Русская философия права. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

основные темы и деятели.

Работа содержит 1 файл

Русская философия права.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Данилевский Николай Яковлевич(1822-1885)

Уроженец  Орловской губернии, сын заслуженного генерала, Данилевский воспитывался в Александровском лицее, а затем  был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском  университете. Консерватор. социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. В отличие от большинства славянофилов, веривших в мессианские задачи русского народа, Данилевский, исходя из своей теории культурно-исторических типов, отрицал возможность существенного влияния славяно-русской цивилизации на западную и др. цивилизации. Вместе с тем он считал, что славянской (русской) цивилизации принадлежит будущее. Увлекшись идеями Фурье, примкнул к петрашевцам и за принадлежность к этой группе просидел 100 дней в Петропавловской крепости

Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна  России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и  культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств.

Основные  произведения «Дарвинизм», «Россия и Европа» Данилевский был подлинным патриотом России и предвидел взлет русского народа в будущем. Примечательно такое его высказывание: «Для всякого продукта непосредственного потребления скоро достигается предел, далее которого в нем не чувствует уже надобности самый расточительный человек. Для денег же предела не существует». Но для русского богатство – не самоцель. «…Вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Леонтьев  Константин Николаевич (1831-1891)

Родился в селе Кудиново Калужской губернии (помещик- дворянин). Учился в кадетском корпусе, затем на медицинском Московского университета, откуда незакончив в 1854 г., добровольцем ушел на Крымскую войну. Он был религиозным консерватором. Направления: философ, писатель, литературный критик, публицист. Поздний славянофил. На почве эстетизма и преклонения перед «личностью» Леонтьев сошёлся с Ницше. Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Основные произведения «Грамотность и народность»,   «Византизм и славянство». Он выступал за сохранение сословной иерархии, в основном, из-за приверженности определённым социально-политическим идеалам, в которых не было место всеобщему уравниванию. Его апология иерархии включала в себя целый комплекс идей: православное мировоззрение, монархические убеждения, аристократизм, неприятия либерализма и социализма, предпочтение сложности и разнообразности общественного организма его упрощению, оправдание насилия в истории, защиту обоснованных привилегий, восприятие власти как «служения» и постоянного желания подчинения своих желаний высшим интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шершеневич Гавриил Феликсович(1863-1912)

Шершеневич  родился в польской дворянской семье. Среднее образование получил  в Казани. В 1885 году окончил юридический  факультет Казанского университета. В 1888 году получил степень магистра гражданского права, защитив диссертацию. Придерживался либеральных взглядов. Юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы. Славянофил.  Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича. Право — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. право подразумевает некое поведение лица;  право обладает принудительным характером; право всегда связано с государственной властью. "Дело не в том, чтобы связать государство нормами права. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных". Понятие права включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право (основное) — совокупность правовых норм. Субъективное право (производное) — "возможность осуществления своих интересов субъектом права". Основные труды Учебник русского гражданского права ,Общая теория права, Общее учение о праве и государстве. В основе деятельности любого государства, утверждал Шершеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. Общий интерес, по его мнению, нередко является интересом только властвующих лиц, и чем дальновиднее они оказываются, чем лучше умеют они согласовывать свои частные интересы с потребностями большинства, тем прочнее государство. Для этого политика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело приспосабливаться к новым общественным условиям. "Прогрессивность того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспособиться к ним, вызывая в других, по необходимости, подражание. Разработанная им теория права и государства на основе формально-догматического метода имеет большое значение и в настоящее время. "Общая теория права" Шершеневича, переизданная в 1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории государства и права, истории политических и правовых учений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910)

Родился в Санкт-Петербурге, в старинной  дворянской семье, учился в 3-й московской гимназии и Московском университете, слушал в Геттингене Иеринга. По защите магистерской диссертации ("О консерватизме в римской юриспруденции", М., 1875) был избран доцентом римского права, в качестве преемника Н.И. Крылова. По получении докторской степени в 1877 году (за диссертацию: "Очерки общей теории гражданского права", М., 1876) был избран профессором по той же кафедре. В 1884 году принужден был оставить университет. 9-летняя профессорская деятельность М. была в высшей степени плодотворна как в учено-литературном, так и в учебном отношении: М. заявил себя оригинальным мыслителем и блестящим лектором, и занял одно из первых мест в факультете. За «записку о внутреннем состоянии России» получил отставку. Стал адвокатом. Участвовал в выборной компании в 1-ю гос. Думу. Стал первым председателем правительства.

В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. 

Суть  естественно-правовой  концепции – право вытекает из самой природы человека. Позитивное право должно основываться на естественном праве. Естественно правовая доктрина всегда рассматривалась как негосударственная, опасная. Офиц. Власть старалась придавить любые движения этой доктрины. Сам выработал 3-ю доктрину «Социологическую». Изучение права только в виде законодательства недостаточно, его надо изучать в совокупности с реальной жизнью. Сам подошел к решению вопроса о соотношении права и законодательства. Различал живое и мертвое право (реальное и книжное). Считал, что именно судьи должны определять что является правом, а что не является. «Законодательство не успевает за реальной жизнью». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931)

Выходец из дворянской семьи. Закончил юридический факультет Киевского Университета, впоследствии продолжал обучение в Германии. После возвращения в Россию преподавал в Киевском Университете. В 1897 году защитил докторскую диссертацию. В 1898—1918 возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. Автор психологической теории права. В Государственную Думу был избран от партии кадетов. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав. В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета. Покончил жизнь самоубийством. Теоретические воззрения: Петражицкий соединил социологию и право. Не приемлет позитивисткую доктрину. Пытается понять какие психические процессы внутри человеческого сознания приводят к созданию правового мира. Сознание (отраж-е окр. мира) носит пассивый характер, воля (измен-ет окр. мир) носит активный характер. Оба носят характер односторонний. Большую часть сознания сот. феномены активно-пассивного хар-ра (голод) – он называет их «эмоции»..Эмоции играют  роль главных и руководящих псих. факторов.

Среди эмоций есть эмоции «этические – внутренние псих переживание одним челом  поведения др. человека. Они выражаются в положительной или отрицательной  оценке поведения человека и соответствующей реакции на него. Этич. эмоции делятся на 2 основные группы: 1) односторонние эмоции («моральные») – переживается человеком как обязанность по отношению к др., но не вызавают у др. чел-ка переживания встречного притязания. Он не м. претендовать на эту обяз-ть. (н-р, человек, просящий милостыню). 2) двухсторонние эмоции (правовые)– переживаются человеком как обяз-ть сделать что-то по отношению к др. челку, а последним и самим обязанным пережив-ся как притязание на исполнение этой обяз-ти.

Когда человек руководствуется этими  эмоциями в своем поведении, они  становится для него императивом. Тогда  эти эмоции преобраз. в психике  человека в 2 вида норм – моральные  и прав.

Особенности этих норм: 1) элемент психики человека; 2) предст. собой пережив-е поведения др. человека, его оценка; 3) предст. собой императив; 4) раздел-ся на мор. и прав. в зависимости от преживания притязания.

Под правом понимает  этические переживания, которые имеют атрибутивный (двухстор. хар-р). Право, которое складывается в психике чел-ка, Петражицкий называет «интуитивным правом». Именно от него зависит поведение чел-ка. Вывод – источник права – не закон. а психика людей, вступающих в п/о. Это и ведет к образованию позитивного права.

Позит. право – интуитивное право, в отношении которого люди, состоящие в различных союзах пришли к соглашению и определить для себя это право в качестве обязательного. Оно опирается на авторитет данного сообщества. В связи с многочисленностью сообществ позит. право носит множественный характер.

След. уровень  права – офиц. право. Это право  охватывает действие все человеческое сообщество, регулирует наиболее значимые отношения и опирается на авторитет  государства.  Из всех трех уровней  права имеет наименьший объем, но имеет с ними единую природу.  Оно обладает возможностью воздействовать на интуит. и позит. право, но никогда не будет эффективно действовать в отрыве от них. Оно создаётся политическо-интеллектуальной элитой для корректировки инт. и позит. права в интересах развития общества.

Достоевский Федор Михайлович(1821-1881)

Достоевский, Федор Михайлович (1822-1881) - родился  в семье врача, служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в 1841 г. инженерное училище в Петербурге, поступил на военную службу. Вскоре после своего производства в офицеры (в 1844 г.) Достоевский вышел в отставку и занялся литературным трудом. Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.

Ключевую  роль, как в судьбе государства, так  и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии  держится человеческая духовность, она  есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

• путь человекобожества;

• путь богочеловека.

Путь  человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает  всякие авторитеты, в том числе  Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам  пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Информация о работе Русская философия права. Ответы