Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.

Работа содержит 1 файл

Русская философия золотой век Достоевский, толстой Соловьев..docx

— 42.75 Кб (Скачать)

Большое внимание в своем  творчестве Соловьев уделяет этике  всеединства, основные положения которой  он выдвинул в работе “Оправдание  добра”. В ее основе — положение  о существовании в мире добра  как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано  с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает  полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение  к другим людям) и благоговение (отношение  к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана  свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком  божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как  основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.

На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах  справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом —  пророкам. Христианское государство  должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению  народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать  в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая  должна быть создана на основе органического  соединения положительных элементов  западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей  — восточного православия, обладающего  богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего  наднациональную духовную власть, независимую  от государства.

Соловьев говорит о  трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и  славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и  обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.

В.С. Соловьев (1853-1900) - философ, публицист, поэт, литературный критик. Окончив Московский университет, он преподает, а в 70-е годы защищает сначала магистерскую, затем докторскую диссертации. Корни его философских  воззрений весьма разветвлены: философия  Древнего Востока, платонизм, патристика, немецкая мистика. Но «первой любовью» Соловьев называет Б. Спинозу с его  пантеистическим пониманием мира, вторыми  увлечением – А. Шопенгауэра. Главные  же философские симпатии, которые  русский мыслитель пронес через  всю жизнь, принадлежали Ф. Шеллингу с его идеей абсолютного, безусловного начала всякого бытия и мышления. Значительным было также влияние  славянофилов (идеи соборности и «цельного  знания») и учителя П.Д. Юркевича, увлеченного метафизикой сердца как средоточия духовной жизни человека.

Вдумчивая проработка и органический синтез накопленного материала, адаптация  его к собственному мировоззрению, позволили Соловьеву создать  первую в России философскую систему, не сводимую ни к одной традиции, разработать свой категориально-понятийный аппарат. Он поставил цель – реформировать  христианскую православную философию, выявить ее подлинную гуманную сущность, ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему  форму, «форму свободно-разумного мышления», когда философский анализ включал бы в себя и то, что содержит вера. Основными понятиями его философии становятся: всеединство, Добро и разные формы его воплощения, любовь, вера, богочеловек и богочеловечество, София, ведущими темами – онтологические, этические, социологические и историко-философские.

Первой крупной работой, где обозначились исходные установки  и важнейшие особенности будущей  концепции всеединства, стала магистерская диссертация молодого философа "Кризис западной философии» (против позитивистов)", где в русле славянофильской  идеи «цельного знания», Соловьев критикует  западную философию за «разорванность»  духа и потому отвлеченно-теоретический  характер познания. Эту философию, получившую завершенную форму в эмпиризме (признании безусловности чувственно-постигаемого знания) и рационализме (безусловности  рационального познания действительности) Соловьев объявляет безвозвратно ушедшей  в прошлое. В ней произошло  произвольное расщепление духа и  искажение сути бытия. Он называет такой  подход к действительности «отвлеченными  началами», когда целое пытаются заменить частями.

В.С. Соловьев приходит к  выводу, что «полная истина дается лишь через установление такой связи, где синтезируются чувства и  разум, и все это базируется на вере – непосредственной безусловной  уверенности в существовании  мира». Каждое из указанных начал  ограничено и занимает определенное место в высшем органическом синтезе. Верховным же принципом выступает  положительное всеединство. Поэтому  предметом философии он считает  не бытие как таковое, а то, чему оно принадлежит, т.е. безусловно сущее  как начало всякого бытия. Конечным же итогом истинного знания должно быть свободная, научная теософия –  всесторонний синтез преодолевших свою отвлеченность теологии, философии  и науки. В основу этого синтеза  мыслитель кладет нравственный элемент, рассматривая, таким образом, философию  не как абстрактную теорию, а как  философию жизни, иначе говоря, практически  направленного знания.

Главной категорией метафизики В.С. Соловьева выступает категория  «сущее», которая предшествует «бытию». Бытие при этом понимается как  способ существования сущего, его  проявления в различных формах. «Сущее, - находим мы у философа, - есть являющееся, а бытие есть явление». Первое, безусловно, вечно; второе же – преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе – материальный мир. Между ними устанавливается  связь сущности и явления, и Соловьев, таким образом, устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие, и утверждает пантеистический  взгляд на мир. Он, таким образом, проясняет  смысл бытия как его укорененности  в боге («оправдание твари»).

Объясняя же взаимоотношения  Бога и мира, Бога и человека, происхождения  несовершенного мира и совершенного Бога, Соловьев прибегает к третьей  силе, отличной как от божественного, так и от природного, - Мировой  Душе. Она выполняет функцию связующего звена между ними, являя собой  «божественное самораскрытие» в  мире и его активное внутреннее начало. Первоначально «свободным актом» Мировой  Души объединяемый ею мир, по Соловьеву, отпал от Божества и распался на множество враждующих элементов. Затем  длинным рядом свободных действий все это восставшее множество  должно примириться с собой и  с Богом и возродиться в  форме абсолютного организма, то есть стать истинной, преображенной  действительностью.

В «Критике отвлеченных начал» (1877-1880) Соловьев формулирует учение о двух формах Абсолюта: абсолютно-сущем  и абсолютно-становящемся. У них  одно абсолютное содержание – всеединство. Только в первом случае оно уже  дано – в Боге – как вечный и нераздельный акт, во втором же –  в отпавшем материальном мире всеединство  лишь задано образом Единого и  достигается в процессе длительного  его развития и совершенствования. В нем господствует раз-лад, дез-организация, вражда отдельных существ и тел, стремление разъединиться, обособиться, замкнуться в себе и от других. И  это равно эгоизму и злу.

Однако природа рассыпалась  бы в прах, перестала бы просто сущестововать, если бы не было более высокого, чем  вражда и эгоизм, принципа – принципа всеединства, которое равносильно  Добру и которое есть Бог. Он как  раз и образует то, что спасет мир от распада и Зла, от беспорядка и хаоса. Это – Мировая Душа, именуемая теперь Соловьевым Софией, - особый род всеединства в Боге. Она призвана восстановить единство мирового бытия, вновь соединяясь с  Божеством.

Абсолютно-сущее оказывается  неотделимым от мира, и смысл эволюции Соловьев видит в стремлении к  всеединству, выступающему принципом  идеального устройства мирового процесса и любого множества. Его существенные характеристики – «взаимопроникнутось  и в то же время взаимораздельность всех его элементов». Всеединство  как объединение и гармония всех сторон бытия, к которому призывает  Соловьев, существует «не за счет всех и в ущерб им, а в пользу всех, сохраняя и усиливая свои элементы, осуществляясь в них как полнота  бытия».

Все существующее в мире и в человеке, таким образом, существует не само по себе, не отдельно друг от друга, а в той общей связи, которая  делает мир и человека целостными, то есть через отношение к всеединству. Космический процесс, по Соловьеву, есть последовательность «повышений бытия», - восхождения Вселенной к всеединству: от минералогического царства к  растительному, от него к животному, затем к природно-человеческому, который только и можно назвать  Царством Божьим. В дочеловеческом природном мире божественный элемент (замысел) существовал лишь потенциально и только в человеке он актуализируется, становится целью и смыслом человеческой деятельности. Именно человек совершает  и завершает единение с Богом, потому что он обладает духовной свободой и ему открывается в Боге всеединство  как полнота бытия.

Человек может утвердить  себя двояким способом: вопреки божественному  образцу всеединства, укрепляя эгоизм, сея вражду и разрушения, и, активно  принимая участие в становлении  всеединства мира в соответствии с божественным замыслом. В первом случае человек ставит себя на место Бога, теряя Бога и самого себя, во втором – он создает в себе всеединство и руководствуется им как принципом во всех отношениях к миру, участвуя в просветлении хаоса, придавая миру порядок, выступая со-творцом мировой гармонии. Он становится богочеловеком, высокое назначение которого соединить все части мира в единое целое, одухотворить мир, провести «дух во все области человеческой и природной жизни, чтобы сомкнулась через нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с Землей».

В этом В.С. Соловьев видит  не только великую миссию, но и спасение человека, так как человек обретает себя путем отрицания в себе эгоизма  воли, искореняет зло, творит Добро, утверждает Красоту, противостоя уродству и  безобразию в природе и грязи  жизни, сочетает Красоту и Добро  с поисками Истины – праведного, благого знания. Путь «богочеловека» – есть жизненный путь личности, основанный на следовании Богу, Добру, Красоте, Истине.

Важнейшей проблемой, которую  разрабатывает в своей концепции  В.С. Соловьев, становится проблема Добра (труд «Оправдание добра. Нравственная философия»). Составляя полноту бытия, Добро ничем не обусловлено, напротив, сабой все обусловливает и  через все осуществляется. Оно  призвано через человека, через культуру организовать бытие на пути к всеединству. Добро при этом трактуется онтологически  как некая высшая сущность (Бог), получающая воплощение в различных  формах – в индивидуальном бытии  человека, в религии и Церкви, в истории человечества. Добро  составляет содержание и смысл человеческой жизни, проявляясь прежде всего в  чувствах стыда, жалости (сострадание) и благоговения – незыблемых основах  нравственной жизни человека. Элементарное моральное переживание – сострадание (идея Шопенгауэра), но его недостаточно для построения нравственности. Можно  сострадать другим, но вести себя безнравственно – развратничать, пьянствовать и  т.п. Необходимым регулятивом поведения, важнейшим первоэлементом морали, человечности вообще выступает чувство стыда («Я стыжусь, следовательно, я существую» – перефразирует Соловьев Декарта). Стыд удерживает человека на пути умеренности и порядочности. Третьим элементом этического синтеза В. Соловьев называет чувство благоговения. Быть нравственным, творить Добро я могу только, будучи убежденным в его обязательности, безусловности, когда я благоговею перед ним, обеспокоен его судьбой. Только нравственное беспокойство за свое поведение, постоянный суд над самим собой с позиций высшего авторитета, некоего абсолюта делает человека нравственным. Этот абсолют, по Соловьеву, - Бог, а чувство благоговения – глубокое религиозное чувство.

Благодаря наличию первичных  нравственных качеств, люди способны видеть различия между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы. Именно человек становится способным  оценивать с точки зрения соответствия Добру не только свое собственное  поведение, но те общественные образования, в которые он оказывается включенным. Способом упразднения зла и торжества  Добра выступает любовь -  взаимное, свободное стремление всего живого  друг к другу, а человека к Богу. Любовь есть спасение индивидуальности через внутреннее познание истины другого, его безусловности. В работе «Смысл любви» В.С. Соловьев замечает: «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности, через  жертву эгоизма. …Эгоизм же, напротив, есть демонстрация отрицания любви  и отрицания индивидуальности». Любовь – это созидание нового человека, его рождение и преображение, но не через насилие, а через такие  духовные качества, как вера, солидарность, братство.

Значительная часть работ  В.С. Соловьева посвящена размышлениям о возможных путях развития человечества. Космический процесс, по его мнению с рождением человека переходит  в исторический, где всеединство  выступает как социальный идеал, как смысл истории, уже явленный И. Христом. Соответственно, «история есть богочеловеческий процесс воплощения Божества и обожения человека, или  богодействия», пишет он в «Чтениях о богочеловечестве». В этой прогрессивной  эволюции человечество проходит через экономический, политический этапы и достигает своей высшей стадии в духовном обществе, или Церкви как социальном единстве.

Соловьев разрабатывает  проект теократической утопии, согласно которой будущее человечества должно быть обеспечено всемирной теократией – воссоединением церквей; духовный авторитет в этом обществе будет  принадлежать первосвященнику, светскую же, политическую власть будет представлять государь – свободный инициатор  прогрессивного социального движения. В поисках последнего Соловьев пришел к учению о «трех коренных силах» и к концепции «русской идеи».

Развитие человечества, полагает он, управляется тремя силами. Первая из них – «восточная», она чрезмерно  подчиняет всякое многообразие одному верховному началу и тем самым  подавляет личность. Вторая сила –  «западная», напротив, утверждает чрезмерную независимость частного от общего и  ведет к всеобщему эгоизму, индивидуализму, анархии. Необходимо третья сила, которая  могла бы преодолеть ограниченности и недостатки первых двух и интегрировать  их положительное содержание, которое  и станет безусловным содержанием  человеческого развития. Эта сила должна примирить единство высшего  начала со свободной множественностью частных форм и элементов и  тем самым дать жизнь и целостность  разорванному человечеству. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать  только славянство и прежде всего  русский народ, который заложит  первый кирпичик в фундамент свободной  теократии. Так русский мыслитель  обозначил историческую (нравственную, по своей сути) миссию России в развитии богочеловечества – великой христианской цивилизации будущего, цель которой  – «восстановить на Земле верный образ Божественно троицы».

Информация о работе Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев