовь. Утверждение им чувства национального патриотизма сочеталось с уважением к другим нациям и неприятием национализма.

      Следует отметить, что Соловьёв внёс значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия и феномена национального самосознания, как ²русская идея². Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить ²власть государства² авторитету ²Вселенской церкви² и отвести подобающее место ²общественной свободе². Думается, что в данном образе ²русской идеи² Соловьёв интегрировал то содержание, которое было выработано этой концепцией на протяжении всей истории России, а именно: идея ²Святой Руси² (концепция ²Москва – третий Рим²), идея ²Великой Руси² (связанная с реформами Петра Великого), и идея ²Свободной Руси² (начало которой положили декабристы и которую воспел А.С. Пушкин). 
 
 
 
 

      Ещё один из виднейших представителей русской  религиозной философии – Николай Александрович Бердяев (1874-1948). По его собственному признанию, он является философом ²экзистенциального типа². ²Философия,- пишет он,- есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. Именно в человеческом существовании раскрывается смысл бытия². Суть экзистенциальной философии Бердяева - ²познание смысла бытия через субъекта², то есть человека. Поэтому естественно, что в центре его творчества находится проблема человека, философская антропология.

      Исходным  пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода  не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а  имеет самодавлеющий характер. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Поставить проблему человека – это значит поставить указанные проблемы. По своему основанию его философия дуалистична и включает противоположные начала: дух и природа, свобода и детерминация, субъект и объект, личность и общество, Царство Бога и Царство Кесаря. На этом дуализме и строится вся философская антропология Бердяева.

      Бытие проявляется и открывается в  человеке и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образцу и подобию Бога, а потому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным. Человек, таким образом, есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. На этой основе Бердяев различает понятия ²личность² и ²индивид²: ²Личность следует отличать от индивида, - пишет он, - личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества². Человеку изначально присуща свобода, которая не детерминирована ²ни снизу, ни сверху². Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность.

      Двойственная  природа человека выражается также  в том, что ²он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного². Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность – с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла, и цели, и высшей правды. Если же человек есть Бог, то это самое ничтожное и безнадёжное.

      Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление  человека, ибо в этом случае распадается  сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность, как это имеет место, например, у Ницше. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь ²человекопоклонства². С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека ²есть форма идолопоклонства².

      Если  нет Бога, то нет победы над смертью, всё лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и  весь трагизм  человеческого существования: как  существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное – он подчинён необходимости и не может вырваться за её рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, ²царством Духа² и ²царством Кесаря² неразрешимы в этом мире. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое возможно лишь эсхатологически, то есть может быть достигнуто только в ²царстве Божьем².

      Внутренний  источник ²трагизма жизни² опять-таки связан со свободой человека. Свобода – это его сущность, связанная с его духом, это его ²внутренняя творческая энергия². Она не только важнее справедливости, но и самой жизни: ²Для свободы можно и должно жертвовать жизнью, для жизни не должно жертвовать свободой². Именно в ней главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена природой человека. Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни – между бесконечным и конечным в нём, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования.

      Важнейшей для философа является проблема творчества. Творчество – это главное предназначение человека, причём речь идёт о творчестве в философском смысле – о ²миротворчестве², которое находит свою ²объективацию² в культуре, науке, искусстве и т. д. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение – ²низший² мир – природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он называет ²объективацией². Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу ²объективации², которая всегда антиперсоналистична, обезличивает человека, создаёт психологию раба. Вэтой связи следует отметить, что Бердяев находит рабство и в богословии, которое рассматривает Бога как ²Господа² и тем самым унижает человека. По его мнению на отношения между Богом и человеком перенесены отношения между господином и рабом, взятые из социальной жизни.

      С философской антропологией связана и социальная философия Бердяева, понимание им отношения между личностью и обществом. Общество – объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. При этом, с точки зрения экзистенциальной философии, ²общество является частью личности её социальной стороной², а не личность частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщение людей. В таком обществе существуют коммуникации, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. В этой связи он пишет: ²Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности (Gemeinschaft). Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом². В таком обществе за каждой личностью признаётся абсолютная ценность. Поэтому Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за общинность и соборность. ²Необходимо, - по его мнению, - стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей².

Информация о работе Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 в.в.