Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.

Работа содержит 1 файл

Русская философия золотой век Достоевский, толстой Соловьев..docx

— 42.75 Кб (Скачать)

Философское творчество В.С. Соловьева многозначительно и один из моментов состоит в том, что, осуществив философский синтез, он надолго определил  пути развития отечественной религиозной  и философской мысли. Идеи всеединства, софиологии, историософии, любви и  нравственности обозначились как основные философии XX века.

 

Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель.

 

Он выступает родоначальником  концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть этого  учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются  и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.

Толстой с огромной силой  нравственного осуждения подверг  критике государственные учреждения, суд, экономику. Однако критика эта  была противоречивой. Он отрицал революцию  как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некоторые  элементы социализма (стремление создать  на месте помещичьего землевладения  и полицейски-классового государства  общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с  тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало  исторический процесс с точки  зрения “вечных”, “изначальных” понятий  нравственного и религиозного сознания человечества”.

Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный  мир, возможно на путях непротивления  злу насилием, на основе полного  отказа от какой-либо борьбы, а также  на основе нравственного самосовершенствования  каждого отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.

Считая власть злом, Толстой  пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его  мнению, не должно осуществляться путем  насилия, а посредством мирного  и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных  обязанностей и должностей, от участия  в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали  за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.

Идеи Толстого во время  революции осуждались революционерами, так как адресовались они всем людям, включая и их самих. В то же время, являя революционное насилие  по отношению к сопротивляющимся революционным преобразованиям, сами обагренные чужой кровью революционеры  желали, чтобы насилие не проявлялось  по отношению к ним самим. В  данной связи не удивительно, что  не прошло и десяти лет после революции, как было предпринято издание  полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Объективно идеи Толстого способствовали обезоруживанию тех, кто подвергался  революционному насилию.

Однако навряд ли правомерно осуждать за это писателя. Многие люди испытали благотворное влияние идей Толстого. Среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди. К числу поклонников его таланта  относился и американский писатель У. Э. Хоуэлс, который писал: “Толстой — величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра, и сам он никогда не отрицает единства своей совести и своего искусства”.

 

 

 

 

 

 

Конец ХIХ - начало ХХ в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская  мысль серебряного века русской  культуры, представляющая собой золотой  самородок, сама явилась на свет как  преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р. А. Гальцевой, “.... в русской  культуре существует что-то вроде литературно-философской  эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства  и философии, из сферы художественного  созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот”.

Именно так сложились  отношения между русской классикой  и философским возрождением конца  века, которое представлено именами  Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др. Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле  А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская литература, вобравшая в  себя и по-своему переплавившая плоды  обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Затем, в ответ на новое, нигилистическое  веяние времени, опираясь на духовную крепость “святой русской литературы” (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа “золотого века” классики. Оказывается, что не русская словесность  “серебряного века” является главной  наследницей классической литературы - для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам  чувственности). Преемницей русской  литературы оказывается именно философская  мысль, она на следует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

 

 

 

 

Литература:

 

  1. А.В. Потапенков,

 кандидат философских  наук, доцент,

 Крымский государственный  инженерно-педагогический университет,

 член-корреспондент КАН

  1. П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное - Москва: Академический Проект, 2002
  2. "Тихоокеанский Государственный Университет"

       Сайт разработан  SidchenkoBrothers УИТС-82

  1. Сайт www.Grandars.ru,

5.   Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство.

     М.,1989.

      Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.

     М.,1990.

 

 

 


Информация о работе Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев