Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:57, доклад
Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа
Будучи центром ремесла и торговли, греческие
поселения (полисы) постепенно развились
большие культурные центры. Одним из таких
центров был Милет – город в котором возникла
первая философская школа. С конца VII до
конца VI в. до н.э. здесь жили три первых
философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Выгодное географическое положение и
территориальная близость к культурным
центрам Ближнего Востока позволила милетским
мыслителям раньше, чем это удалось другим
философам Греции, встретиться с естественнонаучными
ценностями Египта и других культурных
стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными
из мифологии, науки и собственного опыта,
они достаточно четко осознали существование
мира как единого целого, упорядоченного,
гармоничного и доступного пониманию
человеческим разумом. Глубина и последовательность
мышления, отличавшая первых натурфилософов
означали значительный шаг в формировании
целостного представления о мире. Впервые
сознательно был поставлен вопрос об основных
принципах мирового устройства, о первоначалах,
определяющих изменение действительности.
Этот вопрос поставил Фалес (около
624 - 547 гг. до н.э.) - первый математик и физик
Ионии, основатель милетской школы. И не
только поставил, но и с определенной точки
зрения его решил, поскольку рассматривал
реальность с промежуточной позиции, как
совокупность противоположных начал,
как "сгущение" и "разрежение".
Пытаясь понять мир Фалес интересовался
прежде всего тем, что происходит между
небом и землей.
Фалес и первые ионийские ученые стремились
установить, из какой материи состоит
мир.
По Фалесу, природа, как живая, так и неживая,
обладает движущим началом, которое называется
такими именами, как душа и Бог.
Будучи купцом, он много путешествовал,
расширяя свои научные знания в самых
различных областях человеческой деятельности.
Интересовался, в частности, арифметикой,
геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических
решений, касающихся доказательства равенства
вертикальных углов, углов при основании
равнобедренного треугольника, умел вписать
прямоугольный треугольник в круг и др.
Еще в античности ему были приписаны следующие
сочинения: "О началах", "О солнцестоянии",
"О равноденствии", "Морская астрология".
Не случайно Фалеса и его последователей,
которые с позиции разума первыми занялись
изучением единства природы, античные
авторы называли физиками или физиологами.
Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся
целое, Фалес полагает, что он обусловлен
различными состояниями одного и того
же материального начала, некой субстанции,
ее "сгущением" и "разрежением".
Это свидетельствует о том, что на вопрос
о первопричине, первоначале мира, он дает
вполне однозначный и разумный ответ -
это отношение противоположностей. Так,
зародившись в мифологии, эта идея находит
свое воплощение и развитие в науке, становится
ядром древнегреческой философии.
Фактически, для Фалеса главной точкой
зрения - была античная идея справедливости
- Дике, благодаря которой весь непрерывный
мир осмысливался им с позиции промежуточного.
И если, например, в едином процессе рассматривалось
отношение между горячей и холодной сторонами,
то было отчетливо видно, как эти противоположности
постепенно переходят в промежуточное
состояние. И так было во всем, с любыми
противоположными свойствами или сторонами:
белым и черным, женским и мужским, сгущенным
и разреженным и т.п.
Видимо, подобные факты убеждали античных
философов в том, что все противоположности
вне зависимости от их качественного содержания
самопроизвольно могут уничтожаться в
промежуточное, которое противоречиво
постольку, поскольку содержит в себе
противоположные начала. И напротив, из
промежуточного могут возникать не любые,
а только противоположные вещи.
В античности этот вывод был распространен
повсеместно и признавался большинством
мыслителей. Поэтому в рукописных источниках
на нем, видимо, не акцентировалось внимание.
Зато активно осмыслялось другое, И здесь
не было единства между философами, а именно:
что принимать за первовещество, за субстанцию?
Фалес находит, что это вода: все появляется
из воды - говорит философ - и в воду все
разлагается. При выборе воды решающее
значение имело для него ее жидкое состояние
(слово "вода" в древних текстах часто
заменялось словом "жидкое"). По мнению
В.Виндельбанда - известного немецкого
историка философии - мысль Фалеса состояла,
главным образом, в том, чтобы объявить
мировым веществом такое состояние материи,
которое делало бы возможным переход в
обе стороны - как в твердое, так и в летучее,
в виде процесса уплотнения и разрежения.
Что же касается другого взгляда на реальность,
т.е. с позиции соотнесенного, то этот подход,
видимо, не привлекал внимания Фалеса,
поскольку не давал возможности увидеть
причину происходящих в мире изменений.
Анаксимандр
(610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь
Фалеса, также был разносторонне образованным
человеком. Интересовался математикой,
физикой, астрономией, географией, изучал
происхождение жизни и др.
Не отрицая по существу учения Фалеса,
его основного взгляда на мир, Анаксимандр
в то же время считал, что вода, будучи
промежуточным только между твердым и
парообразным состояниями, не могла служить
основой всего сущего, поскольку каждая
вещь происходит "из своих собственных
начал". Например, горячее и холодное
- из теплого, белое и черное - из серого
и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой
пары противоположностей должно быть
свое, особое начало, особое промежуточное.
Но в таком случае должно было быть и начало
всех начал - первоначало, которое порождает
мир в целом. И оно не может быть ни водой,
ни какой-либо другой стихией (землей,
воздухом, огнем), но это должна быть какая-то
другая беспредельная природа, которая
в одинаковой степени присуща всем стихиям.
Эту бесконечную, активную, содержащую
в себе противоположности среду Анаксимандр
называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней,
по мысли философа, заключается причина
всеобщего возникновения и уничтожения.
Можно предположить, что Анаксимандр представлял
себе некую от точки к точке изменяющуюся
материальную среду, наподобие перехода
от белого цвета к черному. Это позволяло
философу взглянуть на нее с промежуточной
позиции и увидеть противоположности
как избыток и недостаток. Причем, посмотрев
на каждую из противоположных сторон в
отдельности с позиций их промежуточного,
Анаксимандр мог увидеть новые противоположности
и так без конца. Видимо такой взгляд и
позволил Анаксимандру предположить,
что апейрон включает в себя все виды противоположностей,
которые порождают все тела "посредством
различий в плотности и разреженности
первоэлемента", что в свою очередь
является основанием для рождения и гибели
миров-небосводов, которое испокон веку
повторяется по кругу.
Анаксимандр написал несколько сочинений:
"Карта земли", "Глобус", "О
природе". По их названиям можно судить
о том, что философ в основном изучал природу.
От последнего труда в свидетельствах
Симпликия, одного из доксографов, жившего
на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился
один небольшой фрагмент: "А из каких
(начал) вещам рожденье, в те же самые и
гибель совершается по роковой задолженности,
ибо они выплачивают друг другу правозаконное
возмещение неправды (ущерба) в назначенный
срок времени".
Этот отрывок свидетельствует о том, что
отношения между вещами, возникающими
из бесконечной материальной среды, которую
Анаксимандр называет апейрон таково,
как отношение между "должником"
и "кредитором", что свидетельствует
о взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра
с мифологическим мировоззрением и, прежде
всего, с идеей компенсации - Дике, как
идеей космической справедливости (Правды).
Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую
терминологию уже нет этих сверхъестественных
стражей меры, поскольку все космические
процессы совершаются у него по своим
имманентным законам, обусловленным активностью
самой материальной среды - апейрона.
Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение
неправды" следует искать в мифологии
и, прежде всего, в греческой идее компенсации
- Дике, как идее космической справедливости
(Правды), в то время как понятие "задолженность"
ассоциируется с идеей декомпенсации
(Раздора).
Здесь наиболее отчетливо проявляется
связь между мифологическим и философским
мышлением, которые на первых порах идут
рядом, имея своими источниками элементы
первоначального эмпирического знания.
Опираясь на объективные законы бытия,
мифологическое мировоззрение оказалось
уже способным представить идеи несправедливости
и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации
и компенсации в образе физического явления,
т.е. в образе весов в руках богини правосудия,
чаши которых в одном случае выходят из
положения равновесия, в другом - стремятся
к нему. В этом образе нашла свое конкретное
отражение характерная черта античности
- мышление противоположностями. Последние
понимаются здесь исключительно как "избыток"
и "недостаток" того или иного субстрата
относительно положения равновесия - того
промежуточного состояния, из которого
возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся
противоположности.
Поэтому, основным вопросом милетской
натурфилософии было выявление сущности
"промежуточного", сгущение и разрежение
которого определяло бы все многообразие
чувственно воспринимаемого мира. Это
свидетельствует о том, что мифологическое
мышление, оперирующее не только представлениями,
но и сравнительными понятиями, не только
не произвольно, но напротив, обладает
весьма строгой логикой. Только эта логика
отличается от логики нашей сегодняшней
науки. Поэтому мифология является не
только продуктом воображения, но и результатом
строгого логико-теоретического мышления.
Однако увидеть это можно только в итоге
тщательного исследования тех мифологических
представлений, которые отражают отношение
противоположностей в процессе их компенсации
и декомпенсации. Не случайно в первой
части фрагмента Анаксимандр обращает
наше внимание на то, из чего все сущее
возникает и во что по необходимости оно
уничтожается. И если слова "возмещение
неправды" понимать как компенсацию,
а слово "задолженность" понимать
как декомпенсацию, то все становится
предельно ясным. Появляется возможность
определить "источник всеобщего возникновения
и уничтожения". Все это позволяет предположить,
что процессы "компенсации" и "декомпенсации"
связаны у Анаксимандра временными рамками
и в целом представляют собой своего рода
циклический процесс.
Очевидно, что такой взгляд на природу
предполагает осмысление ее не с позиций
соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного
из полюсов градации. Здесь, как и у Фалеса,
точкой отсчета, с которой осмысляется
мир, является середина, промежуточное,
которое делит непрерывную среду на активные,
противоположные части.
Анаксимен (585
- 525 гг. до н.э.) - третий представитель милетской
натурфилософии, ученик и последователь
Анаксимандра, автор сочинения "О природе".
Как и его предшественники, другие милетские
философы, Анаксимен осмысливает реальность
с позиции противоположностей. Однако
в качестве бесконечной, непрерывной среды
- "апейрона", в отличие от Анаксимандра,
он принимает одну из стихий - воздух. Последний,
сгущаясь и разрежаясь порождает все видимое
многообразие мира. По свидетельству того
же Симпликия "разрежаясь, (воздух) становится
огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком,
(сгустившись) еще больше - водой, потом
землей, потом камнями, а из них - все остальное".
Отсюда следует, что непрерывная среда,
"апейрон", вне зависимости от того,
что принимается за ее основу - одна из
стихий или некая иная природа, представляет
собой и материал для построения мира
и порождающую его силу.
Сказанное об учениях милетских философов
согласуется со свидетельством Аристотеля
о том, что "все принимающие такое единое
(начало) оформляют его противоположностями,
например плотностью и разреженностью
или большим и меньшим, а эти (противоположности),
вообще говоря, сводятся, очевидно, к избытку
и недостатку... По-видимому, - продолжает
Аристотель, - и само мнение, что единое,
как избыток и недостаток суть начала
всех вещей, очень древнего происхождения,
только высказывалось оно по-разному:
так, старые (философы) считают двойное
(начало) действующим, единое - страдательным;
наоборот, некоторые из позднейших полагали
скорее единое действующим, а двойное
страдательным".
Осознание природы как непрерывно меняющегося
целого, как некой динамической среды,
представляющей собой и субстанциальное
и генетическое начало имело большое значение
для формирования мышления первых натурфилософов,
у которых все сущее мыслится как подвижное
отношение противоположностей. Таким
образом, первые греческие философы нашли
тот единственный инструмент, ту единственную
абстракцию, которая помогла внести упорядоченность
в текущую неопределенность вещей и событий
и, тем самым, обеспечили переход к мышлению
не только классификационными, но и сравнительными
понятиями - противоположностями, - одной
из первых тотальных формализаций, прошедшей
затем через всю историю философии.
Заключение
Милетская школа - первая из
древнегреческих философских
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили
начало новому типу мышления о природе,
сделав ее предметом системного, беспристрастного
исследования.
Милетские «физики» – типичные философы
ранней греческой философии, которым Аристотель
дал собирательный образ, назвав их «физиками»,
философами, которые изучают природу.
Именно они пытаются первыми увидеть мир
умственным взором и пытаются начать поиск
единства с миром. По их убеждению не было
бы существенным ничего, что не было бы
природой. Люди, божества, мир образуют
единый универсум, весь находящийся как
бы в единой плоскости – они суть части
или аспекты одной и той же природы, в которой
действуют одни и те же силы.
Милетских физиков считали материалистами,
потому что они ограничивались одной причиной
бытия – материальным первоначалом, чем
у Фалеса являлась вода, у Анаксимандра
– «беспредельное», у Анаксимена – воздух.
Но у Анаксимандра можно встретить существенный
шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся
нам нелепыми, но это будет неверное суждение.
Потому что в их суждениях просматривается
некая закономерность, которую они пытаются
объяснить уже рациональной мыслью. И
именно эта интеллектуальная революция
(переход от мифологии к рациональному
мышлению), представляющая столь внезапный
и глубокий переворот, получила название
«греческое чудо» (это понятие ввел известный
французский филолог, историк религии
и философии Эрнест Ренан). И, действительно,
если проследить ход развития досократовской
философии, то будет видно, что она произвела
свое влияние возможно даже на всю последующую
философию, и на некоторые вопросы еще
не найдены ответы.
Милетская школа важна не своими достижениями,
а исканиями. Она была вызвана к существованию
благодаря контактам Греции с Вавилонией
и Египтом. Философские построения Фалеса,
Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать,
как научные гипотезы.