Религия и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Религия – важнейший феномен общественной жизни и культуры. Как явление, она присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Однако, она, тем не менее, оказывается областью мало понятной для очень многих людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблема определения религии……………………………………………..4
2. Функции религии и ее духовный потенциал………………………………..
2.1. Функции религии…………………………………………………………
2.2. Духовный потенциал религии……………………………………………

3. Место религии в духовной жизни белорусского общества…………………
Заключение………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Религия и общество ПОТАПОВИЧ Ю.В..doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, определение понятия религии  одна из самых сложных проблем  науки, философии и каждого из нас, в частности. Каждое из определений, предложенное конкретным субъектом верно, с одной стороны и сомнительно, с другой. На мой взгляд, выработать единого правильного понятия религии невозможно, да и не нужно. Это один из тех феноменов нашей жизни, выработанный самой сущностью человека, который, как и саму эту сущность, до конца понять и объснить мы не сможем. 
 
 
 

        
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ И ЕЕ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 

     Нет сомнений, что религия занимает важное место не только в жизни конкретного человека, но и всего общества, в целом. Религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе и с непосредственной ролью в нашей жизни. Понятие «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функция – способы действия религии в обществе, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.

       Роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций [2,c. 30]. Иными словами, роль – это, что конкретно «дает» религия каждому человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.

     Одной из важнейших функций религии  является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая.

     Религия помогает нам понять этот мир, уяснить  его сущность. Л.Н.Толстой, говорил о том, что ни философия, ни наука не могут установить отношение человека к миру. Они определяют его лишь рассудком. Но сколько бы не объясняли человеку, что все истинно существующее суть только идеи, что все состоит из атомов, или что сущность жизни есть субстанция или воля, все это не уяснить человеку, чувствующему, страдающему, радующемуся, боящемуся и надеющемуся существу [11, с. 12-13].

     Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Религия, утверждают многие ее исследователи, это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. На смыслополагающую функцию религии указывает также швейцарский мыслитель К. Р. Юнг. Предназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. Индейцы пуэбло верят, что они дети Солнца-отца и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую за пределы их ограниченного существования. Это дает им достаточную возможность для раскрытия личности и позволяет жить полноценной жизнью. Их положение в мире, куда более удовлетворительное, чем человека нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть (и останется) не более, чем жертва несправедливости из-за отсутствия внутреннего смысла. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным. Будь апостол Павел убежден, что он всего лишь бродячий ткач, то разумеется он не сделался бы тем, кем он стал. Его подлинная заряженность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Божий посланник. Миф, обладавший им, сделал его великим [12, с.82].

     Знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть.

     Так же, религия выполняет компенсаторную функцию. Она восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования.

     Немало важной является и коммуникативная функция. Общение складывается как в религиозной, так и внерелигиозной деятельности. Зачастую, религия является в этом плане спасением для многих одиноких людей.

     Невозможно  не упомянуть о регулятивной функции религии. Она осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, традиций, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением человека. Религия, на мой взгляд, является одним из самых мощных регуляторов общественных отношений. Даже право не обладает таким мощным механизмом регулирования. Только в религии, человек, нарушивший, какую-либо религиозную норму, традицию, может сам себя , без какого-либо воздействия со стороны, наказать.

     Интегрирующая функция так же приемлема религии. Религия со своим духовным ядром, как ничто более, может сплотить семью, общину, государство.

     Легитимирующая функция также присуща некоторым религиям. Она узаконивает определенный общественный порядок, институты, отношения, нормы [2, с.31-32].

     Существует  еще огромное количество разнообразных  функций, выполняемых религией, однако, следует понимать, что они так  же разнообразны в зависимости от конкретной религии. И сам человек, конечно, играет в данном аспекте немало важную роль. В виду наших внутренних ощущений, установок, по отношению ко всем верующим та же самая религия может выполнять разные функции.

     Таким образом, религия очень многофункциональна. И осуществляет она данные функции с помощью такого неотъемлющего составляющего религии как духовного потенциал.

     Нет сомнений, что духовный потенциал религии, в первую очередь, реализуется через формирование духовной жизни человека, через приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Можно сказать, что возникновение и функционирование религии в определенном смысле — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром, переживание единства со всем сущим, основанное на родстве человека с миром, постигаемое разумом и чувством [11,с. 9]. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Приоритет духовности необходимым образом связан с развитием субъективности человеческой личности, уделением первостепенного внимания развитию внутреннего мира личности, приоритета веры, надежды, любви. Даже Спенсер указывал на то, что религия дает людям наиболее сильные побуждения к добру, чем какая бы то ни было научная теория или философская система [11, с.88].

       Человек «впитывает» в себя частичку духовного потенциала религии. И уже через конкретного человека он проникает во все сферы нашей жизни, общества, государства и человечества, в целом.

     Наиболее  известное такое взаимопроникновение это, конечно, религия и политика. Известно, что в традиционных обществах религия – первоочередная основа политики государства.

     И зачастую, к сожалению, духовный потенциал религии, используются не только в благих целях. Примером могут послужить Крестовые походы. Однако, здесь вина отнюдь не религии, а людей, отлично понимающих мощь духовного потенциала религии и применивших его в корыстных целях. Недопустимо, чтобы религия становилась объектам политики. Однако, разумные взаимоотношения государства и религии необходимы и очень продуктивны.

     Сегодня, одна из наиболее острых проблем человечества – экология. И в данном вопросе духовный потенциал религии проявляет себя. Русский ученый В.М. Чепуров говорит о том, что религиозное сознание людей по своей сути экологично, оно вырастает из природы и развивается в гармонии с нею. Особенно наглядно это видно на примере восточных религий. Принцип «Ахилесса» в Буддизме – непричинение вреда всему живому – прямо на это указывает [13, с. 306].

     Духовный  потенциал религии всегда активно использовался в воспитании. Известно, что первоочередная задача воспитания еще не сформировавшегося человека – это заложить в его «зерно» духовности. Религия как ничто другое способна осуществить эту задачу.

     Во  многих государствах мира процесс воспитания, образования тесно переплетен с  религиозными началами. Исследования по проблеме использования нравственного потенциала религии в образовании ведутся уже давно. Например, в дореволюционной России одним из ведущих предметов был «Закон Божий» который имел обширнейшие межпредметные связи с курсами русского языка, литературы, отечественной и зарубежной истории [2, с. 7–8]. На сегодняшний день, к сожалению, данные традиции утеряны. На мой взгляд, именно в воспитании и образовании, в первую очередь, должен использоваться данный потенциал.

     Полезен духовный потенциал религии и для искусства. Известно, что многие виды искусства получили свое развитие именно благодаря религиям. Первые здания как произведения искусства были сооружены именно в религиозной сфере. Даже всемирно известного чудо света – Пирамиды Хеопса – не было бы, если бы не верования древних египтян в загробную жизнь. Элементы внутренней отделки, такие как фрески, мозаики впервые появились именно в храмах.

     Иконопись – один из видов живописи. Известно, что такое явление как чудотворные иконы до сих пор не объяснено наукой, однако они на самом деле творят чудеса. И здесь духовный потенциал религии действенен и неоспорим [15, c. 367].

     В целом, религиозное искусство, как  и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое  содержание. Оно развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. Например, Н. Соловьев утверждал, что церковное пение производит самое благотворное действие на нашу душу. Оно дает согласное настроение всей нашей деятельности, глубоко проникает в наши сердца и приводит в гармонию наши силы [16, с. 17]. В первую очередь, но не только. В принципе, созерцателями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все человечество.

     Полезна религия и для светского искусства. Она как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее.

     Думается, что свой духовный потенциал религия активно использует и в медицине. При этом их взаимодействие может быть как прямым, так и косвенным. xxРяд восточных религий напрямую содержат в себе способы и предписания врачевания. Например: йога, иглоукалывание, различные формы медитаций и т.д.

     Известно, что психиатрия зачастую использует именно духовный потенциал религии для лечения своих пациентов [17, с. 12].

     Одним из примеров косвенного взаимодействия является использование духовных принципов  религии (в частности христианства) во взаимоотношении врача и пациента. И в данном аспекте религия и медицина очень близки: у них одно предназначение и цель – помощь людям.

     Таким образом, представляется возможным составить следующую последовательность в рассматриваемом аспекте: духовный потенциал религии «принимает» на себя религиозный человек, через него он интегрируется в общество, и уже от общества опять непосредственно к человеку, при этом не обязательно религиозному. Духовный потенциал религии может быть полезен во многих сферах нашей жизни. Это уникальный феномен, который функционирует не только опосредованно, но и самостоятельно. Он делает нас и наше общество лучше и добрее, помогает найти выход там, где, казалось, его нет. 
 
 
 

  1. МЕСТО РЕЛИГИИ  В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

     Историческое  существование белорусов неразрывно связано с религией. С ней связано становление духовных устоев белорусского общества, национальных традиций, нашего мировоззрения и менталитета.

     Если  производить краткий ракурс в  историю, можно обозначить следующее: на самом раннем этапе существовало язычество (политеизм, многобожие) В X веке оно уступает место более развитой религии – христианству, именно с которым в большей степени и было связано духовное взаимодействие белорусского общества. Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV века на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары) [18, c. 14]. Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, что, несомненно не могло не оставить свой отпечаток на особенностях менталитета, «духа» белорусского общества.

     Религия, всегда являлась составной частью всех сфер существования общества и государства, вплоть до «советского» периода, когда она не воспринималась властью должным образом и попросту отрицалась. Такая ситуация просуществовала практически до 90-ых годов XX века. И с образованием суверенной Беларуси, был взят ракурс на восстановление традиций соотношения белорусского общества и религии.

     Таковы  исторические факты, относительно исследуемой проблемы. Однако, конечно, чтобы понять и охарактеризовать место религии в духовной жизни белорусского общества, не достаточно простой исторической справки – необходимо рассмотреть данную проблему «изнутри».

     Сегодня можно наблюдать своеобразное возрождение во взаимоотношениях белорусского общества и религии. На мой взгляд, это не случайно. Беларусь имеет глубокие корни и традиции во взаимодействии с религией и в частности, в первую очередь, с христианством. Оно всегда занимало значительное, если не основополагающее место в духовной жизни белорусов. И эти, сформированные веками устои, невозможно «вычеркнуть» из самобытности нашей нации. Поэтому, население, после времен гонений на религию как мировоззрение, чувствует значительную потребность, именно внутренне стремление, жить вместе с ней.

     Думается, что роль религии в духовной жизни общества представляется возможным определить, в первую очередь, через определение ее места в душе конкретного человека. По подсчетам социологов, в настоящее время к верующим себя относят более половины белорусского населения. В общем, наблюдается рост религиозности практически среди всех слоев населения Республики Беларусь. Считается, что это в первую очередь связано с компенсаторной, защитной функцией религии. Это указывает на то, что в принципе, основополагающая цель религии не изменилась в течение нескольких тысячелетий. Она компенсирует нам то, чего мы не можем понять, защищает нас, помогает перенести все наши тяжести и невзгоды.

Информация о работе Религия и общество