Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа
Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.
Философское творчество В.С. Соловьева многозначительно и один из моментов состоит в том, что, осуществив философский синтез, он надолго определил пути развития отечественной религиозной и философской мысли. Идеи всеединства, софиологии, историософии, любви и нравственности обозначились как основные философии XX века.
Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель.
Он выступает родоначальником
концепции ненасилия. Его учение
получило название толстовства. Суть этого
учения нашла отражение во многих
его произведениях. У Толстого имеются
и собственные философские
Толстой с огромной силой
нравственного осуждения
Толстой считал, что избавление
от насилия, на котором держится современный
мир, возможно на путях непротивления
злу насилием, на основе полного
отказа от какой-либо борьбы, а также
на основе нравственного
Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.
Идеи Толстого во время революции осуждались революционерами, так как адресовались они всем людям, включая и их самих. В то же время, являя революционное насилие по отношению к сопротивляющимся революционным преобразованиям, сами обагренные чужой кровью революционеры желали, чтобы насилие не проявлялось по отношению к ним самим. В данной связи не удивительно, что не прошло и десяти лет после революции, как было предпринято издание полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Объективно идеи Толстого способствовали обезоруживанию тех, кто подвергался революционному насилию.
Однако навряд ли правомерно
осуждать за это писателя. Многие люди
испытали благотворное влияние идей
Толстого. Среди последователей учения
писателя-философа был Махатма Ганди.
К числу поклонников его
Конец ХIХ - начало ХХ в. является
русским философским
Именно так сложились
отношения между русской
Литература:
кандидат философских наук, доцент,
Крымский государственный
инженерно-педагогический
член-корреспондент КАН
Сайт разработан SidchenkoBrothers УИТС-82
5. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство.
М.,1989.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.
М.,1990.
Информация о работе Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев