Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:20, шпаргалка
основные темы и деятели.
Второй
путь богочеловека — путь следования
Богу, стремление к нему во всех своих
привычках и поступках. Такой
путь Достоевский считал наиболее верным,
праведным и спасительным для человека.
Религиозные концепции права
Сергеи Николаевич Булгаков (1871-1944)
крупный религиозный русский философ, прошедший сложный путь своего мировоззренческого развития. Родился в Орловской области в семье священника. Слушал несколько курсов на юридическом факультете Московского университета. В 1918 г. принял сан священнослужителя. В 1922 г. выслан советским правительством вместе с другими учеными, философами и писателями из России. Сначала жил в Праге, затем в Париже. Выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Крупнейший русский философ первой половины XX в.. Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г. был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 г. по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу, вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 г. основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 г. Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество - часть личности. Личность -
это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности - бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному. В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве - человеческое. Главным онтологическим началом в философии бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями.
Иван Александрович Ильин (1882-1954)
выдающийся
русский философ, политический мыслитель,
теоретик и историк культуры и
религии. Родился в Москве, окончил
юридический факультет
Он рассматривает
основные понятия, которые составляют
духовный облик личности: веру, любовь,
свободу, совесть, семью, родину, право,
и др. Вера и любовь для Ильина
представляют самые важные, вечные
и непременные духовные основы человека.
Они закрепляются семьей - важнейшей социальной
ячейкой социального организма. Ильин
рассматривает роль труда, творчества,
искусства, суждения, воспитания и образования,
религиозности, медицины и здоровья, политики,
философии в жизни человека и общества.
Особое значение он придает философии.
Философия, по мнению Ильина, не должна
выдумывать системы. Все, что она должна
делать, это предметно созерцать и мыслить.