Русская философия (XVIII – первая четверть XIX в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Первые опыты русского философствования относятся еще к ранней киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности. В религиозно-философских трактатах 10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика.

Содержание

1. Введение
2. Западничество
3. Славянофильство
4. Философско-религиозное направление: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
5. Материалистическое течение в русской философии: Н.Г. Чернышевский
6. Заключение
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия контр. раб..docx

— 55.45 Кб (Скачать)

 

4. Философско-религиозное направление: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой

Философия великих русских писателей, мыслителей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого составляет целый пласт русской  религиозной философии XIX века. В  центре их религиозно-философских исканий  находились проблемы нравственного  и социального совершенствования. Достоевский и Толстой не построили  собственных онтолого- гносеологических систем, но ими созданы не просто выдающиеся творения культуры, а внесен огромный вклад в развитие всей духовной сферы. В 60-е годы XIX в. Достоевский, с кругом единомышленников, разрабатывает идеи почвенничества. Основополагающей была идея о "национальной почве" как основе и форме социального и духовного развития России. Еще в юности Достоевский увлекался идеями социализма, мечтал об эпохе всеобщего братства. Особые надежды возлагал он на русский народ. "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей..." - писал Достоевский. Вместе с тем писатель отверг путь революционной борьбы. Мыслью писателя, неоднократно высказываемой им в "Братьях Карамазовых" (легенда о "Великом инквизиторе") и "Бесах": " там, где пытаются найти спасение в голом насилии, где нет любви и свободы, религии и нравственности, там ничего, кроме крови, убийств и преступлений получится не может. Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасет и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений". При этом кризис культуры Достоевский видел в провозглашении гуманистических идеалов без опоры на высшие духовные ценности. "Совесть без Бога есть ужас, - писал Достоевский, - она может довести человека до величайшего преступления". Как философ Достоевский пророчески предвидел крушение этого безбожного гуманизма, обернувшегося антигуманизмом в советском обществе. Без религиозно-нравственной, деятельной любви "борцы за свободу" становится лже-пророками, мнимыми освободителями т. е. тиранами, фальшивомонетчиками, сеющими семена преступлений и зла. В противовес безбожному гуманизму Достоевский выдвигает "христианский гуманизм", который утверждает абсолютную ценность человеческой личности не самой по себе, а как образа и подобия Божия.

В поисках путей к преобразованию жизни Достоевский много внимания уделял проблемам красоты. Красота  для Достоевского - прежде всего  нравственная категория. Она включает в себя понятия доброты, взаимопомощи, духовного подвига. В такой трактовке  проблемы писатель был солидарен  не только со многими близкими ему  русскими мыслителями. Он обращался  также к классической западноевропейской культуре. Большое влияние на формирование его личности оказал Шиллер. И вслед  за Шиллером Достоевский утверждал: "Красота спасет мир". 

 

Христианский  религиозно-философский пафос «Преступления  и наказания».  

 Для Достоевского, человека  глубоко религиозного, смысл человеческой  жизни заключается в постижении  христианских идеалов любви к  ближнему. Поэтому преступление Раскольникова автор оценивает не с юридической, а с нравственной стороны. Ведь по христианским понятиям Родион Раскольников глубоко грешен. И греховность его, с точки зрения писателя, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыне, в презрении к людям, в желании стать властелином, «право имеющим».  По Достоевскому, первое и самое главное преступление Раскольников совершил перед Богом, второе (убийство Алены Ивановны и Лизаветы) – перед людьми, причем как следствие первого.  

 Вот почему в третьей и  окончательной редакции романа  появляется следующая запись: «Идея  романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием… Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».  

 Идея православия очень полно  должна была выразиться в «видении  Христа» - так предполагал сначала  закончить «Преступление и наказание»  Достоевский: Раскольникову предстает  видение Христа, после этого он  идет просить прощения у народа. Вообще у автора за время  работы над романом возникало  много вариантов его финала. Например, в одной из черновых записей  читаем: «Финал романа. Раскольников  застрелиться идет». Но это  было бы финалом только для  «идеи Наполеона». Писатель же  намечает еще и финал для  «идеи любви». Просто показать крах бесчеловечной теории своего героя для Достоевского мало. Наверное, поэтому, он останавливается в конечном итоге на существующем финале, где с полной силой показана исцеляющая сила любви: «Их воскресила любовь».  

 Кстати, в черновых записях  роман заканчивался следующими  словами: «Неисповедимы пути, которыми  находит Бог человека».  Почему же Достоевский изменил последние строки? Наверное, он посчитал, что высокая нравственность может быть заключена не только в  христианских принципах, ведь у каждого человека есть своя совесть, которая позволяет или не позволяет ему совершать аморальные поступки, независимо от того, верует человек в Бога или нет. Он осознавал, что путь к добру и счастью может лежать не только через религию. Но такой путь Федор Михайлович определил для себя и своего героя. Слово «религия» для Достоевского было равнозначно словам «совесть», «любовь», «жизнь». Наверняка поэтому он сделал окончание своего романа менее конкретным, но от этого не менее сильным.  

  И все же в «Преступлении и наказании» довольно много библейской символики. Например, духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика (воскресение Христа) перекликается в романе с символикой воскресения Лазаря. Этот евангельский сюжет воспринимается главным героем как обращение лично к нему. И если до этого момента читатель чувствует, что гнет тяжелых мыслей Раскольникова только растет, то после него уже ощущается надежда на нравственное исцеление. Кроме того, именно этот эпизод, наконец, объединяет «убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».  

 В конце эпилога упоминается  еще один библейский персонаж  – Авраам. В книге Бытия это  первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Достоевский уверен в обращении Бога к человеку, в его активном участии в судьбах людей. Недаром в заключительных главах романа целый ряд героев высказывается о Боге именно в таком смысле.   

 Соня, которая является проводником  мыслей автора, говорит: «Пойди…стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…и скажи всем, вслух: «Я убил». Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Она же говорит: «Бог этого не попустит», или: «Бог защитит». Когда Раскольников спрашивает, что Бог для нее делает, она без сомнений отвечает: «Все делает».    

 Таким образом, Федор Михайлович  Достоевский в «Преступлении  и наказании» подчеркивает великую  силу веры в Бога, способную  нравственно исцелить и воскресить  человека, дать силы для новой,  лучшей жизни. К тому же, автор  говорит своему читателю, что  вера и любовь всегда были  и будут выше и сильнее любых  теорий.  

 Из этого взаимодействия  еще и становится ясно, что  ни одна из идеологий героев не представляет собой надежной и убедительной альтернативы теории Раскольникова, глубоко выстраданной и по-своему честной. По-видимому, автор хотел сказать, что любая абстрактная теория, обращенная к человечеству, на самом деле бесчеловечна, потому что в ней нет места конкретному человеку, его живой природе. Не случайно в эпилоге, говоря о просветлении Раскольникова, Достоевский противопоставляет «диалектику» и «жизнь»: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Трудно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой  тайны – тайны души человека. «Преступление и наказание» –  это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.   

 Главный герой романа, Родион  Раскольников, - личность сильная  и незаурядная. Достоевский этого  не отрицает. Более того, осуждая  идеи своего героя, он полностью  согласен с ним в одном: человечество  погрязло в грязи и пошлости, и нужно искать из этого  выход. Только вот выход Достоевский  видит, в отличие от своего  героя, не во власти сильных,  не в перешагивании через судьбы  людей, пусть даже во имя  благих целей. Его выход –  это любовь и глубокая вера  в Бога. Да, человек не может  быть несвободным, нельзя отнимать  у него великое право быть  человеком и жить по-человечески.  Страшно, когда человеку некуда  пойти. Но не менее страшно,  когда человеку все дозволено.  По Достоевскому вседозволенность  ведет к аморальности и распаду  всех человеческих связей. К этому  выводу автор пришел долгим  и трудным путем, столь же  мучительно идет к осознанию  истины и Раскольников. «Счастье  покупается страданием», - говорит  нам Достоевский, и в этом  ему видится неизменный закон  человеческой жизни.   

 Главный нравственный урок  образа Раскольникова заключается  в осознании ответственности  за свои поступки. Как бы ни  были благи цели, которые ставит  перед собой человек, они не  оправдывают страданий других  людей. Достоевскому принадлежат  слова, что никакая революция,  которая может осчастливить многих, не стоит одной слезы ребенка.  В понятии человеческой жизни  для Достоевского заключено нечто  святое, неподвластное никаким идеям  и теориям. «Возлюби ближнего  своего», - говорит одна из библейских  заповедей.  Эту же мысль хочет донести до читателя и Достоевский. Гармония и счастье человечества заключены в этих словах, и лишь приняв их,  люди смогут нравственно очиститься, переродиться, как смог «возродиться к жизни» Родион Раскольников.   

 Федор Михайлович Достоевский,  великий социолог своего времени,  не отрицал влияния общественной  среды на мысли и поступки  человека. Но он не оправдывает  этим своего героя, в принципе, решившегося на преступление  из-за желания исправить творящуюся  вокруг несправедливость. Писателю  принадлежат слова: «Ясно и  понятно до очевидности, что  зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекари-социалисты, что ни в каком устройстве  общества не избегните зла,  что душа человеческая останется  та же, что ненормальность и  грех исходят из нее самой». Автор заставляет нас задуматься  над тем, что же стоит совершенствовать  сначала: окружающий мир или  себя? И в то же время его  неотступно мучают «проклятые»  вопросы русского общества. Роза  Люксембург писала, что для Достоевского  «распалась связь времен перед  лицом того, что человек может  убить человека. Он не находит  покоя, он чувствует ответственность,  лежащую за этот ужас на  нем, на каждом из нас».  

 Действительно, мир вокруг  нас зависит от того, каким  видим его в будущем мы. Алчность, жадность, жестокость, гордыня, злость, пошлость, зависть – все это  нравственные пороки, пороки заключенные в самом человеке. Исцеление от них Достоевский увидел в религии, страдании, христианском смирении и любви. Но вот принять «правду» Достоевского или нет, каждый  решает сам.

 

Философские проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

“Война и мир” была написана в 60-е годы XIX века. Правительство  Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций устроить идеальный социальный строй.

“Война и мир” — одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.

Представляя события с  человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную  историческую сущность. Наполеон претендовал  на великую роль в истории, рассчитывал  творить историю, подчиняя ее собственной  воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, — писал Толстой.

В “Войне и мире”, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания  разных людей того времени, их духовные устремления. Лучшими представителями  дворянства являются Пьер Безухов и  Андрей Болконский. Они оба стремятся  к разумному устройству общества, оба жаждут правды. В конечном итоге  они доходят до обращения к  народу, к сознанию необходимости  служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно  этими умственными и нравственными  исканиями “образованного меньшинства”. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских  проблем, волнующих Толстого.

Информация о работе Русская философия (XVIII – первая четверть XIX в.)