Русская философия XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

Содержание

Введение
1. Основные направления философии: материализм и идеализм
2. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века
3. Учение об истине
4. Понятие общественных отношений
5. Человек как феномен общественной жизни
6. Право как продукт исторического развития общества
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

С этим связана и его философия человека. Только в христианском единении личность обретает свою силу и значение. Вместе с тем Хомяков впервые в  русской философии обращает внимание на трагическое противоречие человеческого  существования. Оно заключается  в том, что, будучи призваны к свободе, к божеству, люди, тем не менее, сами ищут образа жизни, в котором царит  необходимость. Они постоянно уходят от свободы в церкви в царство  природной или социальной необходимости, живя в ней и становясь ее рабами. Таким образом, они меняют подлинный  смысл, предназначение и ценность жизни (стремление к свободе, к Богу) на ложные ценности. Эта тема трагизма человеческого существования впоследствии неоднократно будет возникать в  русской религиозной философии.

Другой  путь развития и предназначения России обнаруживается в концепции так  называемого западничества, представители  которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. К этому направлению  принадлежали такие мыслители, как  А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др. Тесную связь с ними поддерживал В.Г. Белинский, а среди писателей - И.С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.

Один  из наиболее видных и ярких выразителей  этого течения - Александр Иванович Герцен (1812-1870). Он получил солидное естественно-научное образование и много занимался философскими вопросами естествознания. В своем основном труде "Письма об изучении природы" он применил диалектический метод к объяснению объективной реальности и мышления, подверг критике, как диалектический идеализм Гегеля, так и метафизический материализм. Природа, по Герцену, существует независимо от человека, она есть единство многообразного. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления.

Важная  часть творчества А.И. Герцена - социальная проблематика и тема личности. Он много  размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью  помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию "русского социализма", Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно  приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. "Весь русский  вопрос", по его мнению, "заключается  в вопросе о крепостном праве"2, и его решение возможно лишь через  крестьянскую общину.

Учение  о человеке у Герцена носит  материалистический характер. Человек - часть и венец природы и  подчинен ее законам. В соответствии с этим и сознание человека "не вне природы, а есть разумение  о себе". Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном "деянии", в котором человек  достигает своего действительного  существования. Но личность не только венец природы, но и "вершина исторического  мира". При этом существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последние несут на себе ее отпечаток. Особое значение в своей социальной теории Герцен придает представителям "энергического меньшинства", задача которых состоит в пробуждении народного сознания.

Так же, как и Герцен, на "русский социализм" и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный  демократ, он выражал интересы угнетенного  крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории. Несмотря на то, что "исторический путь - не тротуар Невского проспекта", а проходит то через пыльные грязные  поля, то через болота, он был историческим оптимистом и верил в прогресс человечества. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с  идеей классовой борьбы. Не отрицая  роль великих личностей в истории, он вместе с тем связывал их появление  и роль с исторической необходимостью.

Свою  философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной  демократии. В области философии  он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует до сознания и независимо от него. "В  природе, - писал он, - нечего искать идей; в ней есть разнородная материя  с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы".3 Чернышевский подчеркивал неуничтожимость материи и движения и их связь с пространством и временем, как формами существования материи. Однако при этом к понятию материи он подходил с естественно-научных, а не философских позиций, истолковывая ее как вещество. Это было свойственно всем философам-материалистам того времени.

3. Учение об истине

На вопрос "Что такое - истина?" ответы могут  быть самыми разными: "истина - это  то, что не подлежит сомнению"; "истина - это то, что мы видим, слышим, то, что существует в действительности"; "истина - это доказанные положения  науки" и пр. Закономерно встает вопрос: "Является ли истина свойством действительности, мышления или языка, выражающего наши мысли о действительности"? Приписывание действительности свойств истины может быть оправдано только в переносном значении. Предметы и явления действительности либо существуют, либо не существуют. Творческая активность нашего мышления может им приписывать какие-либо свойства. Именно мысль и должна оцениваться с точки зрения ее истинности.

