Русская философия XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

Содержание

Введение
1. Основные направления философии: материализм и идеализм
2. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века
3. Учение об истине
4. Понятие общественных отношений
5. Человек как феномен общественной жизни
6. Право как продукт исторического развития общества
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

Такой субстанцией, лежащей в основе исторического  бытия и развития человека и составляющей его сущность, как свидетельствует  современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить  и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно  в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С  развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются  и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид  аккумулирует, осваивает и реализует  всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное  развитие. Поэтому Маркс имел полное основание, критикуя Фейербаха за абстрактное  понимание человека, сказать, что "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".4

При этом подчеркнем, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к "экономическому человеку", или только к "человеку разумному", или к "человеку играющему" и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое, и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек - это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся "ниоткуда", он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако  человек не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом  общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество  субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком  и обществом: человек - это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество - это "сам человек в его общественных отношениях".

Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. И здесь Аристотель был совершенно прав, отмечая, что существо, не способное вступать в общение, - или животное, или бог. Но человек несводим к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека - это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек есть единство трех основных начал - биологического, социального и психического, это, таким образом, биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним Я (волей, стремлениями, интересами и т.д.).

Проблема  человеческого существования имеет  не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, выходом человека за рамки индивидуально -реального, посюстороннего мира. Конечность существования человека задана и обнаруживается уже в том, что его существование рассматривается под углом зрения конечности, смертности.

Отсюда  существование - это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому  в экзистенциализме индивид и  общество рассматриваются как противоположные  образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид - это личность, общество - это безличность. Подлинное существование связывается  с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное существование - это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются несовместимыми. С точки зрения их соотношения "существование предшествует сущности" (Ж.П. Сартр). И лишь перед лицом смерти в "пограничной ситуации" обнаруживается, что в жизни человека подлинно, а что нет.

6. Право как продукт  исторического развития  общества

Право - прежде всего, явление психическое. Первоначальным источником права всегда и везде является наше сознание. Поэтому сила и действительность всякого позитивного права обусловливается  теми неписаными правовыми нормами, которые обитают в глубине  нашего сознания, его внутренними  велениями. Всякий внешний авторитет  может иметь силу лишь до тех пор, пока люди убеждены в необходимости  ему подчиняться. Веление государственной  власти, равно как и веление  обычая, могут иметь значение и  силу права только до тех пор, пока в обществе есть убеждение в необходимости  подчиняться власти, пока обычай служит выражением убеждения. Наглядным доказательством  такого психического характера права  служат революции. Во всех революциях сказывается один и тот же факт: положительное право теряет значение права, когда оно перестает быть предметом убеждения той или  другой общественной среды.

Этим  неопровержимо доказывается существование  норм нравственного или - что тоже - естественного права, которые составляют идеальную основу и идеальный  критерий всего правового порядка. Мы уже видели, что внутренние веления  человеческого сознания бывают двоякого рода - уловные и безусловные. Все  эти внутренние веления разделяются  на такие, которые для нас обязательны  и ценны сами по себе, и на такие, которые обязательны и ценны  условно, как орудие для достижения каких-либо других целей. Это можно  пояснить рядом конкретных примеров.

Мы ценим  порядок, власть, собственность, и соответственно с этим в нашем сознании есть ряд  правовых велений: надо заботиться об охранении порядка, подчиняться  власти, уважать чужую собственность. Анализируя все эти внутренние веления  нашего сознания, мы увидим, что они  имеют для нас обязательность и ценность лишь условную. Порядок, власть, собственность для нас  ценны не сами по себе, а как орудие для ограждения жизни и безопасности человеческой личности и для ее внешнего преуспевания. Человеческая личность для нас и есть та безусловная  ценность, которая сообщает обязательное значение и силу всем внутренним правовым велениям нашего сознания. Все те права, которые мы признаем, в конце концов, покоятся на первоначальном, безусловном  праве человеческой личности, которое  для нас само по себе ценно, само по себе обязательно; все писаные  и неписаные кодексы права  могут претендовать на обязательное значение лишь во имя естественного  права человеческой личности. Как только мы отвергнем это право, как только личность перестанет быть для нас ценною, весь правовой порядок тем самым падает в прах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Миронов  В.В. Философия: учебник для  вузов, М., 2005.

2. В.Н.  Лавриненко. Философия: учебник,  М, 2006.

3. Горюнов  В.П. Философия, учебник, М., изд.  Гардарики, 2005.

4. "Философия:  учебник" Алексеев П.В., Панин  А.В.

1 Хомяков  А.С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 174.

2 Герцен A.И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. С. 97.

3 Чернышевский  Н.Г. Полное собрание сочинений:  В 15 т. М., 1949. Т. 2. С. 154.

4 Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.

Информация о работе Русская философия XIX века