Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа
Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.
Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.
Повседневная мораль человека
основывается на трех исходных понятиях:
стыд (определяет отношение к природному,
материальному началу), жалость (отношение
к другим людям) и благоговение (отношение
к высшему, божественному началу).
Нравственной целью для человека
выступает всеединство как
На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.
Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.
В.С. Соловьев (1853-1900) - философ, публицист, поэт, литературный критик. Окончив Московский университет, он преподает, а в 70-е годы защищает сначала магистерскую, затем докторскую диссертации. Корни его философских воззрений весьма разветвлены: философия Древнего Востока, платонизм, патристика, немецкая мистика. Но «первой любовью» Соловьев называет Б. Спинозу с его пантеистическим пониманием мира, вторыми увлечением – А. Шопенгауэра. Главные же философские симпатии, которые русский мыслитель пронес через всю жизнь, принадлежали Ф. Шеллингу с его идеей абсолютного, безусловного начала всякого бытия и мышления. Значительным было также влияние славянофилов (идеи соборности и «цельного знания») и учителя П.Д. Юркевича, увлеченного метафизикой сердца как средоточия духовной жизни человека.
Вдумчивая проработка и органический синтез накопленного материала, адаптация его к собственному мировоззрению, позволили Соловьеву создать первую в России философскую систему, не сводимую ни к одной традиции, разработать свой категориально-понятийный аппарат. Он поставил цель – реформировать христианскую православную философию, выявить ее подлинную гуманную сущность, ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему форму, «форму свободно-разумного мышления», когда философский анализ включал бы в себя и то, что содержит вера. Основными понятиями его философии становятся: всеединство, Добро и разные формы его воплощения, любовь, вера, богочеловек и богочеловечество, София, ведущими темами – онтологические, этические, социологические и историко-философские.
Первой крупной работой,
где обозначились исходные установки
и важнейшие особенности
В.С. Соловьев приходит к выводу, что «полная истина дается лишь через установление такой связи, где синтезируются чувства и разум, и все это базируется на вере – непосредственной безусловной уверенности в существовании мира». Каждое из указанных начал ограничено и занимает определенное место в высшем органическом синтезе. Верховным же принципом выступает положительное всеединство. Поэтому предметом философии он считает не бытие как таковое, а то, чему оно принадлежит, т.е. безусловно сущее как начало всякого бытия. Конечным же итогом истинного знания должно быть свободная, научная теософия – всесторонний синтез преодолевших свою отвлеченность теологии, философии и науки. В основу этого синтеза мыслитель кладет нравственный элемент, рассматривая, таким образом, философию не как абстрактную теорию, а как философию жизни, иначе говоря, практически направленного знания.
Главной категорией метафизики
В.С. Соловьева выступает категория
«сущее», которая предшествует «бытию».
Бытие при этом понимается как
способ существования сущего, его
проявления в различных формах. «Сущее,
- находим мы у философа, - есть являющееся,
а бытие есть явление». Первое, безусловно,
вечно; второе же – преходяще, относительно.
Первое есть Бог, второе – материальный
мир. Между ними устанавливается
связь сущности и явления, и Соловьев,
таким образом, устраняет ту непроходимую
грань, которую полагало христианское
богословие, и утверждает пантеистический
взгляд на мир. Он, таким образом, проясняет
смысл бытия как его
Объясняя же взаимоотношения
Бога и мира, Бога и человека, происхождения
несовершенного мира и совершенного
Бога, Соловьев прибегает к третьей
силе, отличной как от божественного,
так и от природного, - Мировой
Душе. Она выполняет функцию
В «Критике отвлеченных начал» (1877-1880) Соловьев формулирует учение о двух формах Абсолюта: абсолютно-сущем и абсолютно-становящемся. У них одно абсолютное содержание – всеединство. Только в первом случае оно уже дано – в Боге – как вечный и нераздельный акт, во втором же – в отпавшем материальном мире всеединство лишь задано образом Единого и достигается в процессе длительного его развития и совершенствования. В нем господствует раз-лад, дез-организация, вражда отдельных существ и тел, стремление разъединиться, обособиться, замкнуться в себе и от других. И это равно эгоизму и злу.
Однако природа рассыпалась бы в прах, перестала бы просто сущестововать, если бы не было более высокого, чем вражда и эгоизм, принципа – принципа всеединства, которое равносильно Добру и которое есть Бог. Он как раз и образует то, что спасет мир от распада и Зла, от беспорядка и хаоса. Это – Мировая Душа, именуемая теперь Соловьевым Софией, - особый род всеединства в Боге. Она призвана восстановить единство мирового бытия, вновь соединяясь с Божеством.
Абсолютно-сущее оказывается
неотделимым от мира, и смысл эволюции
Соловьев видит в стремлении к
всеединству, выступающему принципом
идеального устройства мирового процесса
и любого множества. Его существенные
характеристики – «взаимопроникнутось
и в то же время взаимораздельность
всех его элементов». Всеединство
как объединение и гармония всех
сторон бытия, к которому призывает
Соловьев, существует «не за счет всех
и в ущерб им, а в пользу всех,
сохраняя и усиливая свои элементы,
осуществляясь в них как
Все существующее в мире
и в человеке, таким образом, существует
не само по себе, не отдельно друг от друга,
а в той общей связи, которая
делает мир и человека целостными,
то есть через отношение к всеединству.
Космический процесс, по Соловьеву,
есть последовательность «повышений бытия»,
- восхождения Вселенной к
Человек может утвердить себя двояким способом: вопреки божественному образцу всеединства, укрепляя эгоизм, сея вражду и разрушения, и, активно принимая участие в становлении всеединства мира в соответствии с божественным замыслом. В первом случае человек ставит себя на место Бога, теряя Бога и самого себя, во втором – он создает в себе всеединство и руководствуется им как принципом во всех отношениях к миру, участвуя в просветлении хаоса, придавая миру порядок, выступая со-творцом мировой гармонии. Он становится богочеловеком, высокое назначение которого соединить все части мира в единое целое, одухотворить мир, провести «дух во все области человеческой и природной жизни, чтобы сомкнулась через нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с Землей».
В этом В.С. Соловьев видит не только великую миссию, но и спасение человека, так как человек обретает себя путем отрицания в себе эгоизма воли, искореняет зло, творит Добро, утверждает Красоту, противостоя уродству и безобразию в природе и грязи жизни, сочетает Красоту и Добро с поисками Истины – праведного, благого знания. Путь «богочеловека» – есть жизненный путь личности, основанный на следовании Богу, Добру, Красоте, Истине.
Важнейшей проблемой, которую
разрабатывает в своей
Благодаря наличию первичных нравственных качеств, люди способны видеть различия между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы. Именно человек становится способным оценивать с точки зрения соответствия Добру не только свое собственное поведение, но те общественные образования, в которые он оказывается включенным. Способом упразднения зла и торжества Добра выступает любовь - взаимное, свободное стремление всего живого друг к другу, а человека к Богу. Любовь есть спасение индивидуальности через внутреннее познание истины другого, его безусловности. В работе «Смысл любви» В.С. Соловьев замечает: «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности, через жертву эгоизма. …Эгоизм же, напротив, есть демонстрация отрицания любви и отрицания индивидуальности». Любовь – это созидание нового человека, его рождение и преображение, но не через насилие, а через такие духовные качества, как вера, солидарность, братство.
Значительная часть работ
В.С. Соловьева посвящена
Соловьев разрабатывает проект теократической утопии, согласно которой будущее человечества должно быть обеспечено всемирной теократией – воссоединением церквей; духовный авторитет в этом обществе будет принадлежать первосвященнику, светскую же, политическую власть будет представлять государь – свободный инициатор прогрессивного социального движения. В поисках последнего Соловьев пришел к учению о «трех коренных силах» и к концепции «русской идеи».
Развитие человечества, полагает он, управляется тремя силами. Первая из них – «восточная», она чрезмерно подчиняет всякое многообразие одному верховному началу и тем самым подавляет личность. Вторая сила – «западная», напротив, утверждает чрезмерную независимость частного от общего и ведет к всеобщему эгоизму, индивидуализму, анархии. Необходимо третья сила, которая могла бы преодолеть ограниченности и недостатки первых двух и интегрировать их положительное содержание, которое и станет безусловным содержанием человеческого развития. Эта сила должна примирить единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов и тем самым дать жизнь и целостность разорванному человечеству. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство и прежде всего русский народ, который заложит первый кирпичик в фундамент свободной теократии. Так русский мыслитель обозначил историческую (нравственную, по своей сути) миссию России в развитии богочеловечества – великой христианской цивилизации будущего, цель которой – «восстановить на Земле верный образ Божественно троицы».
Информация о работе Русская философия золотой век Достоевский, Толстой Соловьев