Подчеркнем, что истина будет рассматриваться  нами как свойство наших мыслей, высказываний, теорий, т.е. всего того, что может быть названо знанием  в широком смысле этого слова. Всякое знание для того, чтобы быть представленным и понятным для людей, должно быть выражено в языке. Поэтому  вполне возможно говорить о том, что  истина есть свойство также и языковых выражений определенного вида. Разумеется, при этом всегда надо помнить, что  язык является средством выражения  мысли и всего нашего знания. Поэтому  перенос истинностных характеристик  с мышления на язык правомерен лишь относительно функциональных особенностей языка как средства выражения  мысли. Говоря о том, что предложение  является истинным, мы должны помнить, что язык лишь выражает мысль и  оценивается, в конце концов, не выражение  мысли (предложение), а сама мысль. Конечно, можно ставить вопрос об адекватности языковых средств для выражения мысли, но это уже особая проблема, касающаяся соответствия языка и мышления.

Следует отметить, что знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, общим, частным, полезным и бесполезным, красивым и  т. п. В этом случае истина предстает  как одна из возможных характеристик  знания.

Стержень  классической концепции истины - принцип  соответствия знания действительности. Действительность в данном определении  понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний  мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические  области рассуждения.

Исследования  показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Знание является истинным, если оно, прежде всего, формально корректно. А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится  данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе  ни были.

Для классической концепции истины характерны следующие  принципы:

- действительность  не зависит от мира знания;

- между  нашими мыслями и действительностью  можно установить однозначное  соответствие;

- существует  критерий установления соответствия  мыслей действительности;

- сама  теория соответствия логически  непротиворечива. 

Классическая  концепция истины столкнулась со значительными трудностями. Первая из них была связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность  сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в подлинности  последней. Но как раз этой уверенности  мы не имеем. Почему? Потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее, с  фактами, которые могут быть обозначены как мир опыта. Но эти факты  не могут быть независимы от наших  познавательных способностей, как, впрочем, и сам мир знания. Фактический, опытный мир - это концептуально  осмысленный и "пропущенный" через  наше сознание мир. Существуют такие  области познания, в которых действительность полностью зависит от субъекта, моделируется им, например, в математике или в  квантовой механике.

4.Понятие общественных отношений

Представители разных направлений социальной философии  исходят из понимания общества как  определенной социальной системы ("социального  организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ  этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения  людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят  эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между  собой по поводу удовлетворения своих  жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств  и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают  устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения  носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных  потребностей людей и объективных  условий их существования. Они развиваются  вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений  не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения  человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обусловливает  основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и  других. Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования  и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных  личностей) и их общественные отношения.

Все, что  существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых  условий жизни людей, равно как  и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной  или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический  способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность  людей и их общественные отношения  составляют основное содержание их общественного  бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах  этой деятельности, воплощенных в  предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях  и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием  в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и  содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как  бы свое социальное пространство. Последнее  очерчивается соответствующим видом  общественных отношений, в рамках которых  происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление  материальных благ. Здесь непосредственно  воплощаются в жизнь экономическое  сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется  деятельность институтов управления экономикой.

Социальная  сфера - это сфера взаимоотношений  имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев  населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей  по поводу социальных условий их жизни  и деятельности.

Политическая  сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся  политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Духовная  сфера - это сфера отношений людей  по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются  не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные  нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или  духовность общества.

5. Человек как феномен  общественной жизни

Проблема  сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это  объясняется тем, что раскрытие  сущности входит в само определение  любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его  функциях, значении, существовании  и т.д. Философы усматривали отличие  человека от животного и объясняли  его сущность, используя различные  специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного  и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а апеллируя к тем  признакам, которые отличают его  от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако с методологической точки  зрения такой прием оказывается  не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия  самого этого предмета, внутренними  законами его собственного существования. К тому же не все отличительные  признаки человека являются существенными.

Информация о работе Русская философия XIX века