Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:15, контрольная работа
Первые опыты русского философствования относятся еще к ранней киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности. В религиозно-философских трактатах 10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика.
1. Введение
2. Западничество
3. Славянофильство
4. Философско-религиозное направление: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
5. Материалистическое течение в русской философии: Н.Г. Чернышевский
6. Заключение
7. Список литературы
4. Философско-религиозное направление: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
Философия великих русских писателей,
мыслителей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого
составляет целый пласт русской
религиозной философии XIX века. В
центре их религиозно-философских
В поисках путей к преобразованию
жизни Достоевский много
Христианский
религиозно-философский пафос «
Для Достоевского, человека
глубоко религиозного, смысл человеческой
жизни заключается в
Вот почему в третьей и окончательной редакции романа появляется следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием… Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».
Идея православия очень полно
должна была выразиться в «
Кстати, в черновых записях роман заканчивался следующими словами: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему же Достоевский изменил последние строки? Наверное, он посчитал, что высокая нравственность может быть заключена не только в христианских принципах, ведь у каждого человека есть своя совесть, которая позволяет или не позволяет ему совершать аморальные поступки, независимо от того, верует человек в Бога или нет. Он осознавал, что путь к добру и счастью может лежать не только через религию. Но такой путь Федор Михайлович определил для себя и своего героя. Слово «религия» для Достоевского было равнозначно словам «совесть», «любовь», «жизнь». Наверняка поэтому он сделал окончание своего романа менее конкретным, но от этого не менее сильным.
И все же в «Преступлении и наказании» довольно много библейской символики. Например, духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика (воскресение Христа) перекликается в романе с символикой воскресения Лазаря. Этот евангельский сюжет воспринимается главным героем как обращение лично к нему. И если до этого момента читатель чувствует, что гнет тяжелых мыслей Раскольникова только растет, то после него уже ощущается надежда на нравственное исцеление. Кроме того, именно этот эпизод, наконец, объединяет «убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
В конце эпилога упоминается еще один библейский персонаж – Авраам. В книге Бытия это первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Достоевский уверен в обращении Бога к человеку, в его активном участии в судьбах людей. Недаром в заключительных главах романа целый ряд героев высказывается о Боге именно в таком смысле.
Соня, которая является проводником мыслей автора, говорит: «Пойди…стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…и скажи всем, вслух: «Я убил». Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Она же говорит: «Бог этого не попустит», или: «Бог защитит». Когда Раскольников спрашивает, что Бог для нее делает, она без сомнений отвечает: «Все делает».
Таким образом, Федор
Из этого взаимодействия еще и становится ясно, что ни одна из идеологий героев не представляет собой надежной и убедительной альтернативы теории Раскольникова, глубоко выстраданной и по-своему честной. По-видимому, автор хотел сказать, что любая абстрактная теория, обращенная к человечеству, на самом деле бесчеловечна, потому что в ней нет места конкретному человеку, его живой природе. Не случайно в эпилоге, говоря о просветлении Раскольникова, Достоевский противопоставляет «диалектику» и «жизнь»: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
Трудно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны – тайны души человека. «Преступление и наказание» – это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.
Главный герой романа, Родион
Раскольников, - личность сильная
и незаурядная. Достоевский
Главный нравственный урок
образа Раскольникова
Федор Михайлович Достоевский,
Действительно, мир вокруг нас зависит от того, каким видим его в будущем мы. Алчность, жадность, жестокость, гордыня, злость, пошлость, зависть – все это нравственные пороки, пороки заключенные в самом человеке. Исцеление от них Достоевский увидел в религии, страдании, христианском смирении и любви. Но вот принять «правду» Достоевского или нет, каждый решает сам.
Философские проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
“Война и мир” была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций устроить идеальный социальный строй.
“Война и мир” — одно
из самых замечательных
Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, — писал Толстой.
В “Войне и мире”, этом романе-исследовании,
огромная роль отводилась картине характеров
и нравов. Он воссоздает душевные переживания
разных людей того времени, их духовные
устремления. Лучшими представителями
дворянства являются Пьер Безухов и
Андрей Болконский. Они оба стремятся
к разумному устройству общества,
оба жаждут правды. В конечном итоге
они доходят до обращения к
народу, к сознанию необходимости
служить ему, слиться с ним, отрицают
все формы либерализма. Характерно,
что вообще дворянская культура того
времени представлена в романе преимущественно
этими умственными и
Информация о работе Русская философия (XVIII – первая четверть XIX в.)