Религия и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Религия – важнейший феномен общественной жизни и культуры. Как явление, она присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Однако, она, тем не менее, оказывается областью мало понятной для очень многих людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблема определения религии……………………………………………..4
2. Функции религии и ее духовный потенциал………………………………..
2.1. Функции религии…………………………………………………………
2.2. Духовный потенциал религии……………………………………………

3. Место религии в духовной жизни белорусского общества…………………
Заключение………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Религия и общество ПОТАПОВИЧ Ю.В..doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Известно, что место религии в духовной жизни человека различно, исходя из возраста верующего: более религиозны люди пожилого возраста, в частности, среди людей, имеющих возраст старше 60, в Беларуси, – около 70% верующих. Среди молодых людей в возрасте 18 – 30 – около 34,3 % верующих. Основными функциями религии в своей жизни молодежь называет нравственно-регулятивную и интегрирующую, обретение с ее помощью смысла жизни.

     Влияет  так же на уровень религиозности и пол: количество верующих мужчин и женщин в Беларуси составляет 32,9 % и 59,1% соответственно [19, с. 10 – 11]. Действительно, религия всегда занимала большее место в жизни женского пола. Это объясняется рядом факторов: они более чувственны, эмоциональны, тем более, так слаживалось, что женщины всегда были менее социально защищены со стороны государства и общества в целом. И искали они выход и опору именно в религии.

       Касаемо конфессиональной ситуации, наиболее широко представлена в Беларуси православная вера – 44,5%, протестантские общины – 36,4%, католические – 16,4%. Конечно, в виду специфики религии, ее основ, традиций, все они по-разному влияли на духовный мир человека. Однако, конечно же, их принципы и основы схожи – любовь, терпимость и уважение по отношению друг к другу.

     Приведенная выше фактология указывает на то, что определять место религии в белорусском обществе можно как в целом, так и через совокупность разных групп, сформированных по различным критериям.

     В целом, в современном белорусском  обществе нравственные составляющие религии  имеют высокую оценку. Особенностью Беларуси, как уже указывалось выше, является ее многоконфессианальность, что послужило основой к формирования таких черт нашего менталитета, как толерантность, уважение традиций всех религий,  дружелюбие по отношению к различным нациям и многое другое. Религия, по мнения многих ученых, послужила как фактор этноконфессиональной безопасности белорусского общества и государства [20, с.179].

     Однако, в виду различных причин, наибольшее влияние на духовность белорусского общества оказывает православие в лице Православной Церкви.

     Осуществляется  данное влияние различными путями, в частности, через образование. Известно, что впервые за «послереволюционный» период, при Белорусском государственном университете был создан Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. Действует институт под патронажем Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, ректором является Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Богословское образование здесь получают православные, католические и униатские студенты. Так же рассматриваются концепции о включении религиозных основ в образовательные планы учебных заведений. Уместны здесь слова Р. Теодора: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».  Следует добавить, что такой человек будет угрозой и для самого себя. Поэтому, вопрос о интеграции религии в светское образование более, чем актуален, тем более, что инициатива исходит не только со стороны Церкви, но и самих верующих.

       Данные факты, несомненно указывают на то, что религия пронизывает многие сферы белорусского общества.

     Государство не может не учитывать роль религии  в жизни белорусского общества, поэтому, и между ними осуществляется непосредственное взаимоотношение. Так, в 2004 году был подписан ряд программ сотрудничества между Белорусской православной церковью и министерствами, ведомствами Республики Беларусь, в их числе: министерство внутренних дел, обороны, культуры, труда, социальной защиты, а так же с Национальной академией наук [21, с. 29].

       Религия в духовной жизни белорусского общества всегда занимала и занимает на сегодняшний день значительное место. И это не искусственное воздействие, это, в первую очередь, потребность самого белорусского народа. Религия важна и значима для различных категорий белорусского общества. Благодаря данному факту, осуществляется взаимодействие религии не только с обществом, но и с государством, что открывает перед нами новые границы взаимопроникновения. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Вопросом  определения понятия и сущности религии занималось огромное количество ученых, но единого мнения до сих пор не выработано. Религия продолжает оставаться одним из самых загадочных явлений нашей жизни.

     Сегодня можно насчитать более 250 определений  религии, и их число постоянно растет. Однако, представляется возможным разделить их на несколько обобщенных блоков: теологический, философский, научный,  социологический и психологический. Каждый из представителей выше указанных блоков имеет свое видение религии как явления.

     Самыми  древними являются теологические определения религии. Они стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Философский же подход, в отличие от теологического, подходит к объяснению феномена религии «извне». Он не предполагает заранее ее истинность. Философы пытаются найти основание религии в человеческом опыте. Научный подход исследует религию, опираясь на эмпирический материал, анализ фактов с помощью научных методов. Впоследствии возникает религиозная наука, которая изучает религию в реальном контексте культуры. Социологический и психологический подходы, определение вопроса о сущности религии оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают лишь ее социальные и психологические последствия.

     Определение понятия религии одна из самых  сложных проблем науки, философии и каждого из нас, в частности. Каждое из определений, предложенное конкретным субъектом верно, с одной стороны и сомнительно, с другой. На мой взгляд, выработать единого правильного понятия религии невозможно, да и не нужно. Каждый наполняет понятие религии своим смыслом и это вполне закономерно.

     Религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе и с непосредственной ролью в нашей жизни. Их существует огромное количество, но, следует понимать, что они могут быть разнообразны в зависимости от конкретной религии. И сам человек, конечно, играет в данном аспекте немало важную роль. В виду наших внутренних ощущений, установок, по отношению ко всем верующим та же самая религия может выполнять разные функции. Однако, представляется возможным выделить наиболее распространенные из них: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, регулятивная, легитимирующая.

     Осуществляет  религия  данные функции с помощью своего духовного потенциала. Реализуется он, в первую очередь, через формирование духовной жизни человека, через приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами.

     Человек «впитывает» в себя частичку духовного  потенциала религии. И уже через конкретного человека он проникает во все сферы нашей жизни, общества, государства и человечества, в целом. Проявляется духовный потенциал религии в политике, искусстве, медицине. В целом, он может полезен во многих сферах нашей жизни. Это уникальный феномен, который функционирует не только опосредованно, но и самостоятельно. Он делает нас и наше общество  лучше и  добрее, помогает найти выход там, где, казалось, его нет.

     Занимает  религия важное место и в духовной жизни белорусского общества. Значима она для различных категорий белорусского населения. Благодаря данному факту, осуществляется взаимопроникновение религии не только с обществом, но и с государством, в частности, в области образования, государственного управления, науки и много другого. И это не искусственное взаимодействие, оно вызвано непосредственной потребностью в этом самого белорусского народа. 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Яблоков, И.Н. Религиоведение. \ И.Н. Яблоков. –  М.: Университет, 2001. – 576с.
  2. Лобазова, О.Ф. Религиоведение. \ О.Ф. Лобазова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 384с.
  3. Мень, А.В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. \ А. В. Мень. – М.: Слово ,1991. – 216с.
  4. Комарова, И.И., Кондрашов, А.П. Афоризмы и мысли великих людей. \ И.И. Комарова.,  А.П. Кондрашов. – М.: Классик, 2009. – 352с.
  5. Гараджа, В.И. Религиоведение. \ В.И. Гараджа.- М.: Аспект Пресс, 1994. – 286с.
  6. Гидденс, Э. Социология. \ Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005. – 632 с.
  7. Кант, И. Религия в пределах только разума. Т.6, сочинение в 8 томах. \ И. Кант. – М.: Чоро, 1994. – 356с. 
  8. Франк, С.Л. Духовные основы общества. \  С.Л. Франк. – М.: Республика, 1992. – 423с.
  9. Митрохин, Л.Н. Философия религию. \ Л.Н. Митрохин. – М.: Изд. Республика, 1993. – 416с
  10. Булгаков, С. Свет невечерний. Сергиев Посад.  \\ «Вопросы жизни» №2, 1905. – с.6-7.
  11. Толстой, Л.Н., Кудрявцев-Платонов, В.Д., Гусев, Л.О. Религия и нравственность. \  Л.Н. Толстой., В.Д. Кудрявцев-Платонов, В.Д., Л.О. Гусев. – Вышний-Волочек: Типография В.С. Соколовой, 1906. – 91с.
  12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. \ Юнг, К.Г. – М.: Прогресс, 1993. – 336с.
  13. Трофимчук, Н.А. Экология и религия \\ Доклады и выступления участников конференции «Экология и религия». \ Составитель Н.А. Трофимчук. – М.: Луч, 1994. – 416с.
  14.   Петров, Л.М. Духовный смысл образования возродит русскую землю. \\ Воскресная школа, № 2, Л.М. Петров. М.: 1998. – с. 8 – 10.
  15. Ленчу, М.Я., Яскевич, Я.С., Кудрявцев, В.В.  Религиоведение. \ М.Я. Ленчу, Я.С. Яскевич, В.В Кудрявцев. – Мн.: Новое знание, 2003 – 446с.
  16. Соловьев, Н. Значение музыки и пения в деле воспитания \\ Народное образование, 1903. – с.16 –17.
  17. Коваль, С.Н., Румянцева, О.А. Религиозно-этические аспекты современной медицины. \\ Доклады и выступления Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых «Медицина и христианство». \ С.Н. Коваль, О.А. Румянцева. 2006 г. – с.16 – 18.
  18. Короткая, Т.П., Осипов, А.М., Теплова, В.А. Христианство в Беларуси: история и современность. \ Т.П. Короткая, А.М. Осипов, В.А. Теплова. – Мн.: Молодежное научное общество, 2000 – 72с.
  19. Короткая, Т.П. Религиоведение: религия в Беларуси. \ Т.П. Короткая. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 98с.
  20. Майсюк, А.В. Религия как фактор этноконфессиональной безопасности белорусского общества и государства. \\ Научные труды БаРГУ, 2007. – 365с.
  21. Круглов, А.А. Религиоведение. \ А.А. Круглов. – Мн.: Тесей, 2008. – 648с.

Информация о работе Религия и общество