Русская философия XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

Содержание

Введение
1. Основные направления философии: материализм и идеализм
2. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века
3. Учение об истине
4. Понятие общественных отношений
5. Человек как феномен общественной жизни
6. Право как продукт исторического развития общества
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

  Министерство  образования и  науки Российской Федерации

  Гуманитарный  юридический колледж

  Федерального  государственного бюджетного

  образовательного  учреждения

  высшего профессионального  образования

  «Оренбургский государственный  университет»  
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по основам  философии

Тема: «Русская философия XIX века» 
 
 
 
 
 
 

                        Проверил: Резаева Елена Владимировна

                  «___»________2012г.

                  Выполнил: «___»_______2011г. 
                   
                   
                   
                   

Содержание

Введение

1. Основные направления  философии: материализм и идеализм

2. Славянофильство  и западничество в русской  философии XIX века

3. Учение об  истине

4. Понятие общественных  отношений

5. Человек как  феномен общественной жизни

6. Право как  продукт исторического развития  общества

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Философия - форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение  коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в  нем. В буквальном смысле слово «философия»  означает любовь к мудрости (от греческих  слов филео — любовь и софия — мудрость).

Зарождение  философии как специфической  формы духовной деятельности относится  примерно к началу 1-го тысячелетия  до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий  математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

До Платона  и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.

1.Основные  направления философии:  материализм и  идеализм

В зависимости  от того, как, в частности, объясняется  природа побудительных сил деятельности людей, истолковывается сущность и  социальная направленность их деятельности и общественных отношений, из содержания которых складывается содержание общественной жизни и в целом исторического  процесса. Если исходить из того, что  мотивы и цели людей являются первоосновой их деятельности, ее конечной причиной, то получается идеалистическая трактовка  общественного развития, в которой  духовному началу отведена роль "демиурга" - творца общества и его культуры. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями  их общественного бытия, то утверждается материалистический взгляд на развитие общества.

Видимо, как первый, так и второй подходы  имеют право на существование. Это  значит, что основная линия разграничения  различных направлений и школ социальной философии лежит в  плоскости материалистического  и идеалистического подходов в истолковании движущих сил развития общества, всей человеческой истории.

Основополагающим  вопросом социальной философии является вопрос о том, как взаимодействуют  между собой сознание и бытие  людей, т.е., с одной стороны, их цели, мотивы, экономические, политические, нравственные и другие установки, а  с другой стороны, объективные обстоятельства их жизни и деятельности. Данный вопрос определяется самой сутью  развития общества, которое осуществляется путем сознательной и целеполагающей практической деятельности людей. Центральным  моментом при этом выступает взаимодействие объективных и субъективных обстоятельств  их деятельности, материальных и духовных факторов.

Последовательный  ответ на поставленный выше вопрос можно дать, лишь исходя из столь  же последовательного идеалистического или материалистического истолкования развития общества. В первом случае конечной причиной всех изменений в  обществе объявляется сознание людей  или же мировой дух и т.д. Во втором случае такую причину находят  в материальных условиях жизни людей, в их общественном бытии, которое  истолковывается как объективная  основа возникновения и развития сознания - общественного и индивидуального.

Как идеалистическое, так и материалистическое мировоззрение, равно как основанные на них методы исследования общественных явлений, сохраняют  свое значение и актуальность по сей день. Их придерживаются многие из существующих ныне течений и школ социально-философской мысли, дающих свое толкование происходящих в обществе процессов. Не исключено, что подобный плюрализм в области социальной философии может играть положительную роль, если он будет способствовать преодолению известной односторонности в исследовании явлений общественной жизни, более глубокому раскрытию взаимодействия материальных и духовных начал в историческом процессе. Этому в немалой степени может способствовать борьба идей и теорий материалистической и идеалистической социальной философии, если она будет развертываться в духе глубоких творческих дискуссий и конструктивных поисков истины.

Идеализм  в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной, ибо прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности - духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его  воплощению (материализации) в какой-либо практический результат.

Отсюда  делается вывод: сознание первично, все  остальное в обществе вторично, производно от сознания, определяется им. Исходя из данного постулата, все предметы материальной и духовной культуры, другие общественные явления истолковываются  как воплощение и олицетворение  сознания и в целом духовного  начала в жизни людей. Данный вывод  подкрепляется, в частности, историческим фактом отделения умственного труда  от физического и духовного производства от материального. При этом делается заключение об определяющем значении умственного труда и духовного  производства в жизни общества и  каждого человека. Главное в развитии общества усматривается в его  духовном совершенствовании, в конечном счете - в духовном совершенствовании  каждого человека.

В таких  суждениях есть немалая доля истины. Невозможно отрицать действительно  огромное значение духовного начала в развитии человека, общества и  его культуры. Хотя это еще не доказывает абсолютной самостоятельности  и полной независимости сознания людей и, так сказать, человеческого  духа от материальных условий общественной жизни. И все же на почве идеалистической  социальной философии высказано  немало идей, касающихся различных  сторон жизнедеятельности общества и человека. Это относится, например, к социально-философским воззрениям представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля, французских  философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеалистической  социальной философии, в том числе  неокантианства, современного позитивизма, экзистенциализма и т.д. Фундаментальное  значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объективной  основе развития общества. Кант видел  такую основу в объективно существующем мире умопостигаемых сущностей - "вещей  в себе", Гегель - в саморазвитии абсолютной идеи.

Материалистический  подход к пониманию общества также  заключается в признании объективных  основ его существования и  развития. Это последовательно обосновывается в социальной философии марксизма. Однако объективные основы развития общества усматриваются ею не в какой-либо духовной субстанции, а в материальных условиях развития общества, прежде всего, в развитии материального общественного  производства.

Тем самым  принципиально меняется исходное начало и вся система координат в  рассмотрении явлений общественной жизни, их природы, сущности, характера  их взаимодействия. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества. Иначе видятся те фундаментальные факторы исторического  процесса, которые определяют структуру  общества, характер его функционирования и развития.

Данный  подход, оформившийся в материалистическое истолкование истории, составляет сущность современной диалектико-материалистической социальной философии как философской  теории развития общества. Одновременно он выступает в качестве диалектико-материалистической методологии исследования явлений  общественной жизни, общества как целостной  социальной системы, исторического  процесса. Данная методология ориентируется  на то, чтобы первооснову развития общества искать не в сознании, а  в общественном бытии людей, которое  в решающей степени обусловливает  мотивы деятельности и поведения  каждого человека, в том числе  его желания, стремления, цели. Роль сознания, духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится  о постоянном возрастании их значения в развитии общества. В то же время  указывается, что они производны от содержания общественного бытия  людей, материальных условий их жизни.

Таким образом, развитие общества предстает  как "естественно-исторический процесс", развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия, прежде всего в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.

2. Славянофильство  и западничество  в русской философии  XIX века

Славянофильство как направление философской  мысли занимает видное место в  мировоззренческом творчестве середины XIX века. Основные его представители  были противниками как западников, так и революционных демократов. Они заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в. Основателями этого направления были А.С.Хомяков и И.В.Киреевский, к которым присоединились К.С. Аксаков, И.С Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин и др. Близки к славянофилам по идейным позициям были писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков.

Лучше всего представление об этом течении  дает философия Алексея Степановича  Хомякова (1804-1860), который был главой и идейным вдохновителем всей группы. Отмечая отрицательное влияние  Запада и петровских реформ на русскую  жизнь, он полагал, что ее коренные начала - православие и община - остались в своей сущности прежними. Возрождение  на Руси форм патриархальной жизни, возврат  к идеалам "Святой Руси", утверждение  православия как вечного начала - такова основа социально-исторической концепции Хомякова, носящей провиденциалистский и мистический характер. Пафос его историософии заключается в надежде и даже призыве к России стать впереди всемирного просвещения. "Всемирное развитие истории, - пишет он, - требует от нашей святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла".1

Церковь для Хомякова является "первореальностью". С этим связана и разработка философской антропологии в духе "соборности" (свободной общности), основателем которой он явился. Утверждение принципа соборности есть не только отрицание индивидуализма в различных его проявлениях (методологии, социологии, морали), но и коллектива, который, по его мнению, лишает личность свободы. Социальная философия Хомякова, включающая культ "общины" и "соборности", направлена, таким образом, на преодоление как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви.

Информация о работе Русская философия XIX